В общественные палаты добавят реальности

В общественные палаты добавят реальности

1380

В администрации президента хотят, чтобы общественные палаты в регионах начали работать не только с лояльными общественниками, но и с социальными НКО, причем потенциально протестной направленности. Эксперты отмечают: главная проблема в том, что пока у власти получается наладить коммуникацию только с лояльными структурами, которые, по сути, не занимаются реальной общественной деятельностью.

 

Общественным палатам поручат работать с региональными НКО потенциально протестной направленности. Об этом Znak.com рассказал собеседник, близкий к администрации президента, и подтвердил источник непосредственно в администрации. Кроме того, активизировать работу с НКО социальной направленности поручат и муниципалитетам, и региональным властям.

 

«Во многих регионах общественные палаты собираются раз в несколько месяцев и, по сути, ничего не приносят обществу. Сейчас им будут даны рекомендации изменить и подход к формированию, и общий подход к работе. В частности, надо, чтобы и в федеральной, и в региональных общественных палатах оказались в первую очередь представители всех значимых социальных НКО региона – от профсоюзов до поисковых организаций», – говорит источник Znak.сom, близкий к администрации.

 

Институт общественных палат был создан в нулевые. Предполагалось, что в их состав войдут популярные, лояльные власти общественники. Впрочем, за все годы существования пока эта структура ничем особенным не запомнилась. Последние выборы в Общественную палату и вовсе обернулись скандалом, когда оппозиционные общественники обвинили власть в накрутке голосов в пользу провластных кандидатов. Новый состав палаты пока опять-таки ничем не запомнился.

 

Эксперты отмечают: для того, чтобы существование общественных палат получило наконец смысл, требуется только одно: они должны перестать быть марионеточными структурами и начать работать с реальными, а не только провластными общественниками.

 

Политолог Глеб Кузнецов говорит, что уже много лет, начиная с появления Общественной палаты РФ, власть пытается сделать из нее управляемую систему работы с реальным гражданским обществом, но получается плохо. Реального взаимодействия с обществом нет.

 

«В итоге общественные палаты превращаются в системы управления, но управления симулякрами, а гражданское общество остается, скорее, в протестном пространстве. Протестное оно потому, что с ним не работают, и это замкнутый круг. Факт в том, что пока все попытки создать эффективную систему управления гражданским обществом проваливаются, потому что создается система управления, а не площадка для коммуникации. Надо коммуницировать, а не управлять и создавать механизмы взаимодействия, а не администрирования», – считает Кузнецов.

 

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев отмечает, что буквально вчера «Парламентская газета» писала о новой инициативе законодателей: общественные палаты в регионах могут получить отдельное финансирование. Однако эксперт сомневается, что это решит главную проблему их абсолютной зависимости от региональных властей.

 

«Соответствующие изменения в проект модельного закона об общественной палате субъекта РФ были предложены на круглом столе в Совете Федерации. Организатором выступил Комитет по конституционному законодательству СФ. В предложенных поправках говорится, что финансирование общественных палат в субъектах является расходным обязательством субъекта федерации и должно составить не менее пяти процентов от суммы расходов на обеспечение деятельности законодательного собрания субъекта. То есть усилия по обеспечению деятельности общественных палат предпринимаются. Это тоже показатель. В условиях кризиса общественным палатам предложено стать центром притяжения для социальных НКО, общественников, независимых профсоюзов. Но материальной основы мало. Кадры решают всё. Проблема дееспособности ОП и независимости их от власти упирается в механизм их формирования», – считает Калачев.

 

«Законопроект об общественной палате субъекта РФ – модельный, регионы будут принимать свои законы, – напоминает он. – Как сделать так, чтобы эти палаты действительно выполняли функции народного контроля, проводили мониторинг нарушений законов на местах, а также контролировали работу региональных властей? Мне кажется, при нынешней системе их формирования – практически никак. Они – придаток региональной исполнительной власти. В этом противоречие. Пока они не будут действительно независимыми, можно давать любые поручения (бумага все стерпит), но толку будет мало. Хотя усилия по созданию для них финансовой основы шаг в верном направлении. Дело за малым», – отмечает Калачев.

 

Кроме общественных палат, по задумке администрации, работу с социальными НКО должны усилить муниципалитеты, об этом с ними говорил первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин на зимнем семинаре для мэров крупных городов, вспоминает собеседник издания. По его словам, в ситуации, когда муниципалитетах имеет место быть экономический кризис и недофинансирование, часть проблем можно решить, подключая к работе волонтеров или социальные НКО. Впрочем, собеседник признает, что для того, чтобы это реально произошло, надо будет очень серьезно перестроить сознание руководителей муниципалитетов и регионов: пока они часто воспринимают НКО как своего конкурента и критика власти.

 

Координатор проекта «Нужна помощь», который помогает собирать средства на работу различных региональных благотворительных организаций, известный фотограф Митя Алешковский считает, что проблема заключается несколько в другом: власти просто не понимают, что от НКО можно получить.

 

«Проблема в том, что власть смотрит на лояльные НКО и видит, что они занимаются всякой ерундой, не имеющей отношения к реальной жизни. А на самом деле есть огромное количество социальных НКО, которые предоставляют населению нужные услуги, которые помогают перераспределить прибыль в пользу нуждающихся, которые помогают государству», – говорит Алешковский.

 

«Проблема в том, что в нашей стране лишь 30% НКО социально-ориентированы, а большинство заняты контрольно-экспертными функциями, – рассказал Znak.com экс-глава управления внутренней политики администрации президента, руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. –

 

Это не совсем нормальная ситуация в третьем секторе, поэтому задача государства сейчас в стимулировании НКО социальной направленности, которые оказывают населению услуги, причем не обращая внимания на политические моменты. Например, среди руководителей известной поисковой организации «Лиза Алерт», которая ищет пропавших людей, есть много людей с оппозиционными взглядами. Но они делают нужное и важное дело, и государство должно быть заинтересовано в существовании таких организаций. Недавно президент поручил правительству подготовить меры, чтобы НКО получили доступ к бюджетным деньгам на уровне министерств и ведомств, это также стимулирует развитие социальных НКО. Активизация работы с ними общественных палат – это мера, направленная на решение этой же задачи», – считает Костин.

ИСТОЧНИК http://znak.com/moscow/articles/08-04-17-49/103788.html