Освобожденные из колоний лица с опасными для окружающих заболеваниями вправе рассчитывать на...

Освобожденные из колоний лица с опасными для окружающих заболеваниями вправе рассчитывать на медпомощь

631
Фотобанк Freepik
В комментарии "АГ" один из экспертов отметил актуальность поправок в связи с фактическим состоянием дел в учреждениях УИС, но высказался против включения алкоголизма и наркомании в специальный список заболеваний, опасных для окружающих. Другой эксперт выразил сомнения в том, что законопроект защитит интересы как граждан, так и освобожденного.

18 декабря в Госдуму внесен проект изменений в ст. 180 УИК РФ (законопроект № 864360-7), разработанный Правительством РФ в целях оказания медицинской помощи освобождаемому осужденному, страдающему опасным для окружающих заболеванием.

Со ссылкой на данные статистики разработчики законопроекта отметили, что по состоянию на 1 октября 2019 г. в учреждениях УИС содержались 13 371 человек, страдающих активными формами туберкулеза, 50 340 больных ВИЧ-инфекцией, 53 756 лиц, состоящих на диспансерном учете по вирусному гепатиту В и С. При этом количество осужденных, больных активными формами туберкулеза, которые освободились из исправительных учреждений, по состоянию на указанную дату составило 5 019 человек (в 2018 г. – 7 451 человек, в 2017 г. – 8 318).

«Следует отметить, что лица, покидающие учреждения уголовно-исполнительной системы, зачастую имеют сочетанную патологию (туберкулез и ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит и наркомания, алкоголизм и другие психические расстройства, а также ряд соматических заболеваний, в том числе в запущенной стадии). По информации Минздрава России, решение вопроса оказания медицинской помощи указанным лицам связано с отказами пациентов от лечения, наличием сниженной мотивации к лечению ввиду непонимания тяжести заболевания, низкого образовательного и культурного уровня, психических расстройств и асоциального поведения», – сообщается в пояснительной записке.

Согласно предлагаемым поправкам в ст. 180 УИК администрация пенитенциарного учреждения, исполняющего наказания, будет передавать информацию в отношении освобождаемого лица, страдающего опасным для окружающих заболеванием, региональному органу в сфере охраны здоровья. Такие сведения будут передаваться по избранному освобожденным гражданином месту жительства для решения вопроса об оказании ему медпомощи.

Поправки предусматривают утверждение Правительством РФ отдельного перечня заболеваний из числа тех, которые представляют опасность для окружающих, поскольку не все болезни из перечня заболеваний, опасных для окружающих (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715), требуют передачи соответствующей информации. Правительство также определит перечень передаваемых сведений, а также порядок их передачи и обмена в случае неприбытия освобожденного лица в избранное им место жительства.

Комментируя проект, адвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых отметил его актуальность, обусловленную фактическим состоянием дел в учреждениях УИС. «В пояснительной записке приведена внушительная статистика, – пояснил он. – Вероятно, некоторые люди приобретают опасные заболевания уже в учреждениях ФСИН России, начиная со следственного изолятора. Особенно проблемной является ситуация с формами туберкулеза, устойчивыми к ряду лекарственных препаратов. Освободившись из мест лишения свободы, человек с такой формой туберкулеза начинает контактировать, например, со своими детьми, которые при этом ходят в детские учреждения. Потом среди населения возникают вспышки туберкулеза, устойчивого к целому ряду лекарств».

Адвокат считает, что законопроект отвечает реальному положению дел. «Справедливо отмечено, что иные больные гепатитом и ВИЧ не осознают опасность заболевания, не проходят необходимое лечение, что сравнительно быстро приводит их к летальному исходу. Помочь такому больному по его прибытии по избранному им месту жительства – обязанность органов здравоохранения. Другое дело, прибудет ли он туда фактически и насколько эффективно орган здравоохранения эти свои обязанности выполнит, но это не предмет регулирования обсуждаемого проекта. На мой взгляд, проблемным может оказаться не закон, а перечень. С такими заболеваниями, как туберкулез, гепатит и ВИЧ, все понятно. Обоснование ограничения конституционного права на неприкосновенность частной жизни из пояснительной записки также очевидно», – отметил Константин Кузьминых.

