19 сентября состоится спецзаседание СПЧ по соблюдению прав человека в тюрьме

19 сентября состоится спецзаседание СПЧ по соблюдению прав человека в тюрьме

233
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРОБЛЕМНАЯ ЗАПИСКА
к 64-му специальному (126-му) заседанию 
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
на тему «Открытость и законность – 
главные гарантии уважения человеческого достоинства 
в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

В последнее время участились сообщения в средствах массовой информации и социальных сетях о случаях насилия и бесчеловечного обращения в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Бурю справедливого возмущения общественности вызвала видеозапись издевательств, чинимых сотрудниками исправительной колонии № 1 УФСИН России по Ярославской области. Несмотря на то, что осужденный, подвергшийся издевательствам, неоднократно обращался по этому поводу в органы прокуратуры и следствия, уголовное дело было возбуждено лишь после того, как видеозапись стала достоянием гласности. Этот пример ярко иллюстрирует главный тезис специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: открытость и законность являются важнейшими гарантиями соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, с внесенными в нее в 2013-2017 годах изменениями, позволила обеспечить определенные позитивные сдвиги в плане соблюдения и защиты прав человека в местах принудительного содержания.
obpbl3roRwQ
Численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, снизилась с 702 тыс. в 2012 г. до 595 тыс. в 2018 г. Несмотря на рост количества ВИЧ – инфицированных осужденных, существенно снизилась смертность в учреждениях УИС. Увеличилось количество и удельный вес лиц, освобождаемых от наказания по болезни.

Члены Совета, регулярно посещающие исправительные колонии и СИЗО в различных регионах страны (только за последние месяцы – во Владимирской, Воронежской, Новосибирской, Самарской и Ярославской областях, в Красноярском крае, Республике Тыва и т.д.), могут констатировать, что стационарные видеокамеры и переносные видеорегистраторы стали важным средством фиксации фактов повседневной жизни учреждений ФСИН России, поведения сотрудников и подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Важным позитивным новшеством можно считать введение нового вида наказания – принудительные работы. Отлично зарекомендовали себя и исправительные центры, осуществляющие миссию по ресоциализации лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы.

Членам Совета хорошо известна принципиально негативная позиция руководства ФСИН России по отношению к любым нарушениям закона со стороны сотрудников. По поступающим из Совета сообщениям о случаях незаконного и необоснованного применения физической силы или спецсредств в отношении заключенных, ограничения их прав, ущемления их законных интересов всегда проводятся проверки, неправомерным действиям сотрудников и руководителей учреждений дается принципиальная оценка, виновные лица привлекаются к ответственности.

Тем не менее, ситуация с соблюдением прав человека в учреждениях ФСИН России не может быть оценена как благополучная. Из ряда регионов поступает информация о применении в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных пыток, жестокого и унижающего обращения. Выявляются случаи, когда отдельные сотрудники УИС вместе с представителями криминального мира создают систему поборов и издевательств над заключенными.
Распространенной продолжает оставаться практика, когда взыскания на осужденных налагаются по малозначительным и надуманным поводам, искусственно превращая в нарушителей осужденных, которые стремятся к своему исправлению. Не изжита практика, когда за работу в течение полного месяца осужденные получают на лицевой счет денежные средства, существенно меньшие, нежели 20% от МРОТ.

Органами прокуратуры зачастую допускается формализм и поверхностность при проверке обращений заключенных и правозащитников, а в некоторых случаях предпринимаются меры прокурорского реагирования, направленные на ухудшение положения осужденных и обвиняемых.
В органах Следственного Комитета России и МВД России проверка материалов по обращениям лиц, содержащихся в учреждениях УИС, о совершенных в отношении них уголовных преступлениях, зачастую поручается наименее опытным сотрудникам, а контроль за принятием обоснованного процессуального решения отсутствует.

В составе региональных ОНК и общественных советов при территориальных органах УИС ощущается острый дефицит правозащитников. В ходе формирования 4-го состава Общественных наблюдательных комиссий в ряде регионов наиболее опытные, принципиальные и активные правозащитники в состав ОНК не попали, а некоторые ОНК сформированы в явно недостаточном составе.

Для улучшения ситуации с соблюдением прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы России Совет намерен на своем специальном заседании рассмотреть, в частности, следующие вопросы.

1. О необходимости комплексной и повсеместной проверки учреждений УИС на предмет организации работы по видеофиксации нарушений со стороны как сотрудников, так и подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Такая проверка должна помочь устранить «слепые зоны» в системах видеофиксации, обеспечить все учреждения необходимым количеством видеокамер и видеорегистраторов, исключить самовольное выключение приборов и уничтожение видеозаписей, гарантировать точную локализацию каждой записи, фиксацию ее во времени и по кругу лиц, и т.д. Необходимо кратное увеличение средств видеофиксации в учреждениях УИС, обеспечение сохранности и длительного, не менее одного года, хранения видеозаписей.

