Самара осталась без скандального прокурора Кабалоева

Самара осталась без скандального прокурора Кабалоева

3247
Экс-прокурор Самарской области Мурат Кабалоев

Сотрудники прокуратуры, как правило, не выносят сор из избы, не вступают в открытую конфронтацию с влиятельными чиновниками и не покрывают своих оскандалившихся подчиненных. Но все вышесказанное не имеет никакого отношения к прокурору Самарской области − теперь уже бывшему. Мурат Кабалоев – личность весьма неординарная. За последние четыре года он стал участником ряда коррупционных разбирательств. К тому же Кабалоев напрочь испортил отношения с губернатором региона Николаем Меркушкиным, что в итоге и стоило ему занимаемой должности.

Штрихи к портрету

На первый взгляд, биография высокопоставленного силовика ничем не примечательна. Мурат Кабалоев родился в 1959 году в г. Душанбе Таджикской ССР. Окончил юридический факультет Северо-Осетинского государственного университета в г. Владикавказе. Службу в органах прокуратуры начал в 1985 году.

Карьера Кабалоева в надзорном ведомстве складывалась удачно. Он последовательно рос в званиях и чинах, успев поработать в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Пензенской области. С 2000 по 2012 годы Мурат Кабалоев возглавлял прокуратуру Ивановской области, а затем был переведен в Самару.

Здесь он сразу же развил бурную деятельность. Уже в 2013 году самарскую прокуратуру потрясли громкие скандалы, которые могли стоить карьеры любому высокопоставленному силовику, но Мурат Кабалоев тогда удержался на своем посту. Он начал постепенно усиливать свое влияние в регионе, что не пришлось по душе губернатору Николаю Меркушкину.

Примечательно, что руководитель надзорного ведомства в своем интервью «Российской газете» посетовал на значительный рост коррупции за последние насколько лет в Самарской области. Это был прямой намек на то, что региональная власть попустительствует чиновникам, совершающим подобные преступления.

Информация об отставке Мурата Кабалоева была опубликована на официальном сайте ведомства 29 августа 2016 года. Впрочем, Николай Меркушкин ратовал об этом заранее. Еще 25 июля самарский губернатор провел рабочую встречу с заместителем генерального прокурора России Сергеем Зайцевым, тогда на место опального руководителя была предложена кандидатура государственного советника юстиции третьего класса Константина Букреева. Его назначение на должность прокурора области депутаты Самарской губернской думы единогласно поддержали на внеочередном заседании, состоявшемся 26 июля 2016 года.

Как сообщило издание «АИФ-Самара», выступая перед депутатами, Константин Букреев подчеркнул, что он намерен выстроить конструктивную работу со всеми ветвями власти. Очевидно, таким образом он давал понять руководству области, что не планирует конфликтовать с представителями самарской элиты, в отличие от скандального предшественника.

Букреев

Константин Букреев. Фото: Юлия Рубцова

Впрочем, с назначением Константина Букреева, о котором ряд СМИ сообщили как о свершившемся факте, возникла заминка. Пока должность прокурора Самарской области вакантна. Обязанности руководителя надзорного ведомства временно исполняет государственный советник юстиции третьего класса Алмаз Хусаинов.

Резиденция за 5 тысяч рублей

Один из последних коррупционных скандалов, затронувших Мурата Кабалоева на посту прокурора Самарской области, был связан с арендой элитного коттеджа всего за 5 тысяч рублей в месяц.

«Новая газета в Поволжье» написала в июне этого года, что ряд высокопоставленных должностных лиц региона за мизерную плату арендуют резиденции у государственного казенного учреждения «Гостинично-представительский комплекс». Речь идет о закрытом элитном поселке «для своих» с бассейнами, физкультурно-оздоровительным центром, развитой инфраструктурой. Причем, на содержание этого поселения чиновников, расположенного в Самаре на территории Первой просеки, расходуются средства из регионального бюджета.

Среди прочих высокопоставленных лиц в ГКУ СО «Гостинично-представительский комплекс» проживал и Мурат Кабалоев. Площадь занимаемого им коттеджа по сравнению с жилищами влиятельных соседей относительно невелика – всего 158,5 квадратных метров. К слову, резиденция Николая Меркушкина в четыре раза больше – 648,7 квадратных метра.

Многие самарцы возмутились в социальных сетях, что глава ведомства, призванного защищать законные интересы граждан, живет в таких роскошных условиях, в то время как тысячи детей-сирот годами не могут получить положенные им квартиры.

Наиболее урожайным на различные скандалы для прокуратуры Самарской области выдался 2013 год. Например, в январе со своего поста ушел заместитель руководителя управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Игорь Уваров. Он сделал это вскоре после появления в интернете пикантной видеозаписи. Разумеется, личная жизнь работника надзорного ведомства в свободное время – не тема для публичного обсуждения. Но скандальная видеозапись дискредитировала Уварова и бросила тень на все ведомство.

Вышеназванный сотрудник надзорного ведомства ранее работал под началом Мурата Кабалоева в прокуратуре Ивановской области, он переехал в Самару вслед за шефом. Игорь Уваров входил в ближний круг доверенных лиц, которым покровительствовал руководитель ведомства. Впрочем, Мурат Кабалоев проигнорировал все нападки и свою должность он тогда сохранил.

Элитные квартиры для прокуроров

Вскоре самарскую прокуратуру настигло очередное разбирательство, теперь уже коррупционной направленности. Широкой общественности стали известны детали приобретения сотрудниками прокуратуры элитных квартир в новостройках.

Выяснилось, что Игорь Уваров и старший помощник прокурора области по обеспечению собственной безопасности Александр Диденко заключили со строительными компаниями договоры на приобретение жилья. Причем, условия этих договоров оказались крайне выгодными для сотрудников надзорного ведомства, а застройщики пошли на ряд существенных уступок в ущерб собственным интересам.

