Годовой отчет о работе Общественной наблюдательной комиссии по контролю за...

Годовой отчет о работе Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Республики Марий Эл за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года

1758

Общественная наблюдательная комиссия Республики Марий Эл (далее - ОНК) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, законами РФ, международными стандартами и рекомендациями применительно к закрытым учреждениям.

В отчетном периоде в Республике Марий Эл до 1 ноября 2016 действовала ОНК III созыва, которая прекратила свою работу в связи с истечением срока полномочий. 10 ноября 2016 года начала работу ОНК IV созыва, которая будет осуществлять свою деятельность до 21 октября 2019 года.

 

ОНК Республики Марий Эл III созыва осуществляла свою работу с 19 декабря 2013 года по 1 ноября 2016 года. В составе ОНК III созыва было 11 человек:

1) Васильева Ольга Владимировна - секретарь комиссии

2) Викторов Виктор Викторович

3) Воронов Игорь Михайлович

4) Григорьев Рудольф Семенович - заместитель председателя комиссии (с 19.01.2013 г. до 26.01.2015 г.)

5) Егошин Дмитрий Викторович

6) Лобанов Сергей Васильевич

7) Патрушев Михаил Аркадьевич

8) Подузов Сергей Васильевич

9) Протасова Ирина Вячеславовна - председатель комиссии

10) Севастьянов Валентин Валерьевич

11) Яликов Дмитрий Вениаминович - заместитель председателя комиссии (с 26.01.2015 г. по 1.11.2016 г.)

 

ОНК Республики Марий Эл IV созыва начала свою работу 10 ноября 2016 года, в ее состав вошли 6 человек:

1) Васильева Ольга Владимировна - председатель комиссии

2) Дементьев Герман Александрович

3) Леонов Алексей Николаевич

4) Лобанов Сергей Васильевич

5) Любимов Дмитрий Александрович

6) Яликов Дмитрий Вениаминович - заместитель председателя

 

В 2016 году было проведено два заседания ОНК. На первом заседании ОНК III созыва обсудила кандидатуру представителя комиссии на Всероссийской конференции ОНК в г. Москве, им избрали председателя ОНК Марий Эл - Протасову Ирину Вячеславовну. На втором заседании ОНК IV созыва избрала председателя и заместителя председателя комиссии, утвердила регламент, составила план работы на первое полугодие.

 

Перечень учреждений, подлежащих общественному контролю на территории региона

 

  1. Учреждения, находящиеся в ведении УФСИН России по Республике Марий Эл:

– 1 следственный изолятор,

- 5 исправительных колоний, из которых 1 колония – женская,

- 5 участков колонии-поселения при каждой из 5 исправительных колоний.

  1. Учреждения, находящиеся в ведении МВД по Республике Марий Эл:

- 13 Изоляторов временного содержания,

- 1 Специальный приемник для лиц, подвергнутых административному аресту;

  • 1 Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
  • 1 Центр временного содержания иностранных граждан;

- 17 отделов полиции с камерами содержания задержанных лиц.

 

За отчетный период ОНК осуществила 26 посещений мест принудительного содержания региона. Количество посещений почти в два раза меньше, чем в предыдущем году, и это связано с тем, что половина членов комиссии почти не принимала участие в посещениях, некоторые члены не посетили места принудительного содержания с функцией общественного контроля ни одного раза. Количество посещений каждым членом ОНК:

 

ОНК III созыва:

1) Васильева Ольга Владимировна - 14

2) Викторов Виктор Викторович - 0

3) Воронов Игорь Михайлович - 1

4) Григорьев Рудольф Семенович - 1 с целью общественного контроля (также посещал ИУ для участия в комиссиях по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие)

5) Егошин Дмитрий Викторович - 0

6) Лобанов Сергей Васильевич - 4

7) Патрушев Михаил Аркадьевич - 0 с целью общественного контроля (большое количество посещений было проведено данным членом для участия в комиссиях по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие)

8) Подузов Сергей Васильевич - 3

9) Протасова Ирина Вячеславовна - 11

10) Севастьянов Валентин Валерьевич - 0

11) Яликов Дмитрий Вениаминович - 9

 

ОНК  IV созыва:

  • Васильева Ольга Владимировна - 6
  • Дементьев Герман Александрович - 1

3) Леонов Алексей Николаевич - 2

4) Лобанов Сергей Васильевич - 1

5) Любимов Дмитрий Александрович -2

6) Яликов Дмитрий Вениаминович - 4

 

В связи с тем, что ресурсы ОНК в 2016 году были невелики из-за низкой активности многих членов, посещение мест принудительного содержания по ведомствам было неравномерным. Так, в учреждения МВД члены комиссии выехали только 5 раз, сосредоточив внимание на учреждениях УФСИН России по Республике Марий Эл, так как члены комиссии получали большое количество информации о возможных нарушения прав человека.

