Абрамкинские чтения -2018: «Оптимальная модель обеспечения учреждений ФСИН правовой информацией»

Абрамкинские чтения -2018: «Оптимальная модель обеспечения учреждений ФСИН правовой информацией»

922

Абрамкинские чтения -2018

21 мая 2018 года

 

«Оптимальная модель обеспечения учреждений ФСИН

правовой информацией»

РЕЗОЛЮЦИЯ

проект

 

Заслушав доклады представителей более 30 государственных и общественных организаций из 13 регионов, обсудив поднятые в них проблемы информационно-правового обеспечения и оказания правовой поддержки подследственных и осужденных, содержащихся в учреждениях ФСИН России,

отмечая сложность практической реализации данных задач, связанные с требованиями режима, особенностями содержания в разных типах закрытых учреждений (СИЗО/ИК/КП); морально и физически устаревшей и часто недостаточной материально-технической базой при высоких лимитах наполнения и фактической наполняемости многих учреждений; недостаточной обеспеченности финансовыми ресурсами и кадрами, предназначенными для создания и обеспечения работы современных информационных систем внутри учреждений (в т.ч. библиотек); отсутствия помещений и технических возможностей для ознакомления и копирования информационных материалов правового характера; неблагоприятного географического расположения многих учреждений ввиду их удаленности от районных и областных центров,

ознакомившись с положительным опытом ФСИН, УПЧ, НКО, ОНК по организации правового просвещения и оказанию информационной и правовой поддержки осужденных,

признавая своевременность постановки данных вопросов и неотложность их решения на данном этапе развития уголовно-исполнительной системы,

учитывая первостепенное значение наличия доступной и актуальной правовой информации:

  • для повышения уровня правосознания подследственных и осужденных,
  • для поддержания правопорядка в местах принудительного содержания (МПС),
  • для решения задач по воспитанию и исправлению осужденных, а также
  • для обеспечения возможностей человеку, находящемуся в местах принудительного содержания, обжаловать приговор, исправить свою участь и восстановить свое доброе имя и свободу,

 

участники Абрамкинских пенитенциарных чтений-2018 считают необходимым предложить следующие

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

  1. Министерству юстиции и Министерству внутренних дел РФ -
    • Разработать и внедрить Стандарты обеспечения подведомственных учреждений юридической литературой и правовой информацией с использованием современных и традиционных (бумажных) носителей.
    • Стандарты должны содержать требования к содержанию и объему обязательной и рекомендуемой информации (документы и материалы нормативного и разъяснительного характера), в т.ч. нормативы по их номенклатуре и регулярности обновления, по наличию необходимой для предоставления информации оргтехники в зависимости от вида и наполняемости учреждений ФСИН и МВД РФ.
    • Стандарты должны содержать требования к наличию электронных баз правовых данных Консультант-Плюс и Гарант, к их регулярному обновлению.
    • Стандарты должны устанавливать правила доступа лиц, находящихся в местах принудительного содержания, к различным носителям правовой информации, указанным в п. 1.2. и 1.3., обеспечивающие  доступ к ней независимо от усмотрения администрации учреждения.
    • Создать для подготовки Стандартов рабочие группы, включив в них представителей профильных общественных организаций и представителей Уполномоченного по правам человека в РФ.

 

  1. Уполномоченному по правам человека в РФ/уполномоченным по правам человека в субъектах РФ (вместе с ОНК и профильными НКО):
    • Провести мониторинг обеспеченности учреждений ФСИН и МВД РФ, доступа подследственных и осужденных к правовой информации – до конца 2018 года.
    • Провести мониторинг законодательства и практики допуска законных представителей осуждённых для оказания им юридической помощи, членов ОНК – для консультаций по правовым вопросам.
    • Результаты мониторинга и разработанные с участием независимых экспертов рекомендации включать в ежегодные или специальные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в регионах РФ.

 

  1. Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК:
    • Изучить доступность подследственных и осужденных к правовой информации и правовому консультированию с привлечением ОНК регионов.
    • Подготовить рекомендации всем заинтересованным сторонам, направленные на создание современной системы информационно-правового обеспечения и юридической поддержки лиц, содержащихся в местах принудительного содержания ФСИН и МВД РФ.
    • Провести общественные слушания для обсуждения подготовленных рекомендаций на данную тему с участием представителей органов законодательной и исполнительной власти, ОНК и профильных НКО, занимающихся проблемами пенитенциарной системы.
    • Направить рекомендации органам и организациям, заинтересованным в совершенствовании обеспечения мест принудительного содержания необходимой правовой информацией и доступа содержащихся в них лиц к получению правовой поддержки.

 

  1. Членам ОНК субъектов Российской Федерации:
    • Постоянно отслеживать ситуацию с доступом к правовой информации и консультированию в местах принудительного содержания ФСИН и МВД РФ на основе прилагаемого примерного плана проведения мониторинга.
    • Установить возможности ресурсных центров правовой информации по их участию в информационно-правовом обеспечении мест принудительного содержания в регионах РФ.
    • Подготовить и представить рекомендации по улучшению доступа к правовой информации заключенных и осужденных администрациям мест принудительного содержания, в территориальные органы ФСИН и МВД РФ и общественные советы при них, в Комиссию по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ.

 

  1. Территориальным органам ФСИН РФ:
    • Заключить трехсторонние соглашения с УПЧ и ОНК в субъектах РФ, содержащие обязательства сторон в отношении того, как:
      • координировать меры по обеспечению учреждений (Г)УФСИН юридической литературой и правовой информацией, доступа к ней заключенных и осужденных;
      • разрабатывать наиболее эффективные механизмы информационно-правового обеспечения и поддержки, повышения юридической грамотности сотрудников уголовно-исполнительной системы;
      • обеспечивать условия проведения мониторинга доступа юристов, оказывающих правовую поддержку и юридическую помощь лицам, содержащимся в учреждениях (Г)УФСИН.
    • Совместно с сотрудниками аппаратов региональных УПЧ и представителями общественных организаций с опытом работы по информационно-правовому обеспечению мест принудительного содержания методами визуальной и содержательной доступности, подготовить предложения по разработке ведомственных Стандартов обеспечения юридической литературой и правовой информацией.
    • При подготовке указанных предложений учитывать минимальные требования, которым должны отвечать Стандарты, в том числе:
      • потребность сотрудников учреждений и содержащихся в них лиц в информационно-правовом обеспечении;
      • соответствие нормативным правовым актам, регулирующим право на доступ к информации, в т.ч. ФЗ №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти и органов местного самоуправления»;
      • использование различных форматов предоставления информации, включая схемы, таблицы, иллюстративные материалы;
      • размещение информационных материалов на стендах внутри учреждений по схеме пошагового представления информации на территории учреждения (штаб, учебные классы, социально-бытовые и хозяйственные помещения);
      • регулярное и своевременное обновление правовой информации, способы ее актуализации;
      • ответственность должностных лиц за непредставление информации, отнесенной к их служебным обязанностям, за необоснованное ограничение доступа и объема информации, за нарушения требования системности предоставления информации.

 

  1. Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
    • Провести совместное заседание Совета, Министерства юстиции, ФСИН и МВД РО по вопросам реализации права лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, на доступ к правовой информации и помощи, а также ситуацию с информационно-правовым обеспечением закрытых учреждений - до конца 2018 года.