Рекомендации участников Круглого стола «Вопросы досрочного освобождения от наказания по болезни и...

Рекомендации участников Круглого стола «Вопросы досрочного освобождения от наказания по болезни и оказания медицинской помощи подследственным, обвиняемым и осужденным»

946

Круглый стол «Вопросы досрочного освобождения от отбывания наказания по болезни и оказания медицинской помощи подследственным, обвиняемым, осужденным» прошел 3 декабря 2015 года в г.Рязань

Актуальность проблемы освобождения от наказания в связи с тяжелым заболеванием обусловлена отсутствием на практике единого подхода к решению данного вопроса, что требует дальнейшей разработки объективных критериев оценки возможностей больного продолжать находиться в местах принудительного содержания, совершенствования различных форм подготовки (в т.ч. медицинского освидетельствования) к вынесению в кратчайшие сроки справедливого и гуманного судебного решения по данному вопросу. В данный момент это связано и с принятием Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 по вопросам судебной практики в такого рода делах (пункт 24) и завершением подготовки нового варианта Постановления правительства РФ №54, посвященного этому вопросу.

В ходе дискуссии выявилось несовпадение подходов к решению вопроса об освобождении осужденного (заключенного) по болезни. Для одних членов общества, в том числе многих судей, при решении этого вопроса абсолютно необходимо учитывать опасность совершения лицом, освободившимся из мест принудительного содержания, нового преступления, обусловленную в т.ч. неполным исправлением осужденного. Принципиально иная исходная позиция состоит в том, что определяющим должно быть состояние здоровья человека, наказанного лишением (ограничением) свободы, чтобы преступивший закон не лишился жизни и здоровья в неволе, а социальные и криминогенные факторы должны учитываться во вторую очередь. Столь кардинальные расхождения выявились при обсуждении многих вопросов, что привело к разработке и представлению заметно различающихся проектов рекомендаций по итогам круглого стола.

В отличие от сторонников приоритета недопущения рецидива и ужесточения ряда законодательных положений, регулирующих освобождение по болезни, представители правозащитного сообщества считают, что существующие нормы УК и УПК РФ, с учетом разъяснений Верховного суда РФ, позволяют принимать обоснованное и справедливое решение об освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелыми заболеваниями либо общим состоянием здоровья осужденного. При этом следует иметь в виду, что закон не предусматривает исчерпывающий перечень тяжелых заболеваний и не содержит указаний на иные условия, относящиеся к уголовному делу больного и исполнению им наказания, соблюдение которых должно выясняться при принятии таких судебных решений. То есть, даже если вывод о значимой доле криминального рецидива среди освободившихся по болезни подтверждается репрезентативными статистическими данными, это не должно являться основанием для отказа в досрочном освобождении: такой решение возможно только по итогам изучения всего комплекса обстоятельств в каждом конкретном случае. Недопустимо исходить лишь из тяжести некогда совершенного больным преступления и характеристик его поведения в неволе, обычно не учитывающих специфику данной ситуации.

Вместе с тем, суду должны быть представлены не только объективные данные о тяжести и прогнозе развития заболевания, но и всесторонние сведения о ситуации, в которой может оказаться пациент-осужденный после освобождения. Особое внимание суда требуется к исследованию возможностей получения больным после освобождения достойных социально-медицинских условий в сравнении с пребыванием в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Участниками Круглого стола, представляющими Общественные наблюдательные комиссии и правозащитное сообщество, были сделаны следующие предложения, направленные на гуманизацию отношения к тяжело больным, находящимся в местах лишения свободы, а также на совершенствование судебной процедуры вынесения справедливого и законного решения по вопросу об освобождении от дальнейшего отбывания наказания:

 

  • Обновить и расширить список заболеваний, позволяющих освободить осужденного от дальнейшего отбывания наказания, включив в существующий «Перечень» наличие взаимно отягощающих заболеваний с явно неблагоприятным прогнозом;

  • Рассмотреть вопрос о создании по мере возможности в исправительных колониях или ЛИУ блоков по типу хосписов для тех осужденных, страдающих тяжелыми заболеваниями, у которых в случае освобождения нет перспективы быть устроенными в условия, позволяющие получать адекватный степени тяжести состояния уход, включая необходимую медицинскую помощь;

  • Провести анализ рецидивной преступности у освободившихся «по тяжести заболевания или состояния»;

  • Довести до сведения судов их право назначать медицинскую экспертизу для проверки доводов осужденного, его адвоката, представителя, иного лица, оказывающего ему юридическую помощь, или законного представителя о наличии у осужденного иной тяжелой болезни или состояния, препятствующих отбыванию наказания, но не учитываемых в Постановлении Правительства №54.

  • Разъяснять, что суд не вправе отказать в принятии ходатайства осужденного об освобождении от наказания в связи с болезнью, направленного им непосредственно в суд, из-за отсутствия документов (заключения медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы, личного дела осужденного), которые в случае тяжелого заболевания осужденного обязана предоставить администрация учреждения или органа, исполняющего наказание;

  • Считать возможным принятие судебного решения об освобождении по болезни в случае членовредительства, совершенного осужденным с целью последующего освобождения от отбывания наказания, поскольку при наличии тяжких последствий для здоровья сам по себе этот факт не может служить причиной исключения из оснований применения данной меры, предусмотренных уголовным законом.