 

Среди осуществленных 26 выездов:

21 посещение учреждений УФСИН России по Республике Марий Эл.

Из них:

  • 18 внеплановых посещений по поступившей информации. Сообщения члены ОНК получали в письменных обращениях осужденных, письменных и устных сообщениях родственников осужденных, в том числе по телефону, из средств массовой информации.
  • 3 посещения в рамках мониторинга соблюдения трудовых прав осужденных.

 

В ОНК Марий Эл за отчетный период поступило 21 письменное обращение из мест лишения свободы и содержания под стражей, а также родственников осужденных. По каждому из обращений был проведен выезд в учреждение, встреча с обратившимся, проверка фактов, изложенных в обращении. Одно обращение поступило от Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл с просьбой провести проверку изложенных в обращении в адрес УПЧ фактов.

 

5 выездов в учреждения МВД (Изолятор временного содержания, Специальный приемник для лиц, подвергнутых административному аресту, Центр временного содержания иностранных граждан, камеры содержания задержанных лиц).

 

Взаимодействие Общественной наблюдательной комиссии Республики Марий Эл с учреждениями и сотрудниками УФСИН России по Республике Марий Эл

 

УФСИН Республики Марий Эл проявляет достаточную степень открытости и подотчетности членам Общественной наблюдательной комиссии. Очевидна высокая степень понимания сотрудниками роли и полномочий наблюдателей, определенных рамками Федерального закона № 76. Члены ОНК за отчетный период ни разу не столкнулись с воспрепятствованием своей работе в учреждениях УФСИН. Сотрудники, сопровождающие членов ОНК в ходе проверок, компетентны, корректны и владеют информацией об учреждении и происходящих в нем событиях. Члены ОНК могут попасть в любое помещение в пределах своих полномочий, побеседовать с любым осужденным вне пределов слышимости сотрудников. Начальники ФКУ ИК-4, ИК-5, ИК-6, ИК-7, СИЗО-1 ввели в постоянную практику встречи с членами ОНК до посещения и после посещения, с обсуждениями планов и результатов визита. Руководство УФСИН и учреждений регулярно представляют в адрес ОНК содержательные ответы на рекомендации, направленные по итогам посещений, однако, при анализе полученных за год документов, выяснены случаи неисполнения рекомендаций ОНК, несмотря на то, что в ответах указано обратное. Это вызывает обеспокоенность членов комиссии и противоречит принципу доверия, на котором наблюдатели выстраивают свою работу в учреждениях УФСИН.

Кроме того, следует отметить, что ответы из ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России зачастую ограничиваются формальными отсылками к нормативным актам и не содержат при этом ответы по существу заданного вопроса.

В 2016 году председатель комиссии дважды принимала участие в полугодовой коллегии УФСИН по  итогам работы за 2015 год и по итогам работы в первом полугодии 2016 г. На обучающие мероприятия для сотрудников УФСИН члены ОНК не приглашаются.

Помощник Начальника УФСИН по соблюдению прав человека в УИС присутствует при всех посещениях комиссии.

В информации, предоставляемой по запросам членов ОНК, большой пробел представляет отсутствие материалов по факту произошедших в учреждениях смертей осужденных/заключенных. За отчетный период члены ОНК ни разу в ответ на свои запросы не получили видеозаписи с места происшествия смерти, а также материалов служебных проверок в связи с тем, что они отправлены в органы следствия. Это, несомненно, мешает наблюдателям сформировать объективное мнение о произошедшем событии и сделать вывод о нарушении прав человека либо отсутствии нарушения. Кроме того, данный факт отмечался в итоговом отчете ОНК за 2015 г., но, к сожалению, не был учтен.

 

Ситуация с соблюдением прав человека в учреждениях УФСИН России по Республике Марий Эл

 

Право на жизнь.

В 2016 году в учреждениях УФСИН в Республике Марий Эл произошло 20 смертей (из них 4 человека умерли в медицинских организациях, не входящих в УИС). По сравнению с 2015 годом (17 смертей) произошел рост смертности.