Детали приобретения элитных квартир прокурорскими работниками раскрыл в своем ЖЖ блогер Валерий Крючков, в распоряжение которого попало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанное следователем отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета России по Самарской области Георгием Бариновым. Этот сотрудник регионального СУ СК РФ провел проверку обстоятельств, при которых прокуроры стали владельцами жилья в новостройках. В книге регистраций сообщений о преступлениях (КРСП) материалы данного разбирательства значатся за № 10 от 7 февраля 2013 года.

Дом Диденко

В этом доме расположена трехкомнатная квартира Александра Диденко (проект)

Как выяснил следователь Георгий Баринов, предметом договора, заключенного 22 июня 2012 года между СК «ДОН» и Александром Диденко, является трехкомнатная квартира общей площадью более 94 квадратных метров. Данный объект недвижимости расположен в доме на перекрестке улиц Садовой и Полевой в Самаре. Стоимость квартиры Александра Диденко по договору составляла 3 млн рублей, хотя ее фактическая рыночная цена превышает 5,6 миллиона. Более того, сотруднику прокуратуры была предоставлена отсрочка платежа на срок более года. Впоследствии, отвечая на вопросы следователя, представители строительной компании объяснили свою повышенную лояльность к этому клиенту с прокурорскими погонами технической ошибкой.

А вот двухкомнатную квартиру общей площадью более 70 квадратных метров впоследствии уволившийся сотрудник прокуратуры Игорь Уваров приобрел 15 июня 2012 года у ООО «Альфа Стиль» всего за 2,7 млн рублей. Речь идет об элитной новостройке на улице Алексея Толстого в Самаре. Такую низкую стоимость жилья представители фирмы-застройщика объяснили следователю сложившейся экономической ситуацией, неликвидностью квартиры, а также тем, что клиент сразу оплатил покупку.

Вопрос о том, почему строительные компании так благосклонно относятся к сотрудникам прокуратуры, которые при своей невысокой зарплате могут позволить себе элитное жилье, так и остался без ответа. Не найдя достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, следователь Георгий Баринов отказался от дальнейшего разбирательства.

Зная об этом скандале с объектами недвижимости, руководитель прокуратуры Самарской области не предпринял никаких мер в отношении старшего помощника по обеспечению собственной безопасности Александра Диденко, который и сейчас продолжает спокойно работать на своем месте. Второй обладатель элитной квартиры – Игорь Уваров – к тому времени уже уволился.

Личный фонд губернатора

По-настоящему фатальным для его прокурорской карьеры оказался конфликт с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. Камнем преткновения между двумя высокопоставленными чиновниками стал резервный фонд главы региона, созданный 29 декабря 2012 года в соответствии с постановлением № 255. Согласно этому документу, губернатор вправе направлять бюджетные средства по личному усмотрению на множество различных целей, в том числе и на «иные непредвиденные расходы».

Меркушкин

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин

Руководителя областной прокуратуры Мурата Кабалоева возмутил факт существования резервного фонда самарского губернатора, формируемого за счет средств налогоплательщиков. Причем право свободно распоряжаться этими деньгами Николай Меркушкин дал себе сам. Осенью 2015 года Мурат Кабалоев направил в губернскую думу официальный протест с требованием признать незаконным формирование резервного фонда главы региона из средств бюджета области.

Как сообщила пресс-служба Самарской думы, 23 ноября 2015 года на очередном заседании комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике депутаты отклонили протест прокурора. Они аргументировали свое решение тем, что пункт 1 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ допускает создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти, к числу которых относится и губернатор Самарской области. К тому же депутаты учли факт, что высшие должностные лица Ингушетии, Северной Осетии, Мордовии, Чечни и Татарстана также имеют свои личные резервные фонды.

Не согласившись с мнением думы, продемонстрировавшей лояльность губернатору Николаю Меркушкину, прокуратура Самарской области обжаловала в суде решение депутатов. Дело переходило из одной инстанции в другую. Точку в разбирательстве поставил Верховный суд России, который 13 апреля 2016 года подтвердил законность создания и использования резервного фонда губернатора Самарской области.

По информации газеты «Коммерсантъ», прокурор Мурат Кабалоев отметил, что в официальных документах, принятых правительством и главой региона, сотрудники надзорного ведомства и ранее обнаруживали коррупциогенные факторы, однако требования прокуратуры об их устранении областные власти оставляли без удовлетворения.

Отвечая на запрос депутата губернской думы Дмитрия Литвинова, Мурат Кабалоев написал: «Средства фонда направляются на финансирование иных непредвиденных расходов, осуществляемых по решению губернатора Самарской области. При этом понятие «иные непредвиденные расходы» не позволяет определить сроки, условия или основания принятия решения о выделении губернатором средств на те или иные цели».

Впрочем, победа осталась за Николаем Меркушкиным, и вскоре, после соответствующего решения Верховного суда РФ, глава региона начал хлопотать в Генеральной прокуратуре России об отставке прокурора области.

Деятельность Мурата Кабалоева в Самаре можно назвать весьма противоречивой. Коррупционные скандалы и жесткий конфликт с губернатором – это лишь наиболее яркие моменты из тех 4,5 лет, которые высокопоставленный чиновник провел в поволжском регионе, возглавляя надзорное ведомство.

Если большинство сотрудников прокуратуры стараются держаться в тени, не привлекая внимания широкой общественности, то Мурат Кабалоев – исключение. Неспроста его называют скандальным прокурором.

ИСТОЧНИК http://crimerussia.ru/gromkie-dela/samara-ostalas-bez-skandalnogo-prokurora-kabaloeva/