ДОКЛАД Ситуация с соблюдением прав на охрану здоровья лиц, находящихся в учреждениях...

ДОКЛАД Ситуация с соблюдением прав на охрану здоровья лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) в Алтайском крае

1199

ГОНЧАРЕНКО Александр Ильич

председатель Общественной наблюдательной комиссии

Алтайского края

кандидат медицинских наук

ДОКЛАД

Ситуация с соблюдением прав на охрану здоровья лиц,
находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) в Алтайском крае

Государственные гарантии медицинской помощи лицам в местах принудительного содержания:

  • Лица в местах принудительного содержания находятся под контролем государства и государство отвечает за их жизнь и здоровье.
  • Медицинская помощь должна быть своевременной, доступной и качественной.
  • Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Актуальность проблемы

По объему из всех поступивших в 2014 г. в ОНК Алтайского края обращений третье место — вслед за жалобами на суды и следствие — занимают жалобы на охрану здоровья (15,0%).

В учреждениях ФСИН содержатся 1077 человек, страдающих активными формами туберкулеза. В 312 случаях туберкулез выявлен впервые.

Отмечается рост числа ВИЧ-инфицированных в исправительных учреждениях края — 1508 человек (в 2013 г. — 1410, 2012-м — 1486, в 2011 г. — 1350).

Достаточно высок удельный вес лиц с психическими расстройствами — 1104.

В колониях и СИЗО содержатся 479 инвалидов, в т. ч. 12 инвалидов I группы, 214 — II и 253 — III группы.

В прошедшем году отмечался рост смертности: 113 против 81 в 2013 г. (2012 г. — 79, 2011 г. — 72). Как и в предыдущие годы, в большинстве случаев причинами смерти стали туберкулез и ВИЧ-заболевание — 42,5% (43% — 2013 г., 37% — 2012 г.)

Общий рост смертности (на 32 случая) обусловлен увеличением числа умерших от сочетанной инфекционной патологии (ВИЧ-инфекция с туберкулезом) в 2,12 раза и онкологических заболеваний в 3 раза.

В 2014 году 13 сотрудникам ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России были объявлены дисциплинарные взыскания за нарушения в сфере прав на охрану здоровья.

Своим правом на освобождение из-под стражи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» за весь 2014 год попытались воспользоваться лишь двое обвиняемых, да и тем было отказано еще на стадии оформления ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 22».

Неутешительная статистика в крае в последние годы складывается по досрочному освобождению осужденных по состоянию здоровья (Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью»).

Количество дел, рассмотренных специальной медкомиссией на предмет досрочного освобождения осужденных по болезни, уменьшилось с 61 случая в 2010 г. до 23 в 2014 г., а положительных медицинских решений — с 44 до 17.

Число лиц, освободившихся досрочно по состоянию здоровья, за эти годы снизилось в 6 раз.

Все это свидетельствует о существовании серьезных проблем в здравоохранении УИС Алтайского края и об актуальности данного исследования.

Цель: повысить уровень соблюдения права осужденных и обвиняемых на охрану здоровья в уголовно-исполнительной системе (УИС) в Алтайском крае.

Задачи

  1. Провести комплексную оценку соблюдения прав на охрану здоровья осужденных и обвиняемых в 12–14 учреждениях УФСИН России по Алтайскому краю.
  2. Выработать предложения по улучшению соблюдения прав на охрану здоровья в учреждениях УИС Алтайского края.

 

Методы исследования

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» члены общественных наблюдательных комиссий (ОНК) осуществляют контроль за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья.

Проблемы исполнения ст. 16.1 данного закона «Осуществление общественного контроля за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья» членами ОНК заключаются:

  1. В отсутствии у членов ОНК необходимых профессиональных знаний для экспертной оценки медицинской помощи, особенно если речь идет о специализированной и высокотехнологической медицинской помощи.
  2. С 2008 г. у членов ОНК не было инструмента объективной оценки организации медицинской помощи в конкретном учреждении.

В 2014 г. председателем ОНК Алтайского края А.И. Гончаренко был разработан медицинский модуль. Александр Гончаренко — кандидат медицинских наук, имеет 25-летний стаж работы в практическом здравоохранении, из них 9 лет в качестве организатора здравоохранения, он председатель Общественной наблюдательной комиссии Алтайского края I–III созывов.