За прошедший год члены ОНК выявили как минимум два случая смертей осужденных, где обстоятельства позволяют им сделать вывод о том, что сотрудники учреждения не выполнили позитивные обязательства, возложенные на государство в соответствии со ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 г.,  по сохранению жизни людей в закрытом учреждении.

  • По обращению родственников в ОНК в феврале 2016 года зафиксирован факт смерти, произошедшей в ФКУ ИК-5 в декабре 2015 г.: после продолжительной болезни скончался осужденный. Постепенно ухудшающееся здоровье осужденного подтверждено его родственниками, другими осужденными, содержащимися с ним в одном отряде, начальником отряда, а также проведенной служебной проверкой УФСИН России по РМЭ. Данный осужденный не получил своевременной медицинской помощи и назначенного ему медицинского обследования. Материалы ОНК переданы в правозащитную организацию, защитой интересов родственников умершего занимается юрист правозащитной организации;
  • ФКУ ИК-3: осужденный, предположительно (по мнению сотрудников) находящийся в состоянии алкогольного опьянения, был помещен сотрудниками в безымянное помещение с запором с внешней стороны, где, примерно через 40 минут, находясь без присмотра, он повесился на ремне. В данном случае, сотрудники, предполагая, что осужденный в неадекватном состоянии, тем не менее не предприняли никаких действия для того, чтобы усилить контроль за его состоянием и действиями.

Помимо вышеописанных двух случаев смерти зафиксирован случай, где члены ОНК не получили необходимой информации, подтверждающей выполнение сотрудниками своих обязательств по сохранению жизни осужденного в закрытом учреждении. В ФКУ ИК-3 осужденный умер, по информации сотрудников, в результате падения с лестницы в жилом отряде. Никакой другой информации от сотрудников и осужденных получить не удалось. Отсутствие в распоряжении ОНК копий материалов служебной проверки и видеозаписей с камер видеонаблюдения не позволяют членам комиссии сделать однозначный вывод о том, что в данном случае нет нарушения ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и о том, что многочисленные телесные повреждения, повлекшие смерть, стали результатом падения с лестницы. Материалы ОНК переданы в правозащитную организацию, защитой интересов родственников умершего занимается юрист правозащитной организации;

Кроме того, члены ОНК обратили внимание на смерть, произошедшую в ФКУ ИК-6, где осужденный умер в столовой от инсульта, вызванного обострением сахарного диабета (смерть зафиксирована бригадой скорой помощи).

В данном случае члены ОНК отмечают несовершенство действующего законодательства в области обеспечения осужденных, больных сахарным  диабетом, специальным питанием. Учитывая, что поддержание нормального состояния здоровья при данном заболевании требует специальной диеты, отсутствие таковой в местах принудительного содержания создает опасность для здоровья и жизни осужденных, имеющих такой диагноз. По мнению членов ОНК, необходимо законодательно определить нормы питания для этой категории осужденных в соответствии с медицинскими рекомендациями.

 

Свобода от пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения

 

В 2016 году члены ОНК не зафиксировали ни одного случая активного применения незаконного насилия со стороны сотрудников в учреждениях УФСИН. Тем не менее, учитывая, что жестоким обращением может считаться не только действие, но и бездействие, в своих заключениях члены ОНК обращают внимание на случаи, когда осужденным своевременно не оказывается медицинская помощь и не предоставляются необходимые медицинские препараты. Члены ОНК считают, что затянутые сроки предоставления медицинской помощи, а также медицинских вспомогательных средств (таких как протез, одноразовый калоприемник и т.д.) могут расцениваться как жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, что недопустимо.

Условия содержания в 2016 году не являлись предметом большого количества жалоб со стороны осужденных. Почти все зафиксированные бытовые проблемы условий содержания своевременно устранялись.

 

Медицинская помощь, как предмет обращений осужденных в ОНК, остается одной из наиболее частых причин жалоб. Стоит отметить, что в 2016 году налажено взаимодействие членов ОНК и начальников медчастей на уровне учреждений. Удается бесконфликтно находить общие решения по конкретным вопросам. Тем не менее, члены ОНК продолжают фиксировать ситуации, которые могут стать причиной ухудшения здоровья и даже опасности жизни:

  • несвоевременное обследование ВИЧ-инфицированных на иммунный статус и вирусную нагрузку. По трем жалобам осужденных члены ОНК направили заявления в Территориальный орган Росздравнадзора, результаты проверки подтвердили нарушения сроков обследования;
  • затягивание лечения зубным врачом, снятие болевых симптомов обезболивающими средствами;
  • затягивание лечения/обследования, уже назначенного врачом-специалистом.

