Предложения секретарю Общественной палаты РФ по улучшению деятельности региональных ОНК

Предложения секретарю Общественной палаты РФ по улучшению деятельности региональных ОНК

930

                                                                                                       

                             

Предложения секретарю Общественной палаты РФ по улучшению деятельности региональных ОНК

1.Процесс формирования ОНК

На данный момент процесс формирования комиссий Общественной палатой РФ является абсолютно закрытым, сложным, не имеет эффективных и понятных для правозащитников критериев отбора, что в конечном итоге может приводить к формированию нежизнеспособных ОНК. Полномочия совета ОП РФ определять численный состав ОНК (от 5 до 40) иногда используются недобросовестно. Критерии и механизм его определения непрозрачны. Опыт набора ОНК Красноярского края показывает, что возможен вариант, когда сначала утверждают достойных кандидатов, отказывают в утверждении недостойным (с точки зрения совета ОП РФ) и получившийся численный состав определяется как утвержденный. 
Действующее законодательство не имеет достаточных критериев для отбора эффективно работающих членов региональных комиссий. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения в составах комиссии опытных правозащитников, которые по действующему законодательству, не могут выдвигаться в состав ОНК больше, чем на 3 срока. Для изменения сложившейся ситуации целесообразно изменить механизм формирования комиссий:  
- возложить полномочия по формированию региональных ОНК на совместно созданную комиссию, состоящую из представителей ОП РФ, УПЧ РФ и СПЧ РФ (с участием опытных и авторитетных правозащитников и членов ОНК из состава экспертного совета при УПЧ РФ).  
- предусмотреть обязательное представление рекомендательных писем от организаций, выдвинувших кандидатов в члены ОНК, а также в отношении действующих членов комиссий (возможен вариант рассмотрения новых кандидатов на заседании комиссии - практика ОНК РО). 
- определять механизм установления численного состава ОНК для региона до начала процедуры утверждения кандидатов. Это может быть либо количественный состав, установленный по заранее известным объективным критериям, либо любой, в пределах 40 человек. Положения ч. 9 ст. 10 ФЗ №76 об определении правомочного состава (не менее 2/3 от установленного)  склоняют совет ОП РФ к первому из предложенных вариантов;
- в случае отказа от утверждения кандидата в члены ОНК, Советом ОП РФ направлять мотивированное письмо о причинах отказа.  
- создать совместную комиссию ОП РФ - УПЧ РФ - СПЧ РФ по рассмотрению спорных вопросов, возникающих в процессе формирования региональных ОНК. 
- в рамках Совместного проекта Совета Европы и Уполномоченного по правам человека в РФ предусмотреть обязательное обучение правозащитников и новых членов ОНК в регионах РФ с участием экспертов проекта (проводить тренинги, семинары, тематические занятия в регионах 1-2 раза в год на базе социально ориентированных правозащитных НКО, получившие президентские гранты, рекомендовать подавать заявки на получение президентских грантов реально работающих, социально ориентированных НКО, выдвинувших своих представителей в ОНК регионов). 
- в ходе отбора кандидатов для включения в состав комиссий руководству общественной организации предлагается по каждому рекомендованному кандидату представить досье/резюме, подтверждающее его деятельность в области защиты прав человека. 
- создать экспертный совет региональных ОНК (Федеральная общественная наблюдательная комиссия - ФОНК), в который могли бы войти опытные члены комиссий с сохранением их полномочий после окончания 3 срока их работы. Формирование экспертного совета ОНК (ФОНК) возложить лично на секретаря ОП РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ при участии СПЧ РФ. 
- проводить постоянный мониторинг работы региональных ОНК и выводить из их состава членов, которые не выполняют свои обязанности в соответствии с ФЗ-76.  
- предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями. 
- предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК не только от региональных некоммерческих организаций, но и от городских;

 

- рассмотреть возможность внесения изменений в ФЗ-76:

а) предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями.

б) предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК не только от региональных некоммерческих организаций, но и от городских.

в) исключить норму, ограничивающую выдвижение в члены комиссии более 3-х раз, и продлить срок полномочия членов ОНК до 5 лет (по аналогии с депутатами представительных и законодательных органов власти).

