А.Бабушкин:ФСИН России обсудил вопросы оптимизации колоний и СИЗО с представителями СПЧ и...

А.Бабушкин:ФСИН России обсудил вопросы оптимизации колоний и СИЗО с представителями СПЧ и УПЧ

1457

Совещание руководителей ФСИНа России состоялось под председательством ГА. Корниенко.  Уполномоченного по правам человека представлял И.Н.Соловьев, СПЧ – М.А. Федотов и я.

С докладом выступил заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант В.Г.Бояринев. Он  доложил о том, что еще 20 лет назад на 1 обвиняемого, содержащегося в СИЗО, приходилось менее 2 м. кв., а более 60 % СИЗО находились в аварийном состоянии. За 2 десятилетия удалось не только построить новые помещения СИЗО, но и снизить численность обитателей СИЗО  с 287 тыс. чел. в 1997 году до 124 тыс. человек в настоящее время.

Важным шагом к этому стало принятие Программы развития уголовно-исполнительной системы (УИС).  Общий объем финансирования программы развития  УИС на десятилетие  составил свыше 57 млрд руб.

Благодаря этому 72 %  СИЗО в настоящее время соответствуют требованиям законодательства  России. К 2026 году их количество планируется довести до 88 %.  М.А. Федотов в связи с этим удивился: почему 88 %, а не все 100 %, тем более через целых 8 лет.

Ответ на этот вопрос, наверное, содержится в Программе развития УИС на ближайшие годы, предусматривающей финансирование в объеме всего лишь 54,9 млрд. руб.

Открытие 22 транзитно-пересыльных пунктов и более, чем ста ПФРСИ способствовало серьезному  сокращению СИЗО.
Если часть колоний и СИЗО не заполнены, то СИЗО, расположенные в Спб, Воронежская, Ростовская  и Московская области, Краснодарский край, г. Москве, Крыму, переполнены, иногда достаточно существенно.

Для того, чтобы разгрузить СИЗО,  4400 человек, дела в отношении которых находятся на апелляционном  рассмотрении, было вывезено из  СИЗО  по согласованию с судами.

Достаточно велико количество лиц, освобождаемых из СИЗО без их направления в места лишения свободы.  Так, освобождено из  СИЗО в 2017 году было  11,7 %, а аналогичный период  2018 года - 12 %.

Освобождено постановлениями начальников СИЗО в связи с истечением сроков содержания под стражей было 356 человек.
Предпринят ряд мер для обеспечения отбытия в каждом регионе разных категорий осужденных.  Благодаря этим мерам обращения о переводе осужденных снизилось на 30 %.

Площадь на 1 осужденного в спецвагонах увеличилась благодаря тому, что новый приказ предусматривает, что в больших купе количество перевозимых снижено  с 12 до 10 человек, а  в маленьких помещениях - с 5 до 4 человек. В то же время 74 млн. руб. составил дефицит бюджетных средств на перевозку осужденных к месту отбытия наказания. В связи с этим ФСИН был вынужден оптимизировать маршруты

В 2 регионах созданы участки для отбытия наказания женщинами - бывшими работниками правоохранительных органов. Для решения вопросов о раздельном содержании бывших сотрудников правоохранительных органов выявлено правовое препятствие: в законодательстве отсутствует определение, что такое «правоохранительные органы», что затрудняет ответ на вопрос о том, кого относить к их сотрудникам.

Обеспечение практики раздельного содержания различных категорий осужденных в рамках 1 учреждения.
Разработан проект Федерального Закона о внесении изменений в УИК о переводе осужденных, отбывающих наказание в  ВК, по достижению ими 19 лет в колонию-поселение вместо исправительной колонии.

Бояринев В.Г. коснулся еще одной важной проблемы: ФСИН России была выявлена практика завышения тер органами  УИС  лимита наполнения жилой площади в  ИК. Он привел примеры, когда в общежитии ИК можно было разместить не более 200 человек, а по документам выходило, что общежитие может проживать 300 осужденных.