 

Право на уважение частной и семейной жизни

 

В 2016 году возник спорный вопрос между членами ОНК и УФСИН России по Республике Марий Эл о границах полномочий членов ОНК. УФСИН стоит на позиции, что действия сотрудников УФСИН по отношению  к родственникам осужденных не входят в мандат членов ОНК. Комиссия, наоборот, считает, что обращение с родственниками осужденных является непосредственным предметом общественного контроля, так как затрагивает действия сотрудников УФСИН на территории объектов общественного контроля и позволяет оценить качество предоставляемых осужденным свиданий и передач в соответствии законом. В 2016 году был зафиксирован случай полостного досмотра жены осужденного перед длительным свиданием. Досмотр проводился врачом, не обладающим компетенцией в области гинекологических досмотров (это был врач-физиотерапевт). Кроме того, данная функция не указана в перечне должностных инструкций данного сотрудника, следовательно, медицинский сотрудник в данном случае допустил злоупотребление своими полномочиями. Члены ОНК придерживаются позиции недопустимости незаконных и непрофессиональных действий сотрудников учреждения, не только унижающих человеческое достоинство посетительницы, но и нарушающих право осужденного на условия комфортного семейного общения.

 

 

 

 

Право на достойные условия труда

 

В отчетном периоде члены ОНК провели исследование условий труда в трех учреждениях: ФКУ ИК-5, ИК-6, ИК-7. Были опрошены работающие осужденные, сотрудники учреждений и сотрудники Управления, ответственные за трудовую адаптацию осужденных, просмотрены документы, регламентирующие трудовую деятельность осужденных. По итогам исследования члены ОНК пришли к следующим выводам:

  • Условия труда в учреждениях являются приемлемыми, не зафиксировано случаев рабского или подневольного труда, случаев нелегального производства и и неучтенных трудовых отношений;
  • Все травмы, полученные на производстве, фиксируются, оформляются должным образом;
  • Отрицательным моментом, выявленным в ходе исследования, стало отсутствие медицинских осмотров врачами узких специализаций при трудоустройстве, в первую очередь на вредные и опасные производства (такие как токарь, электросварщик), заключение о возможности трудоустройства выдается единолично терапевтом, что исключает углубленный учет состояния здоровья со всех сторон. Также остаются проблемы низкого уровня заработной платы осужденных, недостаточного количества рабочих мест, отсутствия оценки труда рабочих мест для должностей хозяйственной обслуги.

 

Взаимодействие Общественной наблюдательной комиссии с сотрудниками и учреждениями Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл

 

С сотрудниками МВД налажено конструктивное взаимодействие в работе ОНК. За отчетный период не зафиксировано ни одного случая воспрепятствования работе ОНК со стороны сотрудников ведомства. Ведомство выполняет значимую, по мнению ОНК, рекомендацию наблюдателей - сообщать в комиссию обо всех чрезвычайных ситуациях, случившихся в местах принудительного содержания МВД и показывает полную открытость мест ограничения свободы для наблюдателей.

Представители комиссии регулярно приглашаются на семинар-совещания для сотрудников МВД, где рассказывают о функциях и полномочиях членов ОНК, а также обсуждают проблемные вопросы.

Важно отметить, что при передаче в 2016 году Центра временного содержания иностранных граждан в ведение МВД по Марий Эл, существенно улучшилось взаимодействие учреждения и ОНК в области осуществления общественного контроля, тогда как в 2015 году членам ОНК не удавалось качественно осуществлять посещения.

Однако, нужно указать, что на запрос актуальной информации о местах принудительного содержания, направленный новым составом ОНК в ноябре 2016 г., ответ получен только из подразделения, ответственного за Спецприемники, ИВС, ЦВСИГ и ЦВСНП. Подразделение, ответственное за камеры содержания задержания задержанных лиц, по настоящее время (февраль 2016 г.) не предоставило информацию о местах принудительного содержания.

 

 

Описание ситуации с соблюдением прав человека в учреждениях МВД России по Республике Марий Эл

 

Учреждения МВД по Республике Марий Эл не были в 2016 году объектом пристального внимания членов ОНК. Тем не менее, комиссия обладает достоверной информацией о том, что все ИВС и Спецприемник по-прежнему, как и на конец 2015 г., обеспечены медицинскими работниками на 0,5 ставки, своевременно заключаются договоры на горячее питание, стирку белья, во всех учреждениях установлены и работают дезинфекционные камеры.

