ЗАКЛЮЧЕНИЕ о посещение СИЗО-6 г.Ангарска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ о посещение СИЗО-6 г.Ангарска

1276

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствие со ст.15 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и, о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ,

04 августа 2015 г. члены ОНК Иркутской области Хроменкова Н.А. и Санюта С.И. посетили СИЗО-6 г. Ангарска.

Цель визита: проверка соблюдения прав и условий содержания осужденных, прибывших из АВК в период с 15.03.2015 года.

Члены ОНК уведомили о своем визите 03.08.2015 г. в 21.30 вечера по эл.почте.

Посещение начато в 09.20, закончено в 15.05.

 

Сопровождали членов ОНК:

заместитель начальника ГУФСИН России по Иркутской области по соблюдению прав человека в УИС Отрадных Г.В., вр.и.о. начальника ФКУ СИЗО-6 майор внутренней службы Шведков С.В.

 

На момент посещения в СИЗО-6 г.Ангарска:

1.? содержится всего – 367;

2.? содержится женщин – 49;

3.? содержится женщин с детьми – 2;

4.? содержится осужденных хозобслуги – 26;

5.? содержится инвалидов – 0;

6.? содержится 21 осужденных из АВК, вывезенных из АВК после произошедших событий 15.03.2015 года;

7.? жалоб по условиям содержания от несовершеннолетних не поступило;

8.? до настоящего времени не представлено достоверной информации о количестве несовершеннолетних на 15 марта 2013 года, находившихся в АВК и вывезенных из АВК в СИЗО-1, СИЗО-6 и в другие учреждения, в нарушение закрепленного в п.4 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» принципа публичности и открытости осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов.

 

Члены ОНК провели обход помещений.

1.? Камера 44 – 28 кв.м, 4 осужденных из АВК, вывезенных из АВК после произошедших событий 15.03.2015 года. У двух несовершеннолетних нет зубной пасты и зубных щеток; свет тусклый; телевизора нет, сказали, что в ремонте; радиоточка общая не регулируется звук; требуется ремонт;

2.? Камера 41 – 32 кв.м, 6 осужденных из АВК, вывезенных из АВК после произошедших событий 15.03.2015 года. Свет тусклый; телевизора нет, сказали, что в ремонте; радиоточка общая не регулируется звук; требуется ремонт;

3.? Камера 40 – 28 кв.м, 4 осужденных из АВК, вывезенных из АВК после произошедших событий 15.03.2015 года. Свет тусклый; телевизора не работает; радиоточка общая не регулируется звук; подушки как камни плотные и комками; требуется ремонт;

4.? Камера 50 – 32 кв.м, 3 осужденных из АВК, вывезенных из АВК после произошедших событий 15.03.2015 года. Свет тусклый; телевизора нет, сказали, что в ремонте; радиоточка общая не регулируется звук; требуется ремонт;

5.? Камера 49 – 32 кв.м, 3 осужденных из АВК, вывезенных из АВК после произошедших событий 15.03.2015 года. Свет тусклый; телевизора нет, сказали, что в ремонте; радиоточка общая не регулируется звук; требуется ремонт;

6.? Камера 48 – 24 кв.м, 3 обвиняемых. Свет тусклый; радиоточка общая не регулируется звук; требуется ремонт.

 

Проведен личный прием 11 осужденных из АВК:

В.Н.А.; Ш.Р.Б.; Р.Е.В.; П.П.В.; М.Д.В.; П.В.С.; Д.К.А.; Т.В.В.; Ш.А.А.; Т.П.И.; Ю.С.А. Приняты ходатайства и доверенность на защиту прав.

1.? П.В.С., 14.12.1997 г.р. – не ознакомили с исходящим номером Заявления. Написал заявление 23.07.2015 г. на имя начальника АВК, что не все вещи забрал из АВК, при осмотре обнаружил, что не хватает вещей: кожаная куртка, спортивные штаны с белыми лампасами, шапка ушанка, кроссовки.