Модуль — унифицированный инструмент, позволяющий членам ОНК, в том числе, не имеющим медицинского образования, оценить доступность и своевременность медицинской помощи в учреждениях УИС.

Принцип оценки — объективность, независимость, комплексность.

Временной отрезок оценки включает в себя предшествующий дню посещения календарный год и временной промежуток текущего года, в том числе день посещения.

Учреждения, при посещении которых возможно использование модуля: тюрьмы, исправительные колонии (ИК), лечебно-исправительные учреждения (ЛИУ), колонии-поселения (КП), воспитательные колонии (ВК) и следственные изоляторы (СИЗО).

Структура модуля состоит из трех оценочных блоков.

Первый блок заполняется медицинскими работниками учреждения. В нашем случае был подготовлен запрос на имя начальника ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 22» России с перечнем вопросов о финансировании, о врачебном штате,  оборудовании, функциональной нагрузке врачей, о заболеваемости и смертности, об освобождении из под стражи и досрочном освобождении от отбывания наказания по состоянию здоровья, о работе стационарной койки, об уровне взаимодействия с государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями.

В адрес начальника ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 22» России было направлено два запроса: о результатах работы в 2014 г. и о показателях деятельности за 6 месяцев 2015 г.

Помимо этого, для подготовки актов (заключений) по результатам посещения учреждения членами ОНК анализировалась справочная информация, предоставляемая медицинскими работниками учреждения.

Второй блок выполнялся членами ОНК с учетом результатов первого и третьего блоков. Учитывались также данные обхода учреждения, когда производилось визуальное наблюдение и изучение медицинской и другой документации. Всего в блоке было 25 оценочных пунктов, часть из них дублировали вопросы из третьего блока.

Варианты оценок соблюдения (выполнения) тех или иных норм и правил: соблюдаются всегда, соблюдаются не всегда, соблюдаются редко или не соблюдаются.

Варианты ответов по вопросам укомплектованности: полное, неполное, частичное, отсутствие.

Третий блок выполнялся в виде интервьюирования лиц, находящихся под стражей или осужденных. Предлагалось ответить на 19 вопросов, а лицам, имеющим инвалидность, задавалось еще пять вопросов. Вопросы для подозреваемых — обвиняемых несколько отличались от вопросов, которые задавались осужденным.

 

Методология посещения

Перед посещением учреждения члены ОНК изучали жалобы, поступающие в комиссию за 2014–2015 гг. из данного учреждения, по вопросам, связанным с медицинской помощью и медико-социальной экспертизой, знакомились с актами (заключениями) ОНК по данному учреждению.

С начала года в ОНК поступило 40 жалоб на нарушение права на охрану здоровья, что составило 16,6% от всех обращений (в 2014 г. — 15,0%).

Для опроса осужденных (обвиняемых) отбирали репрезентативную группу. Обычно количество лиц в этой группе составляло 1–10% от фактической численности в учреждении.

С этой целью исследовали журнал регистрации происшествий (интерес представляли лица, у которых регистрировались телесные повреждения и травмы, членовредительство); журнал приема по личным вопросам (интерес представляли лица, которые обращались к руководству учреждения по вопросам охраны здоровья и медико-социальной экспертизы).

Помимо этого, знакомились со списками: инвалидов, лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями (туберкулез и ВИЧ), хроническими заболеваниями (сахарный диабет, хронический гепатит), имеющих онкологическую патологию, травмированных (журнал травматизма), занятых на производстве с тяжелыми и вредными условиями труда.

К сожалению, в большинстве учреждений медицинские сотрудники, прикрываясь мифическим понятием «врачебная тайна», отказывалась предоставлять информацию о больных хроническими заболеваниями, тогда подспорьем для сбора информации были списки лиц, получающих лечебно-профилактическое питание и дополнительное (диетическое) питание особенно по норме 4.2а.

В ходе визита в ФКУ СИЗО-2 (г. Бийск) члены комиссии столкнулись с попыткой дискредитации ОНК Алтайского края и противодействием исполнению Федерального закона Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Начальник филиала медицинской части № 11 майор ВС Е.М. Зарецкая пыталась отговорить подозреваемых и обвиняемых от дачи письменного согласия членам комиссии на ознакомление с их медицинскими картами.

