Общественный контроль ОНК РД в МПС МВД РД за первое полугодие 2015...

Общественный контроль ОНК РД в МПС МВД РД за первое полугодие 2015 года

1300

За отчетный период ОНК РД посетила РОВД и ИВС полиции городов: Махачкалы, Хасавюрта, Избербаша, Кизляра, Касписка, Дербента, Дагогни, Буйнакска, а так же Казбековского, Шамильского, Хунзахского Гунибского, Гумбетовского, Акушинского, Леващинского, Лакского, Магарамкентского, Хунзахского, Рутульского районов

В ИВС содержатся лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений до 3 суток, и подозреваемые и обвиняемые на срок не более 10 суток для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел.

В большинстве ИВС имеются камеры для административно-арестованных. Водворение в ИВС лиц за административные правонарушения производилось на основании судебного решения. Во многих учреждениях имеется комната для подогрева пищи и хранения посуды, но посуда после приема пищи не проходит дезобработку, или обрабатывается с нарушениями санитарных норм. Все лица, поступающие в ИВС, проходят осмотр на наличие телесных повреждений. Журнал медицинского осмотра, как правило, совмещен с журналом оказания медицинской помощи. Членами ОНК были выявлены серьезные нарушения, когда не проводится дезинсекция и дератизация по причине отсутствия в штате дезинфектора и договора с центрами дезинфекции.

В ряде учреждений камеры для дезинфекции матрасов и др. нет или она неисправна, либо нет специалиста для работы и нет договора со сторонней организацией на проведение данного вида работ.

При посещении обращали внимание на журнал доставленных за административные правонарушения. Есть отделы полиции, в которых дежурные части не оборудованы специальными помещениями, т.е. КАЗами (камера административно задержанных) для содержания задержанных лиц, не отвечает требованиям, предъявляемым для КАЗов, ни все соответствуют санитарным требованиям по нормам площади. В некоторых отделениях полиции, по-прежнему задержанные более чем на 3 часа не обеспечиваются питанием, постельными принадлежностями и постельным бельем. Между тем, указанные отделы проверялись членами ОНК не первый раз. Хочется отметить, что существенно меняется пенитенциарная система в лучшую сторону. Почти во всех отделах созданы достаточно хорошие условия для содержания лиц задержанных и подозреваемых. Проведены капитальные ремонты в Сергокале, Леващах, Гунибе. Созданы условия и для сотрудников дежурных частей. Вместе с тем, есть и недостатки.

Косметический ремонт помещений изоляторов временного содержания проводятся за счет средств самих сотрудников ИВС. Зачастую необходимые медицинские препараты также покупаются самими сотрудниками. В ряде отделах полиции не укомплектован штат сотрудниками полиции.

Так, например, в Махачкале в дежурной части не хватает четырех сотрудников.

В Леващинском районе отдел полиции нуждается в транспорте, в частности не хватает автозаков, положено 2 машины, в наличии одна машина, и она подлежит ремонту. Не укомплектован штат сотрудников – не хватает 9 человек. Поэтому большая нагрузка на сотрудников полиции.

В Сергокалинском районе также нуждаются в автозаке. Имеются перебои и в обеспечении медицинскими препаратами.

В Акушинском районе подлежит ремонту прогулочный двор. Душевая находится в прогулочном дворе, а как купаются зимой задержанные лица, не понятно. Туалетное помещение в камерах отсутствует и находится в прогулочном дворе.

В Хунзахском районе изолятор временного содержания не отвечает требованиям положенных норм. Здание старое, 3 камеры для подозреваемых лиц, и одна камера для административно задержанных. В камерах отсутствует туалетное помещение. Туалетное помещение в прогулочном дворе. В прогулочном дворе и душ для задержанных лиц. Душ и туалет вместе в одном открытом на половину пристройке. В отдельных камерах иногда, со слов сотрудников, появляется сырость. Камера административного содержания не отвечает требованиям и нормам закона, камера грязная. На стенах в камере огромная шуба. Нами дано указание начальнику, срочно убрать шубу в камере административно задержанных лиц.

