Закон «О пробации»: задача государства предоставить освобожденному ночлег и работу

Закон «О пробации»: задача государства предоставить освобожденному ночлег и работу

412

Секция «Федеральный закон “О пробации в Российской Федерации”. Мониторинг ситуации в регионах» состоялся 30 августа в Самаре в рамках второго дня работы форума ОП РФ «Сообщество».

Эксперты обсудили взаимодействие всех вовлеченных в исполнение закона структур — от органов власти до общественных институтов, а также возникающие при этом проблемы. Кроме того, спикеры отмечали уникальность принятого закона и его значимость для общества в целом.

Так, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов подчеркнул, что тема пробация новая и непростая.

«Необходимо достичь того, чтобы общество понимало систему адаптации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест принудительного содержания, как задачу по уменьшению рецидива, — рассказал он. — Попадая в систему исполнения наказаний, человек социально защищен. У него есть одежда, обувь, трехразовое питание, место для ночлега и даже для занятий спортом. Возвращаясь в общество, человек должен находить в нем поддержку. Никто не говорит, что ему нужно давать комфортабельные коттеджи, — он согласен на общежитие. Общежитие в любом случае не трубопровод, не подвал и не заброшенный дом. Это место, где можно жить. Помимо жилья, нужна работа. Если у человека нет средств к существованию, он будет вынужден их искать. И если не найдет, то это толкнет его на совершение нового преступления».

Устроить так, чтобы бывший осужденный не думал, где ему взять работу и жилье, по мнению Александра Воронцова, входит в задачу государства. Закон «О пробации» направлен на то, чтобы человек знал места и ответственных, готовых оказать ему помощь после освобождения из мест принудительного содержания.

Алгоритм помощи гражданам, освободившимся из мест принудительного содержания, представил замминистра юстиции России Всеволод Вуколов. Он отметил, что разработка технического алгоритма реализации закона наиболее актуальный вопрос сейчас: «Мы исходим из того, что схема будет складываться следующим образом: после освобождения из мест принудительного содержания, гражданин будет знать, где он ночует и работает завтра. При этом его будут продолжать вести. Такую помощь могут осуществлять, например, сотрудники ФСИН».

Взаимодействие с Минтрудом и центром занятости, по мнению замминистра, сделает оказание помощи эффективнее и позволит ближе приблизиться к основной цели всей работы — снижению повторной преступности и рецидива.

Лица, нуждающиеся в пробации, будут объединены в единый реестр. Об этом рассказала руководитель управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России Елена Коробкова.

«Сейчас заключаются совместные приказы с министерствами просвещения, труда, здравоохранения, в которых определяются параметры, по которым будет оказываться помощь, — отметила она. — НКО, религиозные и общественные организации создают центры пробации. С осужденным работают по индивидуальным программам, которые составляются за девять месяцев до его освобождения. Также составляется перечень нуждаемости — работа, жилье, пособия. Таким образом к моменту освобождения осужденного мы уже будем знать, где он будет жить и работать, а также как будут решаться другие его проблемы».

Уголовно-исполнительная система России существенно отличается от других стран, напомнил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.

«Посмотрим на Соединенные Штаты Америки. У них есть 13-я поправка к конституции, по которой в тюрьмах разрешен рабский труд. Если посмотреть на процентное соотношение осужденных по расовому признаку, то сразу ясно, какой цвет кожи преобладает, — отметил он. — У них нет ничего, что бы препятствовало возвращению человека в учреждения. Наоборот, создаются условия, снова толкающие его на преступления».

Также спикер привел пример уголовно-исполнительной системы Германии, которую сравнил с «кружком умелых рук» и «пионерлагерем для взрослых». По словам Александра Холодова, в Германии общество готово платить деньги, чтобы опасных людей убирали как можно дальше и как можно дольше держали в изоляции, при этом угождая и развлекая.

«У России свой уникальный путь. Мы его пройдем, пусть даже совершив немало ошибок, потому что без них невозможно. Крайне важно вернуть людей в общество, чтобы они стали полноценной его частью, а не изгоями», — подчеркнул член ОП РФ.

Минтруд России — важный инструмент пробации, который еще до принятия закона находился в плотном взаимодействии со службой исполнения наказания, уверен директор департамента социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты России Тарас Васько.

«Закон “О пробации” имеет важное значение для нас. Мы получаем информацию о тех, кто освобождается из мест лишения свободы. Во многих регионах это делается без лишней бумажной волокиты. В прошлом году через нашу службу прошло более трех тысяч человек, освобожденных из мест лишения свободы. Мы всегда готовы помочь — граждане получают наборы одежды по сезону, оплату мобильной связи на первое время и, конечно, помощь в поиске работы», — рассказал он.

В дискуссии также приняли участие заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, председатель ОНК Москвы Георгий Волков, члены Комиссии ОП РФ Владимир Коробчак и Валерий Солдунов. Об опыте Самарской области в реализации закона «О пробации» рассказали представители территориального органа ФСИН России, аппарата уполномоченного по правам человека и прокуратуры.

 

https://oprf.ru/news/zakon-o-probatsii-zadacha-gosudarstva-predostavit-osvobozhdennomu-nochleg-i-rabotuИсточник: