Заключенных предостерегут от плохого поведения

Заключенных предостерегут от плохого поведения

987
http://www.president-sovet.ru/files/65/44/65447db8215b34ab66a34160c0336e00.jpg
Госдума приняла в первом чтении законопроект о праве сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) объявлять заключенным официальные предостережения. Правозащитники предлагают так доработать этот механизм, чтобы его не использовали для дополнительного давления на сидельцев. Например, ко второму чтению готовятся поправки о возможности обжалования предостережений и даже о зеркальной норме в отношении должностных лиц колоний и СИЗО, злоупотребляющих полномочиями.

Авторами проекта выступили депутаты Госдумы из «Единой России» – председатели комитетов по безопасности и противодействию коррупции и по информационной политике Василий Пискарев и Александр Хинштейн. По их мнению, объявление предостережений будет способствовать профилактике правонарушений и снижению преступности среди осужденных.

«Сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) смогут объявлять содержащимся в них гражданам официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения», – пояснил «НГ» Пискарев. Он напомнил, что в прошлом году полномочия по вынесению предостережения получили полицейские. И поправка устраняет правовую коллизию, когда органы УИС, являясь субъектами профилактики правонарушений, в отличие от остальных силовых структур не наделены «необходимыми полномочиями на применение данной меры воздействия».

Глава комитета ГД напомнил «НГ» о «росте преступности в учреждениях ФСИН»: за прошлый год общее число преступлений, совершенных осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, составило около 1,2 тыс., хотя в 2018-м их было чуть больше тысячи. Зафиксировано также 720 тыс. случаев нарушения порядка отбывания наказания. Однако Пискарев подчеркнул, что в целом депутаты ГД придерживаются курса на либерализацию тюремной системы. Например, был принят закон об улучшении условий содержания под стражей беременных женщин и матерей с малолетними детьми. В арсенале сотрудников УИС обязательно должны быть не только карательные, но и профилактические меры воздействия, считает депутат. Поэтому «логичными и последовательными» являются такие законотворческие инициативы, когда «в отношении лиц, совершивших особо опасные деяния, условия содержания ужесточаются, но в целом делаются шаги по гуманизации пенитенциарной системы». Примером ужесточения Пискарев назвал рассматриваемое сейчас предложение об изолированном содержании тех, кто занимает лидирующие позиции в иерархии преступного мира.

Однако у ряда правозащитников возникли опасения, что благая затея законодателей на практике может обернуться злоупотреблениями со стороны правоприменителей. Как сказал «НГ» основатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин, нынешняя редакция проекта создает риск того, что недобросовестные сотрудники ФСИН начнут «объявлять предостережения заключенным без доводов и доказательств». Это станет и почвой для денежных поборов: «Сейчас сплошь и рядом развита торговля УДО, теперь у тюремщиков появится еще один источник нелегального дохода в виде платы на «необъявление предостережения».

Поэтому правозащитники подготовили и направили в комитет ГД по безопасности собственные поправки ко второму чтению. Они настаивают, что без дополнительных уточнений нормы о предостережениях сотрудники УИС смогут объявлять их заключенным «в произвольной форме, поскольку та сейчас никоим образом не закреплена в законе», а также делать соответствующие отметки в личных делах следственно-арестованных, подсудимых и осужденных. Так что первым делом следует предусмотреть обязанность тюремщиков доказывать наличие оснований для предостережений. И для этого, к примеру, приобщать записи с камер видеонаблюдения или видеорегистраторов.

Не предусмотрена и возможность для сидельцев опровергнуть обвинения в нарушении режима, оспорить вынесенные им предостережения. Правозащитники напомнили, что те же дисциплинарные взыскания налагаются только после взятия у осужденного письменного объяснения. В случае же с предостережениями заключенным не представляется возможности оправдаться, то есть некие подозрения или даже домыслы сотрудников УИС можно будет заносить в личные дела, а потом эти сведения станут негативным фоном для принятия судом решения об УДО. Поэтому предлагается предусмотреть, что с момента вынесения предостережения у сидельца есть трое суток на письменное объяснение своего поведения на имя начальника колонии, чтобы тот уже и принимал окончательное решение о законности.

«Необходимо наделить заключенных правом опротестовать предостережение и обжаловать иные решения по нему, правом представлять доказательства, устные и письменные объяснения, лично участвовать в рассмотрении жалобы», – заявила «НГ» председатель Комитета родственников заключенных Елена Брылякова. А еще правозащитники напомнили депутатам о многочисленных нарушениях со стороны самих сотрудников УИС. Поэтому среди поправок ко второму чтению, возможно, появится и такая идея, как наделение заключенных или их представителей аналогичным правом объявлять предостережения сотрудникам ФСИН, если те очевидно злоупотребляют должностными полномочиями.

Источник:https://www.ng.ru/politics/2020-06-24/3_7893_prison.html