Доклад А.В. Бабушкина на Координационном Совете УПЧ субъектов РФ: ресоциалиуция освобожденых

Доклад А.В. Бабушкина на Координационном Совете УПЧ субъектов РФ: ресоциалиуция освобожденых

419

Доклад  А.В. Бабушкина на Координационном Совете Уполномоченных по правам человека в субъекте РФ «Актуальные проблемы ресоциализации осужденных».Возникновение пенитенциарной системы предопределило необходимость создания механизмов ресоциализации тех, кто выходит на свободу.
В нашей стране эти проблемы решались по разному. Например, в Тамбовской воспитательно-исправительном заведении все освобождаемые  получали дорогой в те времена набор инструментов в соответствие с полученной профессией, а судьба воспитанников отслеживалась колонией в течение 10 лет. Не удивительно, что рецидив в этой колонии  составлял около 5 %.

В то же время у казачьих и иных сообществ было удивительное по нынешним меркам право: запрещать освобожденым в течение от 3 до 5 лет возвращаться на прежнее место жительства. Очевидно отсюда возник и запрет для освобожденных поселяться ближе к крупным ключевым городам ближе, чем на 100 км.
В то же время отсутствовал запрет на занятие судимыми важных государственных постов. Могли они работать и в системе Главного тюремного управления

Хочу высказать следующие предложения.

Первое. Пособие, которое выплачивается освобождаемому, должно доходить до МРОТ и делиться  на следующие 4 неравноправные части:
- первая часть, в размере 15 % выплачивается человеку  при освобождении;
- вторая часть в размере  20 % выплачивается по прибытии к месту жительства;
- третья часть в размере 30 %  выплачивается при поступлении  на работу;
- четвертая часть выплачивается в размере  35 %, когда человек на выбранном месте работы проработал месяц

Второе. В разделе про пробации я предлагаю предусмотреть:
- допитенциарную (досудебную);
- внепитенциарную (не связанную с лишением свободы);
- пенитенциарную (при осуществлении наказания в виде лишения свободы);
- постпенитенциарную (после освобождения из мест лишения свободы);

Третье. В качестве групп населения, требующих особое внимание при осуществлении пробации и ресоциализации следует дополнительно отметить:
- лица без гражданства;
- бездомные;
- лица, страдающие психическим заболеванием.

Четвертое. При восстановлении документов паспорт следует восстанавливать не в конце срока  наказания,  а сразу же,  когда выясняется об отсутствии паспорта.

Пятое. ФСИН России при  проведении воспитательной работы следует более активно использовать механизмы поощрения.

Шестое. Среди направления деятельности  ФСИН России в сфере ресоциализации следует предусмотреть  обеспечение финансовой и цифровой грамотности осужденных.

Седьмое. В большинстве учреждений ведется работа,  направленная на формирование у осужденных конкретных  планов после  освобождения.   Однако это происходит не везде, а только там, где руководство тер органов озабоченно этой проблемой. 

Восьмое. В ведение органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны находятся вопросы:
- помощи осужденным в сохранении жилья, оплаты ЖКУ путем помощи в заключении договоров на аренду или поднаем жилья;
- выработке механизма приостановления начисления  платежей на ЖКУ, когда  гражданин по месту жительства не проживает;

Девятое. Контрольному управлению Президента РФ и Счетной Палаты РФ провести  провести эффективности использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение жилищных средств детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей.

Десятое. Для развития социально- полезных связей, необходимо  развитие  системы «ФСИН-письмо». Так, в учреждениях  УФСИН  часто  системы электоронной почты  нет.

Одиннадцатое. Законодателю представляется необходимым предусмотреть:
- право арестованного человека на реструктуризацию его банковских кредитов и иных задолженностей, не связанных с гражданским иском по делу с предоставлением каникул на время отбытия наказания;
-   увеличение суммы, зачисляемой на лицевой счет осужденного в обязательном  порядке, с 25 до 40 % от размера его заработка и иных доходов;
- право на УДО для тех, кто отбывает наказание в виде принудительных работ со дня отбытия  наказания, а не со дня  перевода из мест лишения свободы в исправительный центр для отбытия принудительных работ; между тем, многие суды и органы прокуратуры начинают исчислять срок наказания именно таким неправильным образом.

Двенадцатое. Законодателю также следует провести ревизию:
- правомерности и разумности ограничений, установленных для освобожденных из мест  лишения свободы на занятие трудовой деятельностью; в настоящее время лицо, судимое за совершение тяжкого умышленного преступления, не вправе устроиться практически ни какую работу даже после погашения у него судимости; например, он не может устроиться на работу санитаром скорой помощи, так как скорая помощь оказывает  помощь в том числе и детям;
-  норм об ограничениях, действующих для тех, в отношении кого установлен  административный надзор после освобождения, а также самих сроков административного надзора; в настоящее время административный надзор чаще толкает освобожденного на совершение нового преступления, чем защищает от него.

Источник: https://an-babushkin.livejournal.com/1282606.html