2. О первоочередных мерах по усилению общественного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях УИС, а также о путях реализации права Президента Российской Федерации посещать эти учреждения. В частности, представляется заслуживающим обсуждения вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в части отмены ограничения членства в ОНК тремя сроками, возложения обязанностей по финансированию деятельности ОНК на региональные общественные палаты, увеличения сроков процедуры формирования ОНК и т.д. Необходимо обсудить меры по усилению правозащитной составляющей в деятельности ОНК, а также общественных советов при ФСИН России и его территориальных органах.

3. О внесении изменений в Федеральный закон от 15 июля 1995 г.
№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части:
— запрета на прием в следственный изолятор подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не относящихся к числу особо тяжких, если СИЗО заполнено в соответствие с лимитом наполнения;
— возложения на лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязанности предоставлять подозреваемым и обвиняемым свидания и телефонные переговоры, кроме случаев, если такое свидание или переговоры могут помешать расследованию уголовного дела;
— предоставления председателю и членам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека права посещать следственные изоляторы наравне с федеральным и региональными уполномоченными по правам человека.

4. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный Кодекс РФ в части:
— запрета вычитать более 50 процентов из заработной платы или иного дохода осужденного;
— возможности создания домов ребенка для детей в возрасте до 3 лет при колониях-поселениях;
— определения правового статуса исправительных центров;
— возможности создания на базе воспитательных колоний специализированных воспитательных центров, в которых были бы участки, функционирующие в режиме следственных изоляторов, а также исправительных колоний и колоний-поселений для достигших совершеннолетия воспитанников воспитательной колонии;
— предоставления председателю и членам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека права посещать места лишения свободы наравне с федеральным и региональными уполномоченными по правам человека.

5. О целесообразности введения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ специальной меры пресечения для несовершеннолетних – помещение в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (входят в систему МВД России).

6. О целесообразности введения в законодательстве специальной меры уголовно-правового воздействия, применяемой исключительно в отношении иностранных граждан, совершивших преступления небольшой или средней тяжести,  — выдворение с территории Российской Федерации. Предполагается рассмотреть также предложение установить для иностранных граждан дополнительную меру наказания – выдворение с территории Российской Федерации после отбытия основного наказания.

7. О целесообразности формирования практики совместного с ОНК регулярного анонимного анкетирования заключенных на предмет выявления скрытых проблем, в том числе фактов незаконного применения сотрудниками физической силы и спецсредств, унижающего обращения и т.п.

8. О целесообразности проведения регулярных исследований сотрудников УИС на полиграфе на предмет их склонности к насилию, жестокости и агрессии.

9. О необходимости включения в программы обучения сотрудников УИС дисциплины «Основы прав человека», привлечения правозащитников к проведению занятий по этой учебной дисциплине, а также по вопросам этики пенитенциарной деятельности.

10. О целесообразности регулярной обязательной месячной психологической реабилитации сотрудников УИС.

11. О необходимости корректировки обязанностей осужденных: исключение из Правил внутреннего распорядка обязанностей, носящих избыточный характер, например, здороваться с сотрудниками каждый день неопределенное число раз или при представлении сотрудникам называть не только свои ФИО, но также и номера статей Уголовного кодекса РФ, начало и конец срока лишения свободы.

12. О целесообразности издания нормативного правового акта, дифференцирующего дисциплинарные наказания, налагаемые на осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в зависимости от тяжести правонарушения.

13. О целесообразности размещения в жилых помещениях каждого отряда, в том числе в строгих условиях отбытия наказания, звукоизолированной кабинки с телефоном прямой связи с помощником начальника территориального органа ФСИН России по правам человека.

14. О целесообразности организации регулярных совещаний помощников по правам человека, работающих в УИС, с участием правозащитников.

15. О необходимости незамедлительного этапирования в СИЗО осужденных, обвиняемых или подозреваемых, обратившихся с заявлением о преступлении, совершенном в отношении них сотрудниками учреждения УИС. Для содержания таких лиц должны быть оборудованы в СИЗО безопасные места, доступ в которые должен определяться в каждом конкретном случае начальником территориального органа ФСИН России.

16. О необходимости обеспечения единообразия порядка общения сотрудников учреждений УИС с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в зависимости от их правового статуса. Недопустимо, когда порядки в одной колонии-поселении сходны с рабочим общежитием, что нормально, а в другой – с тюрьмой.

17. О целесообразности создания в системе органов Следственного комитета России и МВД России специализированных подразделений из числа опытных и принципиальных сотрудников для проверки заявлений о совершении преступлений в учреждениях УИС.
9Krmov0xams

Om77fA5cv4g

os82YJlldXw

источникhttps://an-babushkin.livejournal.com/849628.html