2.? Т.В.В., 26.12.1997 г.р. – инвалид детства, находился на лечении в ИК-6 на Цб-1 в г. Иркутске с 03.10.2014 г. по 02.12.2014 г. Потерял квитанцию с описью оставленных вещей в АВК. Опись выдавала и сама выписывала сотрудник АВК перед отъездом в больницу. Со слов несовершеннолетнего, сотрудник АВК Кузнецов Сергей Геннадьевич, сказал, что так как квитанции нет вещи не отдам, забрал вещи и сжег: кроссовки, спортивный костюм, футболки 2 шт., спортивные штаны 2 шт.

Данный сотрудник так же сжег вещи С. М.

3.? Ш.А.А. 06.10.1997 г.р. – необходимо медицинское обследование. При осмотре врач поставил диагноз, паховая грыжа. Противопоказания всяческого вида перенапряжения.

4.? Т.П.И. 26.12.1997 г.р. – написал месяц назад письмо маме, ответа до сих пор нет. Сняться страшные, плохие сны, очень переживает и боится, что случилось. Работала психолог учреждения, основные симптомы страхов сняты, но необходимо более тщательное наблюдение у специалиста.

5.? Ю.С.А. 22.09.1998 г.р. – пришел в ботинках. Необходима обеспечить обувью по сезону и для нахождения в камере, так как в камере ходит босиком, что может влечь риск появления различного рода заболеваний. Размер ноги 45, дали шлепки меньшего размера. Нет запасной одежды и обуви, все сгорело в АВК.

 

Следует отдельно указать на психологический климат и атмосферу в посещаемом учреждении:

В начале разговора заметна нервозность, повышенная тревожность и страх осужденных, несовершеннолетние чувствовали себя не комфортно, смотрели на сотрудника в форме с опаской. Заместитель начальника ГУФСИН России по Иркутской области по соблюдению прав человека в УИС Отрадных Г.В., был одет по форме, а не гражданскую одежду. Некоторые ребята даже не улыбались, говорили, что сейчас чувствуют себя в не безопасности и не знают, что будет происходить в их жизни и с ними, не надеются на лучшие изменения. Все задавали вопросы, что будет, куда их дальше повезут, кто-то говорил в Новосибирск, кто-то говорил в Томск. Беспокойство и неверие в лучшие перемены, прикрывалось какой-то бравадой…да все у нас нормально… Несовершеннолетние так и говорят, Вы уедете, а все так и останется, никаких изменений, нас уже сотрудники спрашивали, кто рассказал, что вас заставляют «бабочек ловить»?А в глазах обреченность…и ожидание….что ничего хорошего не ждет….

За время посещения данного учреждения нами лично, было опрошено 11 заключенных несовершеннолетних.

В ходе беседы, постепенно ребята начинали открытый разговор о себе, о том, что с ними происходит сейчас, что их интересует, о чем переживают и беспокоятся.

Воспитанники колонии АВК рассказали, что уже на протяжении длительного времени подвергаются жестокому обращению со стороны сотрудников СИЗО-6, указывали на двоих оперативников, которые постоянно посещают их камеры, описали как могли, так как сотрудники не представляются, знают только:

1.? первый - имя. Руслан Олегович;

2.? второй – пожилой мужчина, седой.

В тот день, когда мы опрашивали ребят, именно он приводил к нам несовершеннолетних для беседы.

Говорят, что обратиться за помощью к другим сотрудникам было невозможно, те из сотрудников, кто видел, оставались безучастными и равнодушными.

С марта по настоящее время, а это в течение вот уже четырех месяцев, на ребят оказывается давление указанными оперативниками, проводятся «воспитательные меры» за то, что плохо отрапортовали при входе сотрудника; за то, что повесили сушить носки на батарею, при этом специальной комнаты, для сушки белья не отведено; за то, что не громко приветствуют и т.д. и т.п.

С ужасом вспоминают несовершеннолетние заключенные наказание «ловить бабочек» - это когда подростка садят на корточки, заставляют в таком положении подпрыгивать и хлопать в ладоши, имитируя ловлю бабочек. При чем, это делают все по очереди: вначале один громко рапортует, а другие в это время «ловят бабочек», затем другой громко рапортует, а остальные «ловят бабочек», затем следующий и так, до тех пор, пока каждый не отрапортует.