 

2.Материально-бытовые проблемы работы ОНК

ОНК, не являясь юридическим лицом, не могут рассчитывать на участие в грантах. Согласно ФЗ №76 компенсацию понесенных затрат осуществляет общественная организация, делегировавшая своего кандидата в ОНК. Очевидно, что компенсацию затрат может осуществить лишь та НКО, которая получила грант на соответствующую деятельность, и только в отношении своего делегата. В большинстве случаев члены ОНК осуществляют контроль за соблюдением прав человека в МПС за счет личных средств, с использованием личного?транспорта, средств связи?и расходных материалов. При этом некоторые члены ОНК не имеют постоянный источник финансирования.

 

Помимо материальных и временных затрат, направленных на организацию посещений мест принудительного содержания, ОНК для осуществления своей деятельности требует организацию документооборота (в год регистрируется от 700 до 1500 единиц только входящей корреспонденции) (затраты времени на его ведение и канцелярские принадлежности) и, соответственно, помещения и оргтехники.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 9 ФЗ №76 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям. Анализ деятельности ОНК субъектов федерации показывает, что региональные органы власти и органы местного самоуправления неохотно пользуются предоставленным правом на оказание поддержки ОНК. Осуществление такой поддержки является скорее исключением, чем правилом. 

Для эффективной работы комиссии ее членам необходимы: помещение-офис для работы с жалобами (аренда), приема заявителей и проведения совместных мероприятий; компенсация затрат на проезд, связь; оплата работы секретаря комиссии; командировочные расходы. 

Для финансовой поддержки действующих комиссий целесообразно:

- рекомендовать исполнительным органам власти в регионах выстраивать конструктивные взаимодействие с ОНК регионов, оказывать поддержку при осуществлении членами комиссии общественного контроля в МПС, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на деятельность Общественных палат и УПЧ в регионах (предоставление транспорта,

оказание методических услуг, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – "круглых столов", семинаров, тренингов).

- рассматривать в приоритетном порядке заявки от организаций, выдвинувших членов ОНК и реально занимающиеся общественным контролем, с привлечением в качестве экспертов в конкурсные комиссии членов ОНК из экспертного совета при УПЧ РФ. В качестве критериев при определении победителей в конкурсе оценивать реальную работу ОНК регионов и её эффективность.

- рекомендовать региональным и муниципальным органам власти отдавать приоритет заявкам на получения финансовой поддержки в виде гранта от НКО членов ОНК.

- включить в критерии оценки деятельности региональных органов исполнительной власти, региональных ОП, УПЧ, эффективность содействия и взаимодействия с региональными ОНК.

3. Взаимодействие ОНК с органами исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительными органами.

В большинстве регионов РФ представители органов исполнительной власти практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Отсутствие взаимодействия отрицательно сказывается на эффективности работы региональных ОНК. Более тесное взаимодействие исполнительной власти и правозащитников позволило бы повысить уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения граждан деятельности власти в целом. Для изменения сложившейся ситуации, целесообразно рекомендовать представителям органов власти:

- включать членов ОНК в состав общественных палат в регионах и комиссии по профилактике преступности при главах регионов.

- выделять помещения для офиса ОНК из муниципального фонда  на безвозмездной основе.

- предусмотреть выделение бюджетных средств на освещение деятельности ОНК в СМИ

- Включить в критерии оценки деятельности правоохранительных органов (Прокуратура, ФСИН, МВД, ФСБ, ФМС, Минобразования, Минобороны) эффективность взаимодействия с региональными ОНК.

 

4. Социальные гарантии членам ОНК

При осуществлении общественного контроля по соблюдению прав человек в МПС, члены ОНК могут подвергаться угрозе жизни и здоровья. Посещение спец. учреждений для тяжелобольных осуждённых несет для членов комиссии определенные риски заражения рядом заболеваний. Также, при осуществлении своих обязанностей, члены комиссий могут подвергаться различным провокациям, которые в конечном итоге могут привести к их незаконному административному и уголовному преследованию. Целесообразно рекомендовать:

- обеспечить членов региональных комиссий полисами ОМС.

- в случае причинения члену ОНК в процессе осуществления общественного контроля соблюдения прав человека в МПС, увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, исключающую дальнейшую возможность осуществления трудовой деятельности, ему выплачивается единовременная денежная компенсация в размере 5 средних окладов в регионе.

- предусмотреть иммунитет от незаконного административного и уголовного преследования членов ОНК при осуществлении ими своих полномочий по аналогу иммунитета депутатов Законодательного собрания региона. (это важно).

Данные предложения были рассмотрены и одобрены в большинстве реально работающих комиссий РФ.