Уважаемый Сергей Владиленович! Сегодняшнее мое выступление — о пытках

Уважаемый Сергей Владиленович! Сегодняшнее мое выступление — о пытках

1275

26 октября 2017 года, состоялась встреча Совета по правам человека с первым заместителем главы Администрации Президента Сергеем Кириенко. В этой встрече участвовала, в том числе, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Приводим текст выступления Людмилы Михайловны: 

 

Уважаемый  Сергей Владиленович!

Сегодняшнее мое выступление —  о пытках. В правовом государстве это вещь невозможная.  Но у нас пытки, несмотря на то, что законом они, естественно, запрещены, случаются и при задержаниях полицией, и в местах  заключения. Но вина за эти позорные факты не только на нарушающих закон полицейских и сотрудниках ФСИН, но и на прокуратуре всех уровней, включая Генеральную. Потому что после встречи президента с членами Совета по правам человека в декабре прошлого года Владимир Владимирович, выслушав сообщение о пытках в местах заключения дал распоряжение Генеральной прокуратуре (я подчеркиваю – Генеральной прокуратуре) проверить сообщенные  членами Совета факты. Президент тогда сказал членам Совета (цитирую): « Это поручение эффективно, в соответствии с законом, может исполнить прокуратура. Я так и сделаю, я поручу провести такую работу». И он действительно это сделал. Через месяц, выступая на заседании по случаю 295-й годовщины российской прокуратуры, президент, согласно сообщению Интерфакса, сказал (цитирую): «Прошу держать на контроле ситуацию с соблюдением прав граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы». А РИА Новости передали с этого же юбилейного заседания такие   слова президента: «Реакция прокуроров всех уровней на несоблюдение закона, на нарушения прав и свобод людей должна быть незамедлительной и действенной». Это было поручение именно прокуратуре, как органу, обязанность которой и состоит в том, чтобы следить за неукоснительностью соблюдения законов. При этом президент дополнительно поручил Генеральной прокуратуре (опять цитирую): «провести проверку соблюдения Федеральной службой исполнения наказаний законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в части, касающейся взаимодействия с членами общественных наблюдательных комиссий», т.е. – ОНК.

Генеральный прокурор в ответ на эти неоднократно повторенные и очень ясные распоряжения президента, что прокуратура должна проверить, как обращаются с заключенными сотрудники ФСИН, ответила докладом… о взаимодействии ФСИН с Общественными наблюдательными комиссиями (ОНК). Т. е. Генеральная прокуратура устранилась от исполнения поручения, данного ей президентом, никак не отреагировала, хотя должна была следить за исполнением закона сотрудниками ФСИН и без специального поручения президента, а отчиталась о том, что проверила соблюдение сотрудниками ФСИН законодательства об общественном контроле.

Таким образом, Генпрокуратура не выполняет своей прямой обязанности следить за тем, чтобы в местах заключения не смели пытать заключенных, хотя президент дополнительно, специальным распоряжением напоминал прокурорам об этой их обязанности. И, конечно, пытки продолжаются. До меня дошло, в частности, сообщение о пытках в лагере в Ярославской области, где находился в то время осужденный по «болотному делу» Иван Непомнящий. Там избили заключенного так, что он, как мне написали, непроизвольно мочится с кровью, т.е. отбили молодому, здоровому человеку почки, превратили его в инвалида.  Я сообщила об этом Татьяне Николаевне Москальковой. Надо ей отдать должное. Она немедленно поехала в этот лагерь, убедилась, что сообщенные факты имели место, поговорила без свидетелей и с жертвой зверского избиения, и с другими заключенными. Но я совсем не уверена, что в этом лагере зверские избиения, приводящие к инвалидности, прекратились, в других лагерях – тоже. Ведь Татьяна Николаевна побывала в этом лагере и уехала. А все, кто пытал, остались на своих местах, как и начальство, которое то ли поощряло такие действия, то ли закрывало на это глаза.

Более того ФСИН после всех этих событий стал более закрытым.  Так, председателя нашего Совета Михаила Александровича Федотова не пустили в один из карельских лагерей, где, по свидетельству вышедшего на свободу из этого лагеря Ильдара Дадина, практиковались пытки. Раньше не только Федотова, но и членов Президентского Совета пускали в лагеря. А мы, правозащитники, по-прежнему получаем сообщения из разных лагерей о продолжающихся пытках.

Сейчас Россия вроде бы хочет помириться с Западом. Я тоже хочу, чтобы у нас установились нормальные отношения с приличными странами.  Но это не значит, что правозащитники ради налаживания наших отношений с Западом не будут придавать огласке такие позорные факты, что в нашей стране как в средние века пытают людей, а прокуратуре на это наплевать.

Благодарю за внимание.

По завершению выступления Людмилы Алексеевой Сергей Владиленович подтвердил, что Президент действительно год назад давал прокуратуре поручение держать на контроле ситуацию с соблюдением прав человека в местах лишения свободы, и это поручение должно выполняться.   

 

источник http://www.zaprava.ru/uvazhaemyj-sergej-vladilenovich-segodnyashnee-moe-vystuplenie-o-pytkax/