Готовится к открытию новое здание ИВС в г. Волжске, взамен старого здания, замечания об условиях содержания в котором неоднократно направлялись ОНК в адрес МВД.

За отчетный период в учреждениях МВД произошла одна смерть, о которой стало известно членам ОНК - в Спецприемнике для лиц, подвергнутых административному аресту в г. Йошкар-Ола. Члены ОНК получив информацию, выехали в учреждение и всесторонне изучили произошедшее событие. Члены комиссии не обнаружили в действиях сотрудников нарушения прав человека, тем не менее в адрес ведомства были направлены рекомендации, которые, по мнению контролеров, могут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Большую обеспокоенность ОНК вызывают задержания граждан сотрудниками МВД, не работающими в местах принудительного содержания. Неоднократно в комиссию поступали жалобы от жителей республики о том, что их вызывают на прием следователи УМВД по г. Йошкар-Оле, после чего удерживают в кабинете, принуждая подписать различные документы. Ситуация усложняется тем, что кабинеты следователей МВД не входят в перечень мест принудительного содержания, определенный ФЗ-76, тем не менее, члены ОНК занимают позицию общественного реагирования на такие случаи, ведь, фактически, данные граждане являются задержанными, а следовательно, в состоянии полной власти сотрудников МВД, то есть объектом общественного контроля.

 

 

 

 

 

 

Деятельность в области содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания

 

В офисе МРОО «Человек и Закон», от которой направлены в ОНК члены 3 и 4 созыва,  действует пункт помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, где работает юрист и социальный работник. В 2016 году за помощью после освобождения обратились 3 человека.

 

 

Взаимодействие с Уполномоченным по правам человека

 

С самого начала работы ОНК 3 созыва было налажено достаточно эффективное взаимодействие с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл – И.С. Татариновой. Между структурами происходит регулярный обмен информацией о поступивших жалобах, обнаруженных нарушениях.

В 2016 году проводились совместные выезды ОНК и УПЧ, по некоторым проблемным вопросам, требующим системного решения, ОНК и УПЧ неоднократно вырабатывали единую позицию и выступали с предложениями и рекомендациями в адрес МВД и УФСИН. УПЧ всегда принимал участие в мероприятиях, инициированных ОНК (круглые столы, рабочие встречи, совещания), а также в семинарах по повышению эффективности общественного контроля.

В 2016 году Уполномоченный в ходе своих выездов проверял исполнение рекомендаций, направленных в учреждения членами ОНК и в своих заключениях указывал на их исполнение/неисполнение. Уполномоченный также направлял свои заключения по итогам посещений в адрес комиссии, а члены ОНК, в свою очередь, проверяли в ходе своих визитов исполнение рекомендаций Уполномоченного. Такое взаимодействие позволило создать систему преемственности наблюдения, двустороннее отслеживание изменений и независимую оценку разными субъектами контроля.

В связи со вступлением 27 декабря 2016 г. на должность Уполномоченного по правам человека Л.Н. Яковлевой, ОНК IV созыва выражает готовность продолжать сотрудничество в целях обеспечения соблюдения прав человека в местах принудительного содержания.

 

 

Взаимодействие с Общественной Палатой Республики Марий Эл

 

В 2016 году состоялось одно совместное мероприятие Общественной Палаты РМЭ и ОНК - вручение мандатов IV созыву Общественной наблюдательной комиссии Республики Марий Эл. Кроме того, член ОНК - Дементьев Герман Александрович, является заместителем председателя Общественной Палаты РМЭ, в ходе посещений мест принудительного содержания УФСИН в рамках работы ОП РМЭ он также сообщает осужденным о возможностях обращения в ОНК, полномочиях членов комиссии.

 

Взаимодействие с Комиссией по помилованию при Главе Республики Марий Эл

 

В отчетном периоде состоялся один совместный выезд ОНК и Комиссии в ФКУ ИК-3 для приема осужденным по личным вопросам.

 

 

 

 

Председатель                                                             И.В. Протасова

Общественной наблюдательной

комиссии Республики Марий Эл Ш созыва

 

 

 

Председатель                                                             О.В. Васильева

Общественной наблюдательной

комиссии Республики Марий Эл IV созыва                                    

 

 

 

Межрегиональная общественная правозащитная организация «Человек и Закон» решением Министерства юстиции России 30.12.2014 года внесена в реестр некоммерческих организаций, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с учетом ранее внесенных изменений, а также в ред. от 02.07.2013).