Лекция «Критерии обоснованности прав и свобод граждан в деятельности полиции»

Лекция «Критерии обоснованности прав и свобод граждан в деятельности полиции»

973

В рамках реализации третьего этапа проекта «Эффективная система общественного контроля в Южном и Северо – Кавказском Федеральных округах» (Распоряжение Президента Российской Федерации № 79-рп от 01.04.2015 «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» 8 апреля 2016 года в Ростовском юридическом институте МВД России для курсантов 3го курса Юрием Блохиным проведена лекции "Критерии обоснованности прав и свобод граждан в деятельности полиции».

 

Деятельность полиции непосредственно связана с правоприменением для обеспечение общественного интереса. Общественный интерес предопределяет необходимость в отдельных случаях прибегать к ограничениям прав и свобод граждан. Правомерность деятельности полиции именно в этой сфере часто бывает предметом ведомственного, судебного, общественного контроля или прокурорского надзора.

В этой связи деятельность по ограничению прав и свобод граждан (действий и бездействия сотрудников) должна быть правомерной.

Безусловно, первый и самый конкретный критерий правомерности – это законность, то есть наличие в нормативных правовых актах подобных полномочий.

Опыт общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Ростовской области в качестве члена ОНК показал, что некоторые сотрудники ошибочно считают законность (наличие предусмотренного в нормативных актах полномочия ограничивать права и свободы граждан) достаточным основанием для того, чтобы прибегнуть в правоограничениям..

В то же время, ст. 55 Конституции РФ называет в качестве правомерности правоограничений в качестве обязательного, но не единственного критерия правомерности таких ограничений.

Действия или бездействие сотрудников полиции, ограничивающие права, признаются правомерными, если они не только прописаны в действующем законодательстве, но и являются обоснованными (целесообразными), то есть направлены на достижение социально значимых целей, а также соразмерными (в терминологии Европейского суда по правам человека – необходимыми в демократическом обществе).

Указанные критерии прямо предусмотрены не только Конституцией, но и из Европейской Конвенции об основных правах и свободах человека и основанной на ней практики ЕСПЧ. На эти три критерия указывает и Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении №21 2013 года. При этом Пленум ВС РФ специально подчеркивает, что несоблюдение хотя бы одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Общественный контроль за правомерностью правоограничений сотрудниками полиции, взаимодействия общества и государства будут способствовать усилению гарантий прав человека в деятельности полиции, позволит обеспечить доверие и поддержку граждан и, в результате, будет содействовать реализации положений Конституции Российской Федерации о том, что права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.