«Сказали, что если попробую прилечь, то отправят в ШИЗО»

«Сказали, что если попробую прилечь, то отправят в ШИЗО»

814

Арестованный генерал Трифонов рассказал о «нечеловеческих условиях» в уральских колониях

В пятницу, 23 октября, Ленинский районный суд Екатеринбурга рассмотрит заявление экс-начальника УМВД РФ по Екатеринбургу и МВД по Карачаево-Черкесии генерал-майора Игоря Трифонова, который требует признать незаконным постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела по части 6 статьи 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»), сообщили Znak.com в аппарате суда. Привезут ли отставного генерала в суд — неизвестно. Сейчас он находится в изоляторе нижнетагильской исправительной колонии № 13 «Красная утка», предназначенной для бывших силовиков. За это время он успел стать в ИК «правозащитником» и, по его словам, добился улучшения условий содержания с «нечеловеческих» до приемлемых. О том, как это вышло, Трифонов рассказал Znak.com через адвокатов.

В изолятор колонии Трифонова доставили вечером 7 октября, этапом из московского СИЗО-4 с остановкой на четыре дня в ИК-2 Екатеринбурга. По словам генерала, его этапировали из Москвы в одном вагоне с бывшим начальником отделения по выявлению преступлений в сфере строительства, рейдерства и криминального банкротства ОЭБиПК УМВД Екатеринбурга Владимиром Нечаевым. Нечаева, как и Трифонова, задержали в сентябре в Москве, но по другому делу. Из столицы в Екатеринбург вагон с арестантами шел 2,5 дня. «Не было возможности ни прилечь, ни присесть. Почти 60 часов провели в стоячем положении», — описывает свои путевые приключения Трифонов.

В ИК-2 их привезли около 5 часов утра. «К 6 часам поместили в камеру и сказали, что если попробую прилечь, то отправят в ШИЗО (штрафной изолятор — прим. Znak.com)», — сообщил генерал. В ИК-2 он провел еще четверо суток и за это время успел подать жалобу на неподобающие условия содержания. «Кипяток за четверо суток в изоляторе дали всего один раз. Не было элементарных вещей: не выдали ни ложек, ни полотенец, ни туалетной бумаги. Не дали даже тряпки с ведром, чтобы иметь возможность убрать камеру», — пояснил Трифонов.

По его словам, перед отправкой в тагильскую ИК-13 в екатеринбургской колонии № 2 с него потребовали расписку об отсутствии жалоб и претензий. «В противном случае обещали, что задержусь в ИК-2 надолго», — утверждает Трифонов.

В целом условия на этапе, который занял у него шесть с половиной дней, генерал характеризует как «нечеловеческие» и подчеркивает, что «человек там лишен даже самых обыкновенных вещей».

В ИК-13 его поместили в одну камеру с экс-заместителем начальника ГУ МВД РФ по Свердловской области генерал-майором в отставке Владимиром Романюком. Последнего 1 октября Октябрьский районный суд Екатеринбурга признал виновным во взяточничестве и назначил ему 8,5 года колонии строгого режима. Решение суда еще не вступило в законную силу, поэтому Романюк, как и Трифонов, находится в помещении, функционирующем в режиме временного изолятора (ПФРСИ).

Игорь Трифонов в Карачаево-Черкесии, уже с генеральскими погонами
Фото: сайт МВД КЧР

15 октября обоих арестантов, как говорит Трифонов, посетила уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. В разговоре с ней генерал обратил внимание на условия содержания арестантов. «На самом деле большое спасибо Татьяне Георгиевне за искреннее, доброе и милосердное обращение к людям. После ее отъезда людям, не только мне, а всем в ПФРСИ, выдали по куску хозяйственного мыла, по одному куску банного мыла, одноразовые бритвенные станки, по одному рулону туалетной бумаги. Причем не разорванному вдоль и поперек, а по целому. Выдали по одному тазу для стирки белья на камеру, по одному ведру для помывки пола. А то ведь до ее приезда приходилось полоскать тряпку в той же раковине, где мыли посуду для еды. Выдали пакеты для мусора, по одному тюбику зубной пасты объемом 30 граммов. Зубной щетки, правда, не выдали. В нашу камеру принесли книги, которые я привез с этапа с собой», — перечисляет изменения Трифонов.

До этого, по его словам, приходилось мыться без мыла, а есть из миски «как собакам», «зачерпывая еду руками».

«В субботу, 17 октября, был банный день, и каждый проходящий мимо нашей камеры тихонько стучал в нашу дверь в знак благодарности за произошедшие изменения. Как, оказывается, надо мало человеку, иной раз вполне хватит доброго отношения и искреннего участия в судьбе», — философски констатирует теперь бывший глава УМВД Екатеринбурга.

По его словам, сейчас он скучает «по элементарным вещам»: «хочется луку или чесноку» и часы. «О времени узнаем только по тому, горит свет в камере или не горит. В 6:00 лампочка включается, в 22:00 — выключается. Радио не работает, поэтому никаких вестей о том, что происходит в стране и в мире, не знаем», — говорит Трифонов.

Еще он ждет письма от жены. От своего адвоката он узнал, что супруга послала ему «через „ФСИН Письмо“ фотографию с дочерью и короткое послание на 2 тыс. знаков».

Предъявленного ему обвинения Трифонов по-прежнему не признает. Говорит, что после визита Мерзляковой его пытались убедить пойти на сделку со следствием.

«Сразу после приезда Татьяны Георгиевны, спустя 30 минут примерно, пришел опер. Представился Степаном, сказал, что, осуществляет оперативное сопровождение от ФСБ. Отвел дальше по продолу (на тюремном жаргоне — коридор) и начал предлагать принять свою вину, пойти на сделку со следствием и сообщить об иных преступлениях и фигурантах», — описал переговоры Трифонов. Говорит, что отказал оперативнику и в ответ услышал, что зря он так себя ведет: «Мне сказали, что идти в суд с одним эпизодом проще и легче, если их предъявят еще десять штук».

Татьяна Мерзлякова подтвердила Znak.com, что 15 октября она посещала ИК-13 в Нижнем Тагиле и встречалась с Трифоновым и Романюком. Она также сообщила, что речь шла об условиях содержания, но «не только об этом». При этом Мерзлякова подчеркнула, что посещала колонию не из-за Трифонова, а в рамках общего мониторинга СИЗО и колоний Свердловской области. Соответственно, в ИК-13 она встречалась не только с арестованными генералами.

Сотрудники ФСБ задержали генерал-майора 18 сентября в