Другое наказание - «сушить крокодила»: ребенок встает ногами на спинки кровати, причем одна нога на спинке одной кровати, а вторая на спинке другой кровати, руками держится за спинки кроватей второго яруса, под ним пространство, в это время еще нужно поднимать попу, в таком положении нужно находится определенное время, минут 30. Ребята говорят, все тело затекает от напряжения и очень болит голова.

Наказывают, еще тем, что уносят - отбирают телевизор, но ребята, считают это самым легким наказанием.

В нарушение ст.92 УИК Российской Федерации в течение трех недель ребят не выводят позвонить родным и близким, хотя у них имеются на руках телефонные карточки.

 

С безнадежностью, с тоской и неверием в хорошее вспоминают (некоторые принимают ситуацию как норму) и рассказывают осужденные о своей поездке 23.07.2015 года в АВК:

Так 23.07.2015 года ребят повезли в АВК, ничего не объяснили, просто повезли. Ребята думали, что их возвращают обратно. При приезде в АВК не завели, а провели к зданию где раньше находились комнаты для длительных свиданий, на «старом флоксе». Сопровождала группа сотрудников, около 10 и более. Здесь заставили приседать, прямо на улице раздели догола, провели проверку, обыскные мероприятия. Затем отдали трусы и ребята сидели на корточках «на кукуртках», ожидали окончания процедуры. По несколько человек водили в вещевой склад за вещами. В это время пошел сильный дождь, ребята своим телом закрывали вещи в сумках и пакетах, у многих промокли фотографии, фотоальбомы, письма, но в помещение их так и не отвели. Простояли около часа. Только потом проводили в столовую съесть выданный сух.паек и вернули обратно. Все передвижения проводились и сопровождались топаньем, то есть ребят заставляли притопывать, не маршировать, а притопывать при ходьбе.

Во все время ожиданий, осужденные садились на корточки. Данный факт, показывает, что взрослые сотрудники УИС своим безразличием, сами насаждают и укрепляют тюремную субкультуру в среде несовершеннолетних. Для них в ожидании садиться и сидеть на корточках, нормальное состояние.

 

После проведения проверки членам ОНК стало очевидно, что взрослые сотрудники отошли от возложенной на них законом функции, взрослым удобнее – надавить, показать свою власть и силу, чем решать задачи, как исполнения наказания, так и полноценной социализации подростков, их подготовки к жизни в социуме. А о какой социализации и перевоспитании в таких условиях может идти речь вообще?

Несовершеннолетние – это уязвимая группа населения, с особыми потребностями и требующая другого подхода. Эта та категория заключенных, которая поддается воспитательному воздействию в особой степени и об этом нельзя забывать. Нельзя относиться к ним как к взрослым. Все сотрудники, работающие с несовершеннолетними, должны владеть знаниями возрастной психологии, методикой воспитательной работы, и своим личным примером и наставлениями прививать им духовно – нравственные ценности, основы здорового образа жизни, культуры поведения.

Тем самым, ОНК полагает, что указанные в ответе ГУФСИН по Иркутской области от 13.04.2015 г. № 39/ТО/4-1650 принятые меры о том, что:

1)Воспитательная колония взята на особый контроль, включающий ряд профилактических мер в виде внеплановой аттестации сотрудников, ежемесячного доклада начальнику управления, пересмотр состава Родительского совета, проведения тренингов сотрудников и т.д.

2)Признание ГУФСИН по Иркутской области того, что воспитательная работа велась на не удовлетворительном уровне.

3)Признание того, что бунт произошел с попустительства сотрудников: "не профессиональные действия сотрудников дежурной смены явились одной из главный причин..".

4)Смена руководства колонии.

А именно: отстранение начальника АВК и его заместителя от занимаемых должностей (В соответствие с ответом ФСИН России от 29.04.2015 г. ИСХ-2-25114 ), привлечение 20 сотрудников регионального Управления ФСИН и 8 сотрудников АВК к дисциплинарной ответственности, а также возбуждение находящегося в производстве 1 отдела по расследованию ОВД СУ СК России по Иркутской области уголовного дела по ст.293 УК Российской Федерации по халатности неустановленных среди сотрудников колонии лиц - явились недостаточными, а сами ответы носят популистский характер.

