ОТЧЁТ о деятельности общественной наблюдательной комиссии Ростовской области за 2018 год

ОТЧЁТ о деятельности общественной наблюдательной комиссии Ростовской области за 2018 год

222
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Общественная наблюдательная комиссия Ростовской области (далее ОНК РО) осуществляет свою деятельность на постоянной основе в порядке, установленном Федеральным законом №76 от 10.06.2008г. в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

В состав ОНК Ростовской области в настоящий период времени входят 22 человека:

  1. Петрашис Леонид Вальдемарович – председатель ОНК РО
  2. Поликарпов Олег Николаевич – зам. председателя ОНК РО
  3. Адаменко Дарья Викторовна
  4. Вилис Алексей Анатольевич
  5. Гончаров Игорь Владимирович
  6. Егурнев Александр Владимирович
  7. Золотилова Елена Анатольевна
  8. Капранов Алексей Владимирович
  9. Клименко Алексей Георгиевич
  10. Князев Дмитрий Анатольевич
  11. Котов Захар Сергеевич
  12. Мнацаганов Андрей Жоржевич
  13. Надтока Сергей Викторович
  14. Небыков Александр Федорович
  15. Попова Надежда Андреевна
  16. Селезень Алексей Аликович
  17. Старых Кирилл Геннадьевич
  18. Тарасова Татьяна Александровна
  19. Хлиян Сергей Агопович
  20. Ходыкин Игорь Васильевич
  21. Шелудько Андрей Юрьевич
  22. Шорохов Юрий Александрович

 

В состав Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области 4 созыва в 2018 г. входит: 7 юристов, из них 2 кандидата юридических наук (Надтока С.В. – к.ю.н., Капранов А.В. — к.ю.н., доцент), 5 священнослужителей (3 православных и 2 протестантских), 2 психолога, 1 журналист, 1 ведущий тренер-эксперт по осуществлению общественного контроля в МПС.

Зам. председателя ОНК РО Поликарпов О.Н. является членом ОС при ГУ МВД РФ по РО.

Член ОНК РО к.ю.н., Надтока С.В. является доцентом кафедры уголовного процесса и криминалистики РФ РТА.

Член ОНК РО к.ю.н., доцент Капранов А.В. является доцентом кафедры судебной экспертизы и криминалистики РГЭУ.

Член ОНК РО Князев Д.А. является почётным работником общего образования Российской Федерации, председателем ОС при УМВД России по г. Таганрогу.

 

Деятельность ОНК РО в 2018 г.

 

В 2018 г. члены ОНК РО 4 созыва 219 раз посетили места принудительного содержания Ростовской области (ГУ ФСИН РФ по РО, ГУ МВД РФ по РО, Министерства образования РО, Министерства здравоохранения РО, ФСБ РО, Министерства обороны РФ) для осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека. По результатам посещений членами комиссии в адрес руководства территориальных органов были предоставлены мотивированные отчёты-заключения, содержащие конкретные выводы и рекомендации.

На большинство заключений были получены ответы ведомств с указанием конкретных мер реагирования на указанные недостатки.

Наименование

МПС МВДРФ по РО

МПС ФСИН РФ по РО

МПС ФСБ РО

МПС Мин. образования РО

МПС

Мин. обороны РФ

МПС Мин. здравоохранения РО

1

Количество посещений МПС

101

113

1

1

1

2

2

Количество мест принудительного содержания в субъекте РФ по ведомствам

108

18

1

1

1

13

3

Из них подвергнуто проверке по вопросам соблюдения прав человека в отчётном периоде

46

18

1

1

1

 

2

 

В 2018 году членами ОНК РО было обработано 223 жалобы от осуждённых/обвиняемых/подозреваемых и их родственников.

В ходе работы двух общественных приёмных в г. Ростове-на-Дону и г. Волгодонске членами ОНК РО было оказано 230 бесплатных правовых консультаций по вопросам уголовного законодательства, УДО и замене неотбытой части наказания более мягким видом, амнистии и др. Членами ОНК РО был проведен личный приём 620 лиц, находящихся в МПС РО.

