Антипыточные меры — удастся ли перейти от призывов к общему делу

Антипыточные меры — удастся ли перейти от призывов к общему делу

266
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Вашему вниманию предлагается проект рекомендаций, которые группа правозащитников, входящая в Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в РФ разработала после скандала с пытками в одной из ярославских колоний этим летом. Предлагаемые меры нацелены на эффективную борьбу с незаконным насилием в местах принудительного содержания, без которых никакие косметические и частичные усилия внутриведомственных «чисток» и усовершенствований технических средств наблюдения и фиксации отдельных нарушений отдельных сотрудников не помогут. И более того: могут при спорадическом ведомственном  реагировании на разрозненные фактыпыточного характера способствовать тому, что проблемы далеко зашедшего физического «беспредела» и отсутствия последствий для виновных должностных лиц не будут решаться годами. Конечно, что этим наши антипыточные предложения не исчерпываются: ниже изложены только самые безотлагательные и не требующие долговременных усилий, в том числе законодательных (поправок УК РФ, например).

 

Авторы рекомендаций настаивают на их немедленном рассмотрении в полном объеме и на высоком уровне, начиная с намеченного на 19 сентября специальном заседании СПЧ.

 

 

                                   РЕКОМЕНДАЦИИ к спецзаседанию СПЧ 19.09.                                                                 

Цель рекомендаций: обеспечить вневедомственный мониторинг и участие в эффективном предупреждении и расследовании фактов насилия, опасного для жизни и здоровья лиц, находящихся в местах принудительного содержания .

  • Выявление и расследование фактов применения силы, спецсредств и оружия

— обеспечить запись и архивацию видео-свидетельств техническим требованиями к невозможности утраты данных о времени, месте и лицах, зафиксированных в процессе видео-съемки;

— рекомендовать передачу всех сведений о случаях применения насилия к лицам, находящимся в местах принудительного содержания, помощникам по правам человека территориальных органов ФСИН и МВД РФ, подчинив их центральным аппаратам этих ведомств и обеспечив их полномочия по контролю за помощникам по правам человека, подчинив им сотрудниками учреждений, отвечающими за предоставление и хранение соответствующих видеозаписей и материалов фиксации подобных инцидентов;

— организовать синхронную передачу и хранение записей видеорегистраторов в органах прокуратуры в целях технической защиты видео-доказательств применения насилия;
— ужесточить наказания для сотрудников за отсутствие видеозаписей вплоть до уголовной ответственности за неведение и уничтожение или утрату видеозаписей. В отношении сотрудников ФСИН, органов прокуратуры и следствия;
— гарантировать хранение видеозаписей на срок до одного года с целью обеспечения права на обжалование действий должностных лиц;

  • Меры правового характера

— обеспечить обязательную компенсацию жертвам неправомерного насилия, исходя из презумпции гражданско-правовой ответственности государства, если видео-записи данного инцидента не позволяют его идентифицировать либо ими не установлено отсутствие самого факта применения насилия со стороны должностных или третьих лиц.
— закрепить в рамках административного процесса положение об безусловной ответственности руководителя учреждения за отсутствие данных видеозаписей и других объективных свидетельств, подтверждающих представленную им версию инцидента.
— обеспечить практику немедленного отстранения от служебных обязанностей должностных лиц, указанных в сообщении о неправомерном применении насилия, на период проведения служебного расследования, доследственной проверки и следствия по данному факту.

  • Медицинские доказательства

— урегулировать обязательную видеорегистрацию медицинского освидетельствования лица, заявившего о применении к нему насилия, обеспечив доступ и конфиденциальность хранения записей путем их безотлагательной передачи и архивирования в территориальных органах прокуратуры и управления здравоохранением;

— разработать и обеспечить применение формуляра протокола процедуры выявления и фиксации данных медицинского освидетельствования заявителя о фактае применения к нему насилия со стороны долностных лиц либо по их инициативе или с их согласия.
— ввести админитстративную ответственность руководителей учреждения и медико-санитарной части за водворение заключенных в места дисциплинарного наказания данного учреждения без предварительного медицинского осмотра водворяемого лица или за его ненадлежащее освидетельствование перед осуществлением наказания.

  • Меры по обеспечению защиты интересов заявителя

— приравнять к полномочиям адвоката, действующего в интересах  обвиняемого и подозреваемого по уголовному делу, полномочия представителя заявителя по доверенности, в том числе при подготовке и направлении жалобы в Европейский суд по правам человека, включая доступ к заявителю и конфиденциальность беседы к ним;
— гарантировать указанным лицам доступ к видеозаписям инцидентов с участием их доверителя, урегулировав это право в нормативных правовых актах, исключающих возможность разночтений и толкования, позволяющего отказать в его реализации.
— урегулировать и обеспечить право осужденного и представителя его интересов присутствовать при разборе его дисциплинарного нарушения, вынесении наказания и последующего водворения в место наказания в местах принудительного содержания.

  • Меры общего характера по предотвращению неправоиного насилия

— незамедлительно разработать и ввести в действие нормативные правовые акты по созданию в России Национального превентивного механизма по предотвращению пыток и жестокого обращения и наказания (НПМ), предусмотрев отказ от монополии Общественной палаты РФ по формированию ОНК и обеспечив (наравне с их членами) беспрепятственный доступ в места принудительного содержания других субъетов общественного контроля и независимого мониторинга обеспечения прав человека, которые будут частью  НПМ России, включая независимых экспертов и представителей правозашитных организаций;
— усилить психологическую службу учреждений и органов ФСИН за счет привлечения к работе с контингентом и личным составом специалистов профессиональных сообществ и представителей неправительственных организаций данного профиля, ввести обязательное анонимное анкетирование заключенных и сотрудников независимыми специалистами;

— создать в Генеральной прокуратуре РФ, СКР и СУ МВД специальные подразделения по работе с жалобами на правонарушения со стороны должностных лиц территориальных органов и учреждений, применяющих силу, спецсредства и оружие, урегулировав их обязанность взаимодействовать с субъектами общественного контроля и НПМ России;

— по итогам служебных проверок и вневедомственного надзора за соблоюдением законности и прав человека в местах принудительного содержания в тех учреждениях, где их установлено системные нарушения, регулярно проводить переаттестацию руководящего и начальствующего состава.

 

(составитель — Валентин Гефтер, руководитель Аналитического центра проекта «Российские ОНК: новое поколение)