В ряде отделов полиции в дежурной части и в камерах нет обновленного списка членов общественной наблюдательной комиссии. Члены ОНК вручили список ОНК начальникам ИВС, и список был размножен и размещен в камерах, в дежурной части и на проходной в КПП.

Во многих ИВС одно помещение предназначено для следователя, адвоката и для свиданий с родственниками. При этом и те подлежат капитальному ремонту.

Со слов сотрудников предоставляемые ранее льготы в регионах, где нет газа, и отопление печное, сегодня не получают.

В Гумбетовском районном отделе полиции ИВС также не отвечает требования норм закона. Общее число камер для задержанных лиц, по уголовным правонарушениям – 3, и один КАЗ для административно задержанных лиц. Лимит пополнения – 17 человек. Здание старое 1951 года построение, текущий ремонт проведен в 2011 году. В камерах нет туалетного помещения, вода привозная. Мало света в помещениях, дано поручение, установить освещение, отвечающее требования норм. Матрасы для осужденных старые, и со слов сотрудников полиции, они дали заявку на их замену. Запас постельного белья имеется, но и они старые и изношенные подлежат обновлению. Туалетное помещение и душ в прогулочном дворе. Крыша в прогулочном дворе частично закрыта. Медицинское обеспечение, со слов сотрудников осуществляют согласно договору с центральной районной больницей, однако договор членам ОНК не был предоставлен. Задержанных лиц обеспечивают питанием также по договору с кафе. Со слов сотрудников полиции предусмотрено в плане строительство нового здания полиции Гумбетовского района.

Встречаются ИВС, где пол в некоторых камерах без покрытия, слабое освещение Фиксировались случаи отсутствия канализации (водопровода) в камерах в ИВС Акушинского района и в ИВС Хунзахского района.

По благоустройству, санитарному состоянию и организации работы, по мнению ОНК, лучшими являются ИВС Кумуха, Избербаша, Рутульского района, Дербента и спецприемник в Махачкале.

К сожалению, ситуация в отношении задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении и сегодня остается тревожной. К задержанным лицам, особенно в городах Махачкале, Хасавюрте, Кизильюрте, Каспийске, Кизляре применяется физическое насилие, к ним не допускаются адвокаты. Порой задержанных дислоцируют из одного города в другой, и их местонахождения с трудом приходится устанавливать. Об их задержании не сообщается родственникам. Мы об этом ни однократно писали в своих отчетах, озвучивали в СМИ, однако существенных изменении в лучшую сторону не происходит.  По таким фактам мы ставим в известность руководство полиции, прокуратуру, и здесь, также должной реакции со стороны этих структур мы не наблюдаем. У отдельных сотрудников полиции по-прежнему бытует убеждённость в том, что всех, кто не признается, не подчиняется можно избывать и пытать. Отсюда и вооруженное подполье подпитывает, ни в меньшей степени, отторгнутых лиц, за незаконные действия по отношению к инакомыслящим гражданам.

Не меняется система рассмотрения жалоб. Как и раньше, жалобы адвокатов и родственников зачастую не принимаются, рассматриваются без выезда на место, а решения принимаются из представленных органом документов, на которых жалуются. В целом, контролирующие органы придерживаются сложившегося стандарта рассмотрения жалоб – запрос информации и документов от учреждения, оценка этих документов и подготовка ответа, как правило, отрицающего факт нарушений. А такие факты как мы устанавливали ранее, необоснованного ограничения прав граждан, особенно верующих, проявления бюрократизма и необъективности при рассмотрении их обращений в органах становиться первой причиной конфликта и противостояний.