Была отмечена низкая наполняемость исправительных колоний не только в Магаданской области и других отдаленных регионах, но и также в Ульяновской, Нижегородской, Ленинградской областях, Спб и ряде иных регионов.

Ряд интересных предложений высказал М.А. Федотов. В частности, он предложил обеспечить сертификацию всех учреждений для содержания инвалидов, ввести новый  вид меры пресечения – помещение несовершеннолетних обвиняемых в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, введение нового вида наказания для иностранных граждан, совершивших преступление небольшой или средней степени тяжести, - выдворение за пределы РФ без лишения свободы с согласия самих обвиняемых и потерпевших.

В своем  выступлении я приветствовал усилия  ФСИН России по приближению к месту жительства. Я предложил:
- законодательно предусмотреть право начальника  СИЗО не принимать подозреваемых и обвиняемых сверх лимита, кроме привлекаемых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений;
- использовать опыт  СИЗО № 1 УФСИН России по  Омской области, руководство которого так построило свое взаимодействие со следствием и судами, что при лимите в 1500 человек и населении обслуживаемой области почти в 2 млн. человек, в этом СИЗО содержится около 1000  подозреваемых и обвиняемых;
- ввести  обязанность начальников СИЗО освобождать из-под стражи лиц, которым на момент вступления приговора в законную силу, до конца срока осталось не более 3 мес.;
- предусмотреть возможность применения судами при вынесении приговора в отношении  лиц, у которых уже наступил срок возможного применения условно-досрочного освобождения или замены наказания более мягким;
- внести изменения в инструкцию Судебного департамента о направлении документа о вступлении приговора в законную силу не судом первой инстанции, а судом апелляционной инстанции, как это практикуется Верховным Судом;
- обеспечить информирование родственников о направлении осужденного к месту отбытия наказания  до его прибытия в учреждения, а не после;
- использовать практику ГУФСИН России по Краснодарскому краю по созданию городских колоний-поселений, что позволит приблизить к месту жительства лиц, осужденных к отбытию наказания в  колония-поселениях.
- уделить особое внимание направлению для отбытия наказания в места, приближенные к месту жительства лиц, которых воспитывали опекуны из числа бабушек и дедушек, одинокие матери, родители-инвалиды, тяжело больные осужденных, не подпадающие под освобождение по болезни, осужденных из числа лиц, находившихся на момент осуждения в трудной жизненной ситуации;
- проявить осторожность при ликвидации учреждений, так как некоторые учреждения (например, ИК – 56 ГУФСИН России по Свердловской области) носят уникальный характер и не могут быть воссозданы при механическом переносе в другое место;
Г.А. Корниенко мои предложения поддержал.

Первый заместитель директора ФСИН России А. А. Рудый обратил внимание на то, что в учреждениях УИС находится 29 тыс. иностранных граждан, осужденных за преступления небольшой или средней степени тяжести. Они получают небольшие срока наказания. Он предложил применять экстрадицию в качестве меры воздействия, внеся соответствующее изменение в законодательство.

Резкой критике за искажение данных о лимите наполнения подвергся  ГУФСИН Пермского края.
В Брянской области существует колония, из которой осужденных каждый  год в связи с подтоплением, перевозят в Самарскую область, а затем возвращают обратно. Данную колонию предполагается преобразовать в колонию-поселение.

В заключительном слове Г.А. Корниенко отметил, что проводится работа в части оптимизации размещения осужденных. Износ жилого фонда опережает сроки строительства новых объектов. Он обратил внимание на необходимость размещения осужденных по месту жительства одного из родственников, важность преодоления воздействия на молодых осужденных криминальной субкультуры, повышения инициативности начальников учреждений.

Достигнута договоренность о совместной  работе ФСИН России и СПЧ по доведению высказанных предложений до норм закона и актов правоприменения.

источник https://an-babushkin.livejournal.com/