В рамках акции «Гражданин и полиция» в 2018 г. членами ОНК РО было проведено более 140 мероприятий по мониторингу работы сотрудников правоохранительных органов (Участковых уполномоченных полиции, Дежурных частей отделов полиции, Отделов МРЭО, Отделов по вопросам миграции), проведён опрос населения о качестве работы полиции, а полученные результаты обобщены для дальнейшего их обсуждения с руководством Донского главка.

В 2018 г. члены ОНК РО провели и приняли участие в 35 рабочих встречах-совещаниях, «круглых столах», общих собраниях комиссии с представителями правоохранительных органов, органов исполнительной власти, представителями Правительства и аппарата УПЧ РО, правозащитниками из регионов РФ.

Для всестороннего информирования общества об осуществлении общественного контроля в МПС РО, члены ОНК РО регулярно размещают материалы о своей деятельности в СМИ и сети Интернет.

С 01.01.2018 г. членами ОНК РО было размещено 354 информационных и аналитических материала о работе комиссии, заключений о посещениях МПС, рабочих встречах-совещаниях, актуальных интервью на сайтах Российского проекта ОНК antipytki.ru, твойконтроль.рф, информационном портале vdnews.org и др. СМИ.

Также, работа ОНК РО освещалось в ряде областных и федеральных СМИ.

 

Проблемные вопросы в местах принудительного содержания региона, с которыми сталкиваются члены комиссии в процессе своей деятельности:

 

ГУ ФСИН России по Ростовской области:

У ОНК РО налажены рабочие,  конструктивные отношения с руководством и сотрудниками ГУФСИН РФ по РО, все заключения и рекомендации комиссии оперативно рассматриваются, своевременно направляются ответы на заключения,  регулярно, не реже одного раза в квартал, проходят рабочие встречи-совещания руководства Главка с членами ОНК РО, в штате есть помощник начальника Главного управления по правам человека, отвечающий за  постоянное взаимодействие с комиссий и, благодаря этому, большинство  проблемных вопросов решаются оперативно.

— Случаи несвоевременного оказания медицинской помощи ненадлежащего качества в ряде ИК и СИЗО.

— Случаи перелимита в некоторых учреждениях (в СИЗО).

— Частые и не всегда обоснованные, по мнению членов комиссии, случаи отказов в освобождении по Постановлениям Правительства Российской Федерации №3 и №54.

— Частые и не всегда обоснованные, по мнению членов комиссии,  случаи необоснованных отказов судами в удовлетворении ходатайств об УДО и замене не отбытой части наказания более мягким его видом.

— Отсутствие необходимого количества рабочих мест в исправительных учреждениях.

— Сложности, иногда возникающие, при этапировании (конвоировании) заключённых в учреждения федерального и муниципального здравоохранения для оказания необходимой медпомощи.

— Имеющиеся материально-бытовые проблемы в некоторых учреждениях (помещения, требующие капитального ремонта, отсутствие вентиляции, надлежащего освещения и др.).

— Проблемные вопросы в работе магазинов в некоторых учреждениях, связанных с централизацией поставок из ФГУП «Калужский» (цены, ассортимент и т.д.).

— Сложности, в некоторых случаях возникающие, при паспортизации и подтверждении гражданства осужденных.

 

ГУ МВД России по Ростовской области:

У членов ОНК РО сложись рабочие, конструктивные отношения с сотрудниками ГУ МВД РФ по РО и территориальных органов, которые в большинстве случаев готовы к конструктивному взаимодействию с членами комиссии. Рабочих встреч-совещаний с начальником Главка за отчетный период не было.

— Проблемы, связанные с отношением некоторых сотрудников – «человеческий фактор».

— Случаи несоответствия действующему законодательству условий содержания в некоторых ИВС и СП.

— Отсутствие фельдшеров в некоторых ИВС.

— Отсутствие специальных помещений для содержания задержанных лиц  (далее СПСЗЛ) и помещений для работы с доставленными гражданами в ряде дежурных частей отделов полиции.

— Несоответствие требованиям действующего законодательства СПСЗЛ и помещений для работы с доставленными гражданами в ряде дежурных частей отделов полиции.

— Случаи не предоставления горячего питания и постельных принадлежностей лицам, содержащимся в дежурных частях некоторых отделов полиции более трёх часов и в ночное время.

— Сложности, связанные с не всегда корректным ведением служебной документации.