По данным министра ВД по Дагестану Абдурашида Магомедова, озвученным им 11 апреля 2013г, на заседании Координационного совета по обеспечению правопорядка в Дагестане, в республике действует порядка 10 бандгрупп с общим количеством до 200 боевиков. "Совместно с другими правоохранительными и силовыми структурами в результате оперативно-розыскных, разведывательно-поисковых и иных специальных мероприятий выявлено 295 преступлений террористической направленности, из которых 222 раскрыто, обнаружено и обезврежено 55 взрывных устройств, заложенных для подрывов. Задержано 204 участника или пособника бандподполья, 21 – сдались добровольно. В перестрелках и боестолкновениях ликвидировано 230 преступников, в их числе 21 главарь. Из арсенала боевиков изъято большое количество огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств, сырья для изготовления взрывчатой смеси, других материальных средств. Уничтожены 69 тайников с оружием, продовольствием и другим имуществом, 51 блиндаж и 22 временных лагеря. По его словам, также в прошедшем году в результате посягательств на силовиков погибли 115 сотрудников и 22 гражданских лица, ранения получили 227 сотрудников и 89 граждан. Стоит отметить что, сколько бы спецопераций ни проводилось в республике и сколько боевиков ни уничтожалось по их итогам, силовые структуры ежегодно докладывают, что на территории Дагестана действует порядка 200 боевиков.

Да, сотрудники полиции действуют сегодня в весьма сложных условиях, об этом также мы озвучивали, ежедневно подвергаются терактам и прицельным обстрелам, однако, повседневная работа сотрудников полиции по раскрытию преступлении небольшой и средней тяжести продолжается подменяться борьбой с экстремизмом.

Причины низкого авторитете полиции внутри системы МВД – это слабость ведомственного контроля и прокурорского надзора, своеобразные критерии оценки работы полиции и отсутствие общественного контроля.

Мы уже устали повторять, что следует радикально изменить критерии оценки работы органов внутренних дел, отказавшись от критерия соотношения раскрытых преступлений за отчетный период с аналогичным количеством за прошлый год.

Наши рекомендации:

Необходимо отказаться и от оценки работы патрульной постовой службы (ППС) цифрами доставленных лиц в дежурную часть.

Опыт работы показывает, что основными критериями оценки работы сотрудников полиции за отчетный период должен стать:

количество заявителей о совершении в отношении них уголовных преступлений и административных правонарушений, которым была оказана помощь сотрудником полиции и оценка потерпевшими качества оказанной помощи;

количество и характер жалоб на действие сотрудников полиции, поступивших в органы прокуратуры и собственной безопасности;

- оценка работы сотрудников полиции со стороны задержанных, подозреваемых, обвиняемых, привлеченных к уголовной и административной ответственности;

количество и характер нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, выявленных ведомственными проверками, прокурорским надзором и общественным контролем;

эффективность профилактических мероприятий, проведенных сотрудниками полиции.

В целях формирования позитивного образа сотрудника полиции в общественном сознании необходимо:

- наладить проведение встреч руководителей органов внутренних дел с учащимися, студентами, верующей молодежью на обслуживаемой территории для обсуждения, как вопросов предупреждения правонарушений, так и вопросов, которые возникают у подростков и молодежи.

- на каждое критическое осуждение действий полиции проводить качественную проверку, направленную не на защиту чести мундира, а на установление истины.

- при проведении совещании и заседании приглашать представителей комиссии и институтов гражданского общества.

Вместе с тем, в республике наблюдается явно выраженная социальная несправедливость: простые граждане, особенно молодежь не могут найти работу, безработицы 20,1% на 2014 год, сельская и городская молодежь все чаще вступает на путь криминала. Резкое падение образовательного уровня, интереса к учебе и отказ множества людей школьного возраста при попустительстве родителей, а зачастую по указке родителей, от общего и среднего образования; отсутствие единой системы религиозного образования, идеологический вакуум на фоне недовольства положением дел в республике, - все это способствуют значительному распространению и росту радикализма.

Поэтому следует сократить дистанцию власти и общества. У органов государственной власти и общественных организации есть серьезный объединяющий фактор – деятельность этих институтов направлена на своевременное выявление, оформление и реализацию общественных интересов и потребностей, что крайне необходимо и при выработке общей политики государства.