Эксперт добавил, что даже Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (п. «е» ч. 1 ст. 5) предполагает заключение под стражу лица в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний или в связи с наличием психических расстройств. В то же время вопросы у адвоката вызвало упоминание в пояснительной записке наряду с указанными заболеваниями алкоголизма и наркомании. «Если в учреждениях УИС наркотики и алкоголь употребляют столь неограниченно, что у поступающих туда лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией, не возникает длительной ремиссии, – это один вопрос. Другое дело, когда человек, осужденный по ст. 228 УК РФ и имеющий в своем уголовном деле заключение психолого-психиатрической экспертизы о том, что на момент экспертизы он страдает наркоманией (или синдромом зависимости от психоактивных веществ), отбыв несколько лет (или даже год) лишения свободы, не употреблял в колонии наркотики (ремиссия в год – это почти излечение, “на воле” врачам не всегда удается добиться и полугода ремиссии) и по выходу из колонии будет обязан выполнять обязанности лица, страдающего наркоманией. То же самое касается алкоголя», – пояснил Константин Кузьминых.

По его словам, если включить наркоманию и алкоголизм в такой перечень, это создаст одни проблемы. «Хотелось бы, чтобы и формы, стадии отдельных заболеваний были в перечне конкретизированы. За основу к руководству можно было бы взять перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде лишения свободы, – там стадии заболеваний достаточно конкретизированы. Порядок установления таких заболеваний предполагает скрупулезное (а не на основе документов об анамнезе) установление текущего состояния обследуемого лица комиссией экспертов при обязательном личном осмотре, а при необходимости – проведение диагностики с использованием надлежащей медицинской аппаратуры», – пояснил эксперт.

Адвокат также предостерег, что, если инициаторы поправок так же скрупулезно не подойдут к формированию предлагаемого Правительством РФ перечня, это привнесет лишь множество бессмысленных хлопот как для граждан, так и для учреждений здравоохранения. «Колония должна перед освобождением лица провести его комиссионную медицинскую экспертизу с привлечением компетентных врачей. Интересно, как это будет проходить в типовой исправительной колонии, находящейся в отдаленном регионе, и насколько это будет нужно органам ФСИН, Минюсту и Минфину – ведь, пройдя врачебную комиссию непосредственно перед освобождением, человек имеет право получить на руки ее заключение, а потом сравнить результаты с документами о состоянии здоровья, которое у него было до того, как он попал в пенитенциарное учреждение. Если будет большая негативная разница, то, наверное, возникнут основания для обращения за компенсацией вследствие необеспечения надлежащих условий отбывания наказания», – заключил Константин Кузьминых.

По мнению юриста, общественного помощника уполномоченного по правам человека Пермского края Сергея Трутнева, законопроект иллюстрирует реакцию властей на количественные показатели по опасным заболеваниям (особенно ВИЧ-инфекции), приведенные в пояснительной записке. «В Европе такая проблема решена вполне эффективно, если говорить о проблеме распространения СПИДа через освобожденных заключенных. Российская тюрьма в том виде, в котором она существует сейчас (барачная система), – идеальный “рассадник” для распространения опасных болезней. Об этой проблеме говорят уже давно. В связи с тем что отечественное здравоохранение рухнуло, а Правительство РФ активно борется с НКО (некоторые из которых эффективно препятствовали распространению СПИДа), политика, продиктованная лишь охраной консервативных ценностей, демонстрирует свою несостоятельность», – отметил он.

Такой законопроект, считает эксперт, наделяет уголовно-исполнительную инспекцию дополнительными полномочиями. «Это лишь начало. Потом, вероятно, будет введена ответственность медицинской организации, самого освобожденного заключенного, которого будут ставить на специальный учет. Могут последовать репрессивные нормы – вплоть до изолирования таких лиц. Все это в конечном счете не приведет к защищенности как граждан, так и освобождаемых заключенных», – предположил Сергей Трутнев.