В настоящем случае осуществление воспитательного процесса в отношении несовершеннолетних осужденных подменяется террором. Более того, в свете возбужденного уголовного дела, по которому указанные несовершеннолетние будут обладать определенным процессуальным статусом участника уголовного процесса, такое жестокое обращение может означать осуществление указанными оперативниками незаконного давления на несовершеннолетних с целью отказа их от дачи или изменения правдивых показаний, относительно совершения должностных преступлений сотрудниками ГУФСИН либо местью за реализацию своего права на защиту путем дачи объяснений членам ОНК относительно совершенных в отношении несовершеннолетних противоправных действий. Тем самым, можно предположить, что исходя из ложно понимаемых интересов службы оперативники СИЗО-6 осуществляют незаконное давление на содержащихся несовершеннолетних из АВК с целью укрыть расследуемые Следственным комитетом уголовные преступления, как равно действия сотрудников АВК в ходе прибытия 23.07.2015 г. несовершеннолетних за вещами из СИЗО-6 в колонию, унижения во время прибытия, имеют признаки превышения и злоупотребления должностными полномочиями, нарушают ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - запрет пыток, унижающего человеческое достоинство обращения.

 

В результате проверки выявлено:

В ФКУ СИЗО - 6 и в ФКУ АВК 23.07.2015 года, не обеспечена полная личная безопасность и не созданы им необходимые условий содержания в соответствии с возрастом, воздействия на них воспитательного процесса исключительно в условиях и на основаниях в порядке предусмотренном законом, для осужденных из АВК, вывезенных из АВК после произошедших событий 15.03.2015 года.

Напрашивается сам собой вопрос,

Неужели после произошедших событий в АВК взрослые ничему не научились и опять идет работа по возвращению и насаждению прежнего культа насилия и взращиванию тюремной субкультуры в ребятах?...

 

ОНК Иркутской области НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТ-ТРЕБУЕТ:

1.? Тщательного проведения расследования событий произошедших в АВК 23.07.2015 года, а также анализа и выяснить степень участия во всех событиях, издевательствах над несовершеннолетними и бездействия по непресечению издевательств.

2.? Обеспечить полную личную безопасность всем осужденным, вывезенных из АВК после произошедших событий 15.03.2015 года, и создание им необходимых условий содержания в соответствии с возрастом, воздействия на них воспитательного процесса исключительно в условиях и на основаниях в порядке предусмотренном законом.

3.? Отстранить от работы в учреждении всех сотрудников АВК, провести служебную проверку по факту их действий и бездействия, сокрытия фактов жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными из АВК в день прибытия 23.07.2015г. (Из собранного материала очевидно, что все действия и бездействия происходили в присутствии большого числа взрослых сотрудников, около 10 и более). Провести служебную проверку в отношении оперативных сотрудников АВК, которые после произошедшего бунта 15.032015 г. не были отстранены от занимаемых должностей, не смотря на наличие сведений об их причастности к жестокому обращению с несовершеннолетними осужденными.

4.? Отстранить от работы в учреждении всех сотрудников ФКУ СИЗО-6, провести служебную проверку по факту их действий и бездействия, сокрытия фактов жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными из АВК на протяжении длительного времени. (Из собранного материала очевидно, что взрослые оперативные сотрудники всё проводили на глазах взрослых сотрудников, которые ответственные за ключи от камер).

5.? Провести курсы повышения квалификации по работе с несовершеннолетними для сотрудников УИС.

6.? В случае выявления, по результатам проверки сведений Заключения, признаков совершения уголовных преступлений, должностных правонарушений, направить материалы для проведения следственных и проверочных действий по подследственности и подведомственности для привлечения к ответственности предусмотренной законом. О чем уведомить членов ОНК.

7.? Сообщить в адрес членов ОНК, обеспечена ли несовершеннолетним

осужденным непрерывность учебного процесса, а также обеспечена ли

возможность для сдачи Единого государственного экзамена в период

нахождения в ФКУ СИЗО-6 г.Ангарска с марта 2015 г. по настоящее

время.

 

Сообщить в адрес членов ОНК о мерах, принятых в соответствии с рекомендациями, в кратчайший срок, по адресу 664050 г. Иркутск а\я 59, эл.почте: hromenkova@list.ru.

 

Члены ОНК Иркутской области: Н.А.Хроменкова

С.И.Санюта