Ирина Прохорова: Мысль о том, что тюрьма перевоспитывает, – классическая тоталитарная идея

Ирина Прохорова: Мысль о том, что тюрьма перевоспитывает, – классическая тоталитарная идея

729

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 июня. Общественный деятель, литературовед Ирина Прохорова и военный историк, преподаватель СПбГУ Борис Кипнис разошлись во мнениях в вопросе полезности тюремных мук для молодого поколения. Как передает корреспондент "Росбалта", формальным поводом для спора стала дискуссия на тему "История и реальность", которая состоялась после спектакля "Что делать?" Андрея Могучего по одноименному произведению Николая Чернышевского, передает корреспондент "Росбалта".

 

Участники встречи признались, что постановка БДТ им понравилась. Однако спор вызвала непосредственно фигура автора романа "Что делать?" Николая Чернышевского, а также то молодое поколение, которое он пробудил. Чернышевский провел в сибирской ссылке около 20 лет, а роман "Что делать?" писался в Петропавловской крепости. Многие молодые люди, вдохновленные текстом, также не избежали заключения.

 

Борис Кипнис не считает, что текст Чернышевского является романом. По его словам, "Что делать?" — это пропагандистское произведение, лишь облаченное в форму романа. Но этот идеологический текст оказал сильнейшее воздействие на молодежь.

 

"Текст перепахал некоего симбирского гимназиста, выпускника 7-го класса. Он уверовал в справедливость этого текста. Отсюда, мне кажется, и берут свое начало все катастрофы и несчастья России в XX и начавшемся XXI веке… В начале 60-х годов XIX века Чернышевский на мгновение оказался избранником судьбы. Но он писал раскаленным пером, которое обмакнул в свою кипящую кровь и разлитую желчь", — считает Кипнис.

 

Иной точки зрения придерживается Ирина Прохорова. Она заявила, что считать виновником всех бед Чернышевского очень соблазнительно, но неправильно. Произведение писателя нельзя называть главным тормозом на пути либерального развития страны. Ситуация гораздо сложнее.

 

"Что касается идеи страдания, то нам в советское время постоянно рассказывали, что художник должен страдать. Но художник и так страдает, у него природа такая. Он – сверхчувствительный организм. А тюрьма вообще никому не нужна, особенно невинным. Мысль о том, что тюрьма перевоспитывает, – классическая тоталитарная идея. Тюрьма ломает людей. Тюремная метафора – часть российского сознания. Мы всегда себя вписываем в идею страдания, которая является очистительной жертвой", — полагает Прохорова.

 

Однако Кипнис выразил категорическое несогласие с подобной позицией. Именно то, что общество в целом и молодежь в частности в последние 25 лет уверовали, что можно не страдать, не приносить себя в жертву общему дело, привело к отсутствию перемен.

 

"Почему-то считается, что если начать произносить речь среди зубробизонов различных Законодательных собраний, то что-то изменится. Но нет! Зубробизоны задавят отдельно взятых честных демократов и либералов. А народ будет говорить о "либерастах" и "дерьмократах". И никогда от этого отмыться не удастся. Народу так проще. Поэтому я глубоко убежден, что путь из города Глупова в город Умнов лежит через остров Буянов, а не через манную кашу", — заключил Кипнис.

 

Премьерные спектакли Андрея Могучего "Что делать?" по одноименному роману Николая Чернышевского состоялись в ноябре 2014 года. После показов "Что делать?" в БДТ проходят встречи-дискуссии со зрителями. Дискусси являются своеобразным "вторым актом" спектакля-
ИСТОЧНИК :http://www.rosbalt.ru/piter/2015/06/14/1408320.html