Сажают тех предпринимателей, которые отстаивают свои права

Сажают тех предпринимателей, которые отстаивают свои права

1126

Два месяца прошло с момента создания в аппарате Уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей подразделения, которое занялось защитой бизнесменов, преследуемых по экономическим статьям. Его возглавил на правах омбудсмена Александр Хуруджи, который сам «прошёл школу» СИЗО. Сегодня можно было бы говорить о первой победе в работе новой структуры — прекращении уголовного дела. Но последние события по нему перечеркнули всё достигнутое.

Предыстория такова: на имя бизнес-омбудсмена Бориса Титова поступило обращение от предпринимательницы Рашиды Камаловой из города Альтемьевска республики Татарстан. С просьбой разобраться в обстоятельствах сфабрикованного уголовного преследования. Проверкой его правомерности занялась команда Хуруджи.

«Рашида Камалова — владелица частного бизнеса в жилищно-коммунальной сфере, компаний ЖЭУ-10 и  ЖЭУ-12, настаивала на том, что совершён рейдерский захват, - рассказал эксперт нового подразделения аппарата уполномоченного по делам предпринимателей Дмитрий Григориади. - Стали разбираться, выяснилось: в республике началась монополизация этого бизнеса. Начались поглощения маленьких компаний в единую структуру, принадлежащую родственнику высокого чина из силовых ведомств. Тех, кто отказался продать свой бизнес за дёшево, в том числе и эти два жилищно-эксплуатационных управления, стали прессовать».

Поводом же для возбуждения уголовного дела стали поступившие в органы протоколы собрания жильцов, которое якобы было проведено с нарушением. Оно заключалось в том, что люди в действительности не собирались, а просто поставили подписи. На самом деле собрание провела конкурирующая организация, но обвинили в подделке документов и мошенничестве ЖЭУ-10 и  ЖЭУ-12.

«Мы провели экспертизу, начали переписку с администрацией, со следствием. В результате активной позиции предпринимателя, нашего вмешательства уголовное дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления. Мы возрадовались, но оказалось, рано», - рассказал эксперт.

20 января у сотрудников этих двух предприятий начались обыски, дело возобновили, но уже по другому составу. Предприниматель во второй раз обратилась к бизнес-омбудсмену.

«Инициаторы ранее организованного рейдерства совместно с недобросовестными полицейскими возобновили процесс третирования наших организаций и возбудили новое уголовное дело по нелепым обстоятельствам уже в отношении учредителей, генерального подрядчика ООО «РУСЛО», - говорится в обращении к Борису Титову.

Сидели бы тихо — не сидели бы

Как выяснил Дмитрий Григориади, работники компании после прекращения дела продолжили отстаивать свои права, желая не только реабилитироваться, но и заявить о нарушениях в отрасли. Они направили письма в ФСБ, другие инстанции по поводу завышения тарифов на тепло. В результате были сняты с должностей начальник полиции, прокурор города. Скорее всего, это и стало причиной возобновления дела. Те, кто проводил обыски, дали понять: сидели бы тихо, ничего бы не было.

«Общая закономерность из тех дел, которыми я занимался, такая: дела возбуждаются чаще тогда, когда предприниматель занимает активную позицию — обжалует, судится, спорит. Взятия под стражу,  как не странно, избегают те, кто успевает уехать. А те, кто ходит в суды, пытается в правовом поле решать вопросы, кто верит в незыблемость норм права, беспристрастность следствия, серьёзно попадают», - говорит адвокат Григориади.

Посадить, по его мнению, легко. Например, на основании имеющейся информации, что человек может совершить преступление. То есть, достаточно  рапорта полицейского, в котором он напишет, что обладает некой оперативной информацией о готовящемся преступлении, либо об уже совершённом. Для проверки таких фактов возбуждаются дела.
Этого достаточно для разрешения на обыск. А там можно забрать телефон, увидеть, что где-то он лайкнул в соцсетях и возбудить дело, допустим, об экстремизме. Если есть желание, можно найти массу других поводов.

Что же касается истории предпринимателя из Альтемьевска, омбудсмен по защите прав предпринимателей продолжит разбирательства по этому делу. Уже по второму кругу.

Следователи не выпускают бизнесменов, боясь занять их место

Вопросом, почему же предпринимателей продолжают упекать за решётку, даже несмотря на критику президента, задавались многие. Оказывается, причина в одной законодательной особенности. Если дело прекращается и выясняется, оно возбуждено незаконно, сотрудники правоохранительных органов обязаны нести ответственность. А там срок до 10 лет.  Дмитрий Григориади уверен, что  поэтому они будут «утяжелять» дела — возбуждать по новым поводам, придумывая их, чтобы самим не сесть в тюрьму.

К этому добавляются региональные особенности, в том числе и негласные «правила». Так, у омбудсмена по защите прав предпринимателей находится на рассмотрении дело  женщины-предпринимателя из Ставропольского края. Она уже отсидела 5 лет из 8-и и имеет все законные основания претендовать на условно-досрочное освобождение. Но ей не дают.

«Судьи в неофициальной обстановке рассказывают, что у них есть чёткое указание в регионе — по предпринимателям УДО не давать, иначе уволят. Что с этим делать, мы пока не знаем. Парадокс в том, что убийцам, хулиганам УДО дают, а предпринимателям нет», - говорит эксперт при бизнес-омбудсмене.

Тяжелее всего на юге России

По словам омбудсмена по защите прав предпринимателей Александра Хуруджи, наиболее тяжёлая ситуация на юге России, а самый неблагополучный регион — Ростовская область. Там сложившаяся десятилетиями «монолитная система взаимодействия всех структур», покрывающих друг друга.

«Менять нужно представление о контроле и об ответственности первых лиц. До тех пор, пока чиновники высокого ранга не будут знать, что с них спросят, и если не будет результатов, их уволят – мало что изменится. Мы будем отбивать отдельных людей и радоваться, что вырвали из лап так называемого правосудия», - считает Александр Хуруджи.

Но при этом он уверен: «Когда свет включаешь, то, по крайней мере, маленькие одинокие тараканы разбегаются». Один из последних позитивных примеров — дело в Краснодаре удалось направить на доследование. Это свидетельствует о скором его прекращении — нечасто судья заворачивает дело на досмотр.

Сейчас на рассмотрении нового подразделения около 30 предпринимательских дел, и будут делать «всё возможное и невозможное», чтобы прекратить преследования бизнесменов. Для начала проанализируют общую картину по стране. Она уже видится как типовая — «посадки» происходят по одной схеме, как под копирку. Выводы будут представлены Борисом Титовым на докладе президенту Путину в марте. Затем настанет черёд конкретных предложений, некоторые уже подготовлены общественниками. Например, Дмитрий Григориади считает, что выходом может стать слушание дел по налогам и экономическим преступлениям в судах присяжных. На 12 человек сложнее воздействовать, поэтому в вопросах выявления истины им больше доверия.

И добавляет: если ситуацию не преломить, предпринимательство может исчезнуть как класс. Уже сейчас 60% детей хотят быть силовиками — полицейскими, прокурорами, судьями, но не предпринимателями. Потому что это опасно для жизни, для семьи.

ИСТОЧНИКhttp://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/business/39962-sazhayut-teh-ppedppinimateley--kotopye-otstaivayut-svoi-ppava.html