— Отсутствие пандусов/кнопок вызова дежурных сотрудников на входах в некоторых отделах полиции.

 

Проблемные вопросы в работе ОНК РО и предложения по их решению:

 

  1. Формирование ОНК

Процесс формирования комиссий Общественной палатой РФ, по мнению членов ОНК РО, является закрытым, излишне формализованным, не имеет понятных критериев отбора, что, в конечном итоге, может привести к формированию нежизнеспособных и неэффективных комиссий.

К примеру, в Ростовской области действуют Главное управление ФСИН (18 учреждений), МВД (108 учреждений), есть места принудительного содержания Министерства обороны, ФСБ, Министерства образования, Министерства здравоохранения, регион имеет большую протяжённость, большое количество спецконтингента, приграничную территорию, МПС располагаются на значительном удалении от городов. Для Ростовской области 22 члена комиссии – это очень мало для осуществления эффективного общественного контроля по обеспечению прав человека в МПС.

Для изменения сложившейся ситуации целесообразно:

— Сделать механизм выборов в ОНК максимально открытым и понятным.

— Рассмотреть вопрос об организации обязательного обучения кандидатов в региональные комиссии (совместные с действующими членами ОНК посещения МПС, обучающие семинары) для повышения их правовой грамотности и навыков осуществления общественного контроля.

— Оценивать эффективность действующих членов ОНК при формировании новых составов комиссии (количество посещений МПС, количество и качество написанных заключений, участие в различных мероприятиях комиссии и учебных семинарах для членов ОНК).

— В ходе отбора кандидатов для включения в состав комиссий руководству общественной организации представлять по каждому рекомендованному кандидату досье/резюме, подтверждающее его деятельность в области защиты прав человека.

— Определять механизм установления численного состава ОНК для региона до начала процедуры утверждения Советом ОП РФ, предварительно согласовав с членами комиссий.

— В случае отказа от утверждения кандидата в члены ОНК, рекомендовать Совету ОП РФ направлять мотивированное письмо в адрес НКО (выдвинувшей кандидата в комиссию) о причинах отказа.

— Рассмотреть возможность создания совместной комиссии ОП РФ – УПЧ РФ – СПЧ РФ по рассмотрению спорных вопросов, возникающих в процессе формирования региональных ОНК.

— Рассмотреть вопрос по созданию экспертного совета региональных ОНК, в который могли бы войти опытные члены комиссий. Формирование экспертного совета ОНК возложить на Уполномоченного по правам человека в РФ, секретаря ОП РФ, при участии председателя и членов СПЧ РФ.

— Проводить регулярный мониторинг деятельности региональных ОНК с освещением реальной работы комиссий.

— Предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями.

— Предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК от городских НКО.

— Исключить норму в законодательстве, ограничивающую выдвижение в члены комиссии более 3-х раз подряд, и продлить срок полномочий членов ОНК до 5 лет (по аналогии с депутатами представительных и законодательных органов власти).

 

  1. Финансирование и материально-бытовое обеспечение деятельности комиссии

Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами, организациями, а члены ОНК в соответствие с п.3 ст.17 ФЗ-76 не имеют права получать вознаграждения за свою деятельность. По мнению членов ОНК РО, для обеспечения эффективной работы ОНК необходимы значительные финансовые затраты: аренда офиса, зарплата секретаря, интернет и связь, оплата проезда, обучающие мероприятия, издание методических материалов и др. Источником финансирования деятельности ОНК могут являться федеральные и региональные гранты (получаемые НКО, выдвинувшими членов комиссий), добровольные пожертвования и личные средства членов комиссий.

Только целевое выделение средств на обеспечение деятельности эффективно работающих комиссий будет способствовать сокращению случаев нарушения закона и прав человека в местах принудительного содержания, и как следствие, повышению эффективности всей государственной политики в сфере исполнения наказания, что позволит сделать жизнь в обществе более комфортной и безопасной.

Отсутствие системной государственной поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий приведёт к прекращению их эффективной работы, а самое главное, выходу из комиссий наиболее активных членов ОНК.

Для финансовой поддержки действующих комиссий целесообразно:

— Рекомендовать исполнительным органам власти в регионах оказывать поддержку при осуществлении членами комиссии общественного контроля в МПС, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на деятельность Общественных палат и УПЧ в регионах (предоставление транспорта, оказание методических услуг, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – «круглых столов», семинаров, тренингов).

— Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти отдавать приоритет заявкам на получение финансовой поддержки в виде грантов от НКО, выдвинувших членов ОНК.

— Рассмотреть возможность включения в критерии оценки деятельности региональных УПЧ эффективность их взаимодействия и помощи региональным ОНК.

— Рассмотреть возможность предоставления организациям, подающим заявки на получение грантов, рекомендательных писем от эффективно работающих правозащитных НКО для поддержки проектов.

— При рассмотрении заявки оценивать эффективность работы региональных ОНК (в которые выдвинуты представители НКО – соискателя грантовой поддержки).

 

  1. Проблемные вопросы взаимодействия ОНК с органами исполнительной власти

По мнению членов ОНК РО, взаимодействие членов комиссии с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и федеральными ведомствами необходимо для эффективного осуществления общественного контроля в МПС.

В большинстве регионов РФ представители органов исполнительной власти практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Конструктивное взаимодействие комиссий с представителями органов исполнительной власти очень важно, так как 90% осуждённых после отбытия наказания остаются проживать в данном регионе, и от того, насколько эффективно был произведён процесс их исправления и последующая ресоциализация, зависит безопасность жизни в обществе. Члены ОНК РО неоднократно обращались к руководству правительства РО о необходимости более оперативного взаимодействия, но пока ситуация остаётся на прежнем уровне, при этом, ранее в правительстве  был сотрудник отвечающий за это направление и оказывающий эффективное содействие комиссии, но сейчас нет даже его.

Более тесное взаимодействие исполнительной власти и членов комиссии позволило бы повысить открытость и уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения граждан к реализуемой государством политике в целом.

Для изменения сложившейся ситуации, целесообразно:

— Рекомендовать органам исполнительной власти включать членов ОНК в состав общественных палат в регионах и комиссии по профилактике преступности при главах регионов.

— Рекомендовать органам исполнительной власти выделять помещения для офиса ОНК из муниципального фонда на безвозмездной основе.

— Рекомендовать органам исполнительной власти выделять бюджетные средства на освещение деятельности ОНК в СМИ.

— Рекомендовать органам исполнительной власти включить в критерии оценки деятельности правоохранительных органов (Прокуратура, ФСИН, МВД, ФСБ, Минобразования, Минобороны, Мин. здравоохранения) и администраций муниципальных образований – эффективность их взаимодействия с региональными ОНК и оказание им поддержки.

 

Для разрешения озвученных сложностей, возникающих в работе комиссии, а также при взаимодействии членов ОНК с представителями правоохранительных органов и органов исполнительной власти, предлагаем:

— Рассмотреть вопрос о создании отдела в аппарате УПЧ РФ по взаимодействию с ОНК, который будет заниматься координацией взаимодействия комиссий с сотрудниками правоохранительных органов и органов исполнительной власти для повышения эффективности общественного контроля, в целях содействия реализуемой государственной политике в области обеспечения прав человека в МПС (согласно 76-ФЗ).

— Рассмотреть возможность включения в экспертный совет при УПЧ РФ активно и эффективно работающих членов региональных ОНК, а также создание в рамках экспертного совета постоянной комиссии по содействию государственной политике в сфере обеспечения прав человека в МПС и осуществлению общественного контроля в местах принудительного содержания.

— Рассмотреть вопрос поощрения эффективно работающих членов ОНК со стороны ОП РФ, УПЧ РФ, СПЧ РФ, а также органов исполнительной власти регионов.

— Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство, до сих пор в законе отсутствуют положения о посещениях учреждений психиатрии, хотя во многих регионах, в частности и в Ростовской области, члены комиссий уже посещают эти учреждения.

Очень важно сделать законодательно открытыми для членов ОНК автозаки, конвойные вагоны, конвойные помещения судов.

Очень важно законодательно убрать ограничение для членов ОНК три срока по три года, потому что из-за этого ограничения во многих регионах комиссии будут формироваться «с нуля», будет отсутствовать преемственность.

По мнению членов ОНК РО новые, уже принятые, поправки в закон об общественном контроле не улучшили, а во многих регионах даже ухудшили ситуацию с общественным контролем в МПС.