Обращение А.В.Бабушкина по вопросам использования членами ОНК фото-,видео-техники

Обращение А.В.Бабушкина по вопросам использования членами ОНК фото-,видео-техники

1429

Членам

Общественных наблюдательных комиссий

Копия: Директору ФСИН России

Г.А. Корниенко

Копия:

Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

М.А. Федотову

Копия: председателю Комиссии Общественной Палаты России

А.В. Цветкову

Уважаемые коллеги!

В деятельности членов Общественных наблюдательных комиссий систематически возникает вопрос о праве членов Комиссий на пронос и использование фото-, видео- и кинотехники для использования при посещении учреждений уголовно-исполнительной системы.

До уточнения своей позиции по данному вопросу федеральным законодателем предлагаю исходить из следующего.

В соответствие со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствие со ст. 15 федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ
"Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", среди основных форм деятельности общественной наблюдательной комиссии указано посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Статьей 16 того же закона к полномочиям членов Комиссий отнесено:

- в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещение мест принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка;

- проведение бесед с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными;

- прием и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Кино-, видео и фототехника относительно указанных форм деятельности Комиссий и полномочий членов Комиссий выступает в качестве средства фиксации визуализированной информации, облегчающей членам Комиссии и обращающихся к ним лицам в сохранении и защите значимой информации. Такая фиксация направлена на:

- полноту сохранения полученной информации;

- обеспечение ее объективности и защиты от ошибок, искажений и субъективности восприятия;

- сохранения информации, содержащей признаки правонарушения, в отношении которой иные субъекты могут иметь незаконный интерес на ее утаивание или уничтожение;

- повышение убедительности отчета членов ОНК перед органами защиты прав человека и институтами гражданского общества;

- наилучшей защиты прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пенитенциарных сотрудников, членов ОНК, иных лиц;

- облегчения работы членов Комиссий, которые при значительной психоэмоциональной и временной нагрузке выполняют свои обязанности на общественных началах в личное время.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка не содержат нормативных положений, регламентирующих деятельность членов Общественных наблюдательных комиссий.

При этом Минюст РФ, издавая указанные Правила, воспользовался своим правом ограничить права лиц, не являющихся заключенными, на пользование кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой. Так, согласно п. 146 ПВР СИЗО, поправки в которые были внесены летом 2016 года, родственникам и иным лицам, получившим письменные разрешения на свидания с подозреваемыми или обвиняемыми в порядке, установленном частью третьей статьи 18 Федерального закона, запрещается проносить в СИЗО и пользоваться во время свидания техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой.

ПВР Исправительных учреждений, принятые в декабре 2016 года, не содержат и данных ограничений.

В соответствие с п. 13 приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. N 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий» кино-, фото- и видеосъемка подозреваемых и обвиняемых, их интервьюирование осуществляются с разрешения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также с согласия в письменной форме самих подозреваемых и обвиняемых. Решением Верховного Суда РФ от 9 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1553 пункт 13 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству в части достижения задач общественных наблюдательных комиссий, установленных пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ, а именно получения сведений и документов, необходимых для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии.

В соответствие с п. 14 того же приказа, кино-, фото- и видеосъемка осужденных к лишению свободы, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных. Решением Верховного Суда РФ от 9 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1553 пункт 14 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству в части достижения задач общественных наблюдательных комиссий, установленных пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ, а именно получения сведений и документов, необходимых для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии.

В соответствие с п. 15 того же приказа, кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных к лишению свободы, осуществляются с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания. Решением Верховного Суда РФ от 9 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1553 пункт 15 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству в части достижения задач общественных наблюдательных комиссий, установленных пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ, а именно получения сведений и документов, необходимых для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии.

Таким образом, ФСИН России выделяет 4 вида кино-, фото- и видеосъемки:

- съемку подозреваемых и обвиняемых;

- съемку осужденных;

- съемку объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных к лишению свободы;

- съемку иных объектов (например, туалета, клуба, столовой, жилых помещений, производственных помещений), для съемки которых не требуется чье-либо разрешение.

Под фотографированием понимается фиксация неподвижного изображения. Под киносъемкой понимается регистрация движущегося изображения на киноплёнке путём фотографирования через фиксированные промежутки времени, при обычной киносъемке, равному 24 кадра в секунду с высокой степенью разрешения на, как правило, фиксированно закрепленную камеру . Под видеосъемкой понимается запись с разрешением, не превышающим 1920 на 1080 пикселей, с матрицей 25 кадров в секунду.

С учетом того, что ни законодатель, ни Минюст, ни ФСИН России не установили порядок проноса членами ОНК в учреждения УИС фото-, видео- и кинотехники, однако для членов ОНК наличие данной техники зачастую выступает условием добросовестной, эффективной и полноценной реализации свих полномочий, считаю допустимым следующие способы использования такой техники в учреждениях УИС:

1) Члены ОНК беспрепятственно проносят фото-, видео- и кинотехнику, исходя из доброй воли руководства УФСИН или же состоявшегося судебного решения.

2) Члены ОНК в уведомлении, направляемом в тер. орган ФСИН России заранее, информируют тер орган о том, что они при посещении учреждения пронесут с собой фото-, видео- и кинотехника;

3) При отказе в проносе членам ОНК фото-, видео- и кинотехники либо по отсутствии у них такой техники, данная техника предоставляется администрацией учреждения;

4) По просьбе членов ОНК с ними ходит фотограф (видеооператор, кинооператор) тер. органа ФСИН, который осуществляет по их поручению фиксацию объектов, а затем переписывает сделанные им фотографии на электронный накопитель (такой опыт имеется у УФСИН по Республике Мордовия);

5) Между ОНК и тер органом ФСИН заключается соглашение, предусматривающее иной, более простой порядок проноса фото-, видео- и кинотехники.  

При этом следует исходить из того, что отказ членам ОНК в проносе фото-, видео- и кинотехники вопреки вышеуказанным способам разрешения данной правовой коллизии, является формой воспрепятствования общественному контролю, квалифицируемой – в зависимости от наступивших последствий, - по ст. 19.32 КоАП РФ либо по ст. 286 УК РФ.

Данную позицию прошу довести до сведения руководства тер органов ФСИН России субъектов Российской Федерации.

Заранее Вам признателен.

С уважением,

Председатель Комитета,

Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ,

член Экспертного Совета при

Уполномоченном по правам человека в РФ,

Депутат Совета депутатов района Отрадное, Почетный председатель ОНК г. Москвы

А. В. Бабушкин

тел/факс: 8 – (499) - 478-95-15, 478-08-47