21 и 22 декабря 2015 года в г.Волгодонск в рамках семинара-тренинга «Права человека и гражданина - Взаимодействие полиции и общества», проведенного РРПОО «Ростовский правозащитный центр» в рамках реализации социально – значимого проекта «Повышение уровня доверия населения к правоохранительным органам ЮФО через общественный контроль, просвещение, гласность, а также профилактику преступности» члены ОНК и гражданские активисты из ЮФО обсудили актуальные вопросы формирования кодекса этики участника мониторинга полиции, т.е. свода правил поведения общественного контролера, необходимого для идентификации участников мониторинга и минимизации возможных конфликтных ситуаций в ходе проверок работы ОВД и предложили свое видение документа.
После получения необходимой теоретической информации участники семинара разделились на 4 группы, каждая из которых представила свой вариант кодекса этики участника мониторинга полиции. Каждое мнение групп было по-своему уникально и было отлично от остальных, содержало как рекомендации к подбору кандидатов в общественные контролеры, так и особенности его поведения при проверках деятельности полиции.
Первая группа определила для себя кодекс этики как набор личных качеств участника мониторинга:
- Осознанный выбор
- Знание нормативно-правовой базы
- Ответственность
- Вежливость, культурное общение
- Внешний вид, адекватность поведения
- Порядочность, честность, неподкупность
- Коммуникабельность
- Наличие свободного времени, отсутствие материальной заинтересованности
- Любовь к жизни
Вторая группа определила содержания кодекса этики как перечень личных качеств участника мониторинга и принципах его поведения при проверках:
Личные качества:
- Коммуникабельность
- Компетентность
- Стрессоустойчивость
- Активная гражданская позиция
- Культура общения
- Толерантность
- Объективность
- Честность
- Конструктивное мышление
Принципы:
- Правовые базовые знания
- Проверка в рамках полномочий
- Тест у психолога для участников мониторинга
- Ответственность за нарушение кодекса
- Обучение, тестирование
- Не провоцировать сотрудников
- Не вступать в дискуссии
Кодекс этики третьей группы включил в себя основные качества личности контролера и правила его поведения:
Личностные качества:
- Порядочность
- Ответственность
- Культура общения
- Опрятный внешний вид
- Смелость
- Компетенция
Поведение контролера:
- Приходить вовремя, без опозданий
- Разговаривать вежливо
- Опрятный внешний вид
Четвертая группа рассмотрела 3 составляющих кодекса этики: формирование группы, ход проверок, прекращение участия в мониторинге:
Приглашение к сотрудничеству:
- Желание
- Компетентность
- Бескорыстие
Порядок работы:
- Планирование
- Законность
- Доброжелательность
- Принципиальность
Прекращение полномочий:
- Собственное желание
- Решение коллектива
В ходе дискуссий тренеры-эксперты и участники семинара обсудили представленные варианты кодекса этики, определили сильные и слабые стороны в каждой презентации и более подробно рассмотрели аспекты проведения проверок подразделений ОВД.
На основе предложенных вариантов кодекса этики, тренеры-эксперты сформировали свои предложения основного документа участников мониторинга работы полиции и представили его для обсуждения участникам мероприятия. В ходе дискуссий было принято решение взять за основу предложенный вариант кодекса и доработать его до финального варианта входе дальнейшего обсуждения с членами ОНК и гражданскими активистами из регионов РФ.