Зарецкая Е.М. пугала людей тем, что члены ОНК выложат в интернете и опубликуют в СМИ информацию о состоянии их здоровья и о заболеваниях, которыми они страдают. Об этом в присутствии помощника начальника УФСИН России по Алтайскому краю полковника ВС С.В. Придворова членам комиссии рассказали ряд лиц, содержащихся в СИЗО.

Опрос осужденных проводился вне зоны слышимости сотрудников, опрос обвиняемых производился в зоне слышимости сотрудников.

В ходе опроса члены ОНК задавались вопросы, которые находились в блоке 3 модуля, а полученную информацию записывали со слов осужденных (обвиняемых) к себе в рабочий блокнот.

В ходе посещения медицинской части и других объектов, имеющих отношения к мониторингу, члены ОНК знакомились с документами (в том числе с амбулаторными и стационарными картами тех лиц, кто дал письменное согласие), опрашивали сотрудников с целью получения объективной информации.

По возвращении из учреждения и получения справочной информации коллегиально оценивали всю информацию и заполняли блок 2 модуля по данному учреждению.

Результаты исследования

Было проведено 14 посещений 13 учреждений из 16 действующих, в т.ч. в девяти исправительных колоний (ИК), из них двух женских, двух лечебно-исправительных учреждений (ЛИУ), колонии-поселения (КП) и трех следственных изоляторов (СИЗО). В ФКУ ИК-10 было осуществлено два посещения.

В ходе посещений опрошено 335 человек и исследовано у 194 амбулаторные и стационарные медицинские карты. Процент опрошенных составил от 1,5 до 13,6 от фактической численности лиц, содержащихся в учреждениях на момент посещения. Письменное согласие членам ОНК на изучение их медицинской документации охотнее давали осужденные (от 51,5 до 80,0% случаев от числа опрошенных), чем подозреваемые и обвиняемые (от 21,4 до 66,6%). На мой взгляд, эти результаты объясняются тем, что при беседах с подозреваемыми и обвиняемыми присутствие сотрудников УИС видимо, оказывало на них определенное давление.

 Низкий показатель добровольного согласия осужденных на ознакомление членов ОНК с их медицинскими документами в ФКУ ЛИУ-8 (34,8%) объясняется не только особенностью учреждения (в нем содержатся осужденные, страдающие туберкулезом), но и действиями сотрудников учреждения. Пока члены ОНК беседовали в кабинете начальника медсанчасти с одними осужденными, в это же время в кабинете напротив сотрудники учреждения проводили свои «собеседования» с осужденными из числа ожидавших очереди к членам ОНК, и лишь вмешательство членов комиссии прекратило параллельный опрос.

Таблица 1

Детализация исследований по учреждениям УФСИН России

по Алтайскому краю

Наименование учреждения

Дата посещения

Кол-во опрошенных

Кол-во лиц, у которых исследованы медицинские документы

Фактическая численность лиц, содержащихся в учреждении

  1. ФКУ ЛИУ-1

04.06.2015

19

15

1260

  1. ФКУ КП-2

11.06.2015

18

11

261

  1. ФКУ ИК-10

19.06.2015

09.09.2015

47

30

1807

  1. ФКУ ИК-3

24.06.2015

34

18

1883

  1. ФКУ ИК-5

23.07.2015

25

20

1030

  1. ФКУ ИК-11

28.07.2015

18

13

237

  1. ФКУ ИК-6

30.07.2015

30

16

834

  1. ФКУ СИЗО-2

05.08.2015

24

9

356

  1. ФКУ ЛИУ-8

12.08.2015

23

8

1188

  1. ФКУ ИК-9

13.08.2015

33

17

1299

  1. ФКУ ИК-4

14.08.2015

17

12

1083

  1. ФКУ СИЗО-1

01.09.2015

33

22

902

  1. ФКУ СИЗО-4

10.09.2015

14

3

103

 

В ходе посещений ОНК выявила ряд нарушений в организации охраны здоровья и в доступности и своевременности оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях УИС Алтайского края.

Виды нарушений, выявленные в ходе медицинского мониторинга:

  1. Не соблюдаются в полном объеме заявленные лицензионные виды деятельности: в ИК-10 и СИЗО-2 нет фтизиатра, в ИК-11 — терапевта, в ИК-6 — психиатра, в СИЗО-1 — хирурга.
  2. Никогда не выдают экземпляр акта обвиняемому или осужденному на руки после медицинского освидетельствования лиц с телесными повреждениями (п. 28 Приказа № 640/190) и никогда не проводят пальцевое исследование прямой кишки лицам старше 40 лет в ходе профосмотров (п. 45 Приказа № 640/190).
  3. Редко выдают листки временной нетрудоспособности при заболеваниях трудоустроенным осужденным (п. 62 Приказа № 640/190) и записывают ЭКГ лицам 30 лет и старше (п. 45 Приказа № 640/190).

Так, например, в ИК-4 человек трудоустроено 99, за 7,5 мес. не выдано на одного больничного листа, в ИК-10 при 179 работающих больничные листы за 6 мес. не выдавались, в ИК-9, где трудоустроено 160 человек, за аналогичный период выдано всего два листа нетрудоспособности, в ИК-11 за 7 мес. выдан один больничный лист при 176 трудоустроенных. По обращению ОНК в защиту прав осужденной М. при необоснованной невыдаче больничного листа по моему обращению прокуратура провела проверку и обязала возместить осужденной денежную компенсацию за вынужденный простой, а начальнику филиала медицинской части был объявлен выговор.

  1. Не всегда: проводится углубленный медосмотр в установленные сроки (СИЗО-2, ИК-3, ИК-4, КП-2, ЛИУ-1); в профилактических осмотрах участвует стоматолог и психиатр или делаются все установленные лабораторные исследования (ИК-3, ИК-4, ИК-5, СИЗО-2, ИК-6, ЛИУ-8, ИК-11, ИК-10, ИК-9); проводятся предварительные медосмотры при трудоустройстве (ИК-3, ИК-4); регистрируются производственные травмы (ИК-5).

Так, осужденный М. был 15 ноября 2014 г. трудоустроен на должность слесаря-ремонтника, а 27 мая 2015 г. он был выведен на работу в центр трудовой адаптации (ЦТА), где получил производственную травму. Диагноз был выставлен в городской больнице № 1 г. Рубцовска. На момент посещения ОНК (23 июля
2015 г.) травмированная рука М. находится еще в гипсовой лангете. По непонятным для членов ОНК причинам по данному случаю производственной травмы не был составлен установленный законом акт и выдан лист временной нетрудоспособности.

Аналогичная ситуация случилась с осужденным. А. Он был с 15 июня
2015 г. зачислен на должность подсобного рабочего на участок пищевых продуктов (мельница), а на рабочем месте 24 июня 2015 г. он получил электроожог III ст. теменной области слева и лобной области головы справа. Поражение электрическим током. Как и в предыдущем случае, данная травма не была зарегистрирована как производственная и больному не был выдан листок трудоспособности.

По моему обращению прокуратура провела проверку. Прокуратурой было вынесено представление УФСИН России по Алтайскому краю о нарушениях охраны труда. Помимо этого, прокуратурой был направлен запрос в инспекцию по труду для проведения проверки о правомерности непризнания ФКУ ИК-5 данных травм как производственного травматизма.

  1. Не всегда: соблюдается кратность и объем исследований у ВИЧ-инфицированных (иммунология и вирусная нагрузка) в ИК-6, ЛИУ-8, ИК-11, ИК-9, ИК-10, ИК-3, КП-2, ЛИУ-1, ИК-4; обосновывается клинический диагноз в стационарных медицинских картах в ИК-10, ИК-9; соблюдаются права на ДЛО и выполняются ИПР инвалидов в ЛИУ-8; ИК-9.

Так, в ИК-9, со слов осужденного Д., инвалида III группы, страдающего болезнью Бехтерева и ВИЧ-инфекцией ст. IVА, он говорил медицинским работникам о том, что не отказывался от соцпакета на ДЛО. Согласно выписке из истории болезни от 13 февраля 2015 г. ему было рекомендовано лечение по болезни Бехтерева на 6 мес., которое в учреждении он не имел возможности получить. О том, что Д. действительно на момент поступления (17 февраля 2015 г.) в ФКУ ИК-9 не отказался от ДЛО, свидетельствуют данные бухгалтерии. Из документов следует, что в период нахождения в учреждении ему, как инвалиду III группы, ежемесячно выплачивалось ЕДВП в размере 1077,34 руб., тогда как другим инвалидом этой группы — по 1793,74 руб.

  1. Набор медпрепаратов для оказания неотложной помощи не соответствует перечню заявленных лекарств, а сам перечень составлен на основании устаревших медицинских нормативных документов (СИЗО-4, ИК-3, ИК-9, ИК-10, ЛИУ-8).
  2. Профессионально-этические нарушения медработников выявленных в ходе мониторинга.

Например, осужденный П., 1961 г.р. (ЛИУ-8), признанный 25 января 2007 г. инвалидом I группы и страдающий центральным тетрапарезом, постановлением № 1662/2231 начальника ЛИУ-8 был водворен в штрафной изолятор на 13 суток, что является грубым нарушением ч. 7 ст. 117 УИК РФ, которая запрещает инвалидов I группы водворять в ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ. Со слов П., врач перед водворением в ШИЗО его не осматривал, хотя в личном деле имеется медицинское заключение от 30 декабря 2009 г. о том, что П. может содержаться в ШИЗО. Необходимо отметить, что врач в своем заключении от 30 декабря 2009 г. о заболеваниях, которыми страдает П., забыл или умышленно не выставил диагноза — тетрапарез. По моему обращению прокуратура провела проверку, данное взыскание было снято, но к сожалению, поскольку с момента нарушения прошло более 6 месяцев, невозможно привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц.

Другой пример. Со слов осужденного М., он находился в КТБ-12 с 28 марта 2015 г. по 6 апреля 2015 г. по поводу хр. остеомиелита крестца. Перед убытием получил бытовую травму в виде резаной раны внутренней поверхности нижней трети правой голени. В КТБ ему была оказана хирургическая помощь и наложены швы. По прибытию в ИК-10 шву ему были сняты. При осмотре члены ОНК убедились в правдивости слов осужденного, так как в указанном месте был обнаружен постоперационный рубец длиной 4–5 см. В то же время при изучении медкарты члены ОНК не обнаружили записи о травме: как в выписке из истории болезни, так и по прибытии в ИК-10 20 апреля 2015 г. В карточке от 20 апреля 2015 г. имеется запись о том, что осужденный прибыл из КТБ-12 и хирургически здоров. Косвенно о том, что у осужденного была травма, свидетельствует наличие рентгеновского снимка голени от 22 апреля 2015 г. При этом в карточке отсутствует запись о назначении проведения данного медицинского исследования. Со слов осужденного, у него со временем появилось онемение в стопе и в голени. Врачи предполагают, что у него развилась посттравматическая нейропатия кожной ветви малоберцового нерва. В настоящее время по данному случаю проводится служебная проверка.

У ОНК есть вопросы и к организации работы ФКУЗ «МСЧ-22» ФСИН России по функциональной нагрузке отдельных специалистов, к использованию коечного фонда, обеспечению медицинским оборудованием филиалов, сотрудничеству с государственными и муниципальными ЛПУ, вопросы по досрочному освобождению от отбывания наказания и из-под стражи по состоянию здоровья.

Так, за 6 месяцев текущего года у акушера-гинеколога в женской колонии № 11 нагрузка составила всего 173 посещения, и все по заболеванию, а где профработа? За этот же период неврологом медицинской части № 5, которая обслуживает ИК-9, ИК-10 и СИЗО-4 с фактической наполняемостью свыше 3000 человек, принято всего 329 пациентов. Стоматолог в ЛИУ-8, работая на 1,0 ставки, за 6 мес. принял только 223 человека и из них только на лечение — 43, тогда как стоматолог ЛИУ-1 при работе на 1,0 ставку за этот период принял 649 человек, в т.ч. на лечение 374. Таким образом, процент пациентов, которым проведена экстракция (удаления) зуба, в ЛИУ-8 составил 80%, тогда как в ЛИУ-1 всего 42%. Учреждения по наполняемости сопоставимы.

В стационаре ИК-3 при 20 терапевтических койках проведено за 6 месяцев всего 53 койко-дня, в ИК-6 при аналогичных возможностях — 58 койко-дней, а в ИК-10 — аж 1234 койко-дня.

Отдаленная женская колония № 6 оснащена одним рентген-аппаратом и одним флюорографом, и оба они уже эксплуатируются свыше 10 лет.

Учреждение слабо использует ресурсы муниципальных ЛПУ в рамках исполнения Постановления Правительства РФ № 1466 «О Правилах оказания медицинской помощи заключенным под стражу или отбывающим наказания в виде лишения свободы». За 6 мес. всего шесть консультаций в муниципальных ЛПУ, тогда как нуждающихся, по мнению ОНК, гораздо больше.

 Например, Д., инвалид II группы нуждается в консультации ЛОР-врача (в учреждении содержится с 2014 г.), а для осужденной Б., у которой перелом костей предплечья левой руки, не выполняются рекомендации хирурга райбольницы по проведению дальнейших обследований и консультаций у «гражданских» медиков. Осужденная Е. содержится в колонии с апреля 2015 г., на наш взгляд, нуждается в консультативной помощи в специализированном лечебном учреждении и в направлении на медико-социальную экспертизу (МСЭ) по поводу повреждения сухожилия левой руки.

Лимит наполняемости в СИЗО 1761 человек, среднесписочная наполняемость в 2014 г. — 1711 человек, что составляет 97% наполняемости, а это на практике, как правило, сопровождается несоответствием жилой площади на одного человека установленным законом нормам.

Тем не менее количество лиц, освобожденных из-под стражи по состоянию здоровья в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 января
2011 г. № 3 «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», второй год подряд равно нулю.

В УИС Алтайского края сложились неблагоприятные тенденции со смертностью и с досрочным освобождением от отбывания наказания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью».

 

Таблица 2

Досрочное освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью в Алтайском крае

Год

Кол-во заявлений

Положительное решение медкомиссии

  •  

до подачи документов

в суд

Умерло до вступления  в силу решения суда

  •  

2010

 61

 44

 13

 19

 12

2011

 50

 26

 2

 13

 11

2012

 44

 37

 7

 13

 17

2013

 33

 21

 3

 10

 8

2014

 23

 17

 4

 2

 2

6 мес.

 2015

 17

 10

 

 5

 3

В прошедшем году отмечался рост смертности: 113 против 81 в 2013 г. (2012 г. — 79, 2011 г. — 72). Как и в предыдущие годы, в большинстве случаев причинами смерти стали туберкулез и ВИЧ-заболевание — 42,5% (43% — 2013 г., 37% — 2012 г.)

Общий рост смертности (на 32 случая) обусловлен увеличением числа умерших от сочетанной инфекционной патологии (ВИЧ-инфекция с туберкулезом) в 2,12 раза и онкологических заболеваний в 3 раза.

Анализ смертности за 2014 год показал, что почти две трети летальных случаев было обусловлено заболеваниями, течение которых исчисляется годами, а прогноз неблагоприятный, и смерть под определение «скоропостижная» не подпадает.

За 6 мес. 2015 г. умерло 54 человека. Отмечается рост доли смертности по причине туберкулеза и ВИЧ-инфекции с 42,5% до 64%.

Заключение

Все вышеперечисленные проблемы и вопросы пенитенциарной медицины были обсуждены на прошедших 29 сентября 2015 г. в г. Барнауле общественных слушаниях: «Ситуация с соблюдением прав на охрану здоровья лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) в Алтайском крае», в которых приняли участие члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), сотрудники федеральной службы исполнения наказания Алтайского края, представители прокуратуры, судебного сообщества, юстиции, администрации и аппарата Уполномоченного по правам человека, работники здравоохранения.

Мероприятие прошло в рамках гранта Президента РФ и гранта Губернатора Алтайского края, было подготовлено Алтайской краевой общественной организацией «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив» при поддержке независимой психиатрической ассоциации России.

В ходе слушаний ее участниками были выдвинуты предложения, способные позитивно изменить сложившуюся ситуацию.

Так, присутствующий на слушаниях заместитель председателя суда Алтайского края В.Н. Городов пообещал изучить проблему, связанную с отрицательными решениями судов при положительных заключениях медицинских комиссий о досрочном освобождении от отбывания наказания по состоянию здоровья.

Например, заместитель главного врача Алтайской краевой клинической больницы В.В. Захаров предложил помощь в организации силами краевой больницы интернет-консилиумов в наиболее сложных для тюремных врачей клинических случаях.

Теперь много будет зависеть от того, как руководство ФКУЗ «МСЧ-22» ФСИН России проведет работу над ошибками. Импонирует, что руководство медико-санитарной частью, не дожидаясь слушаний, еще в ходе мониторинга начало вносить коррективы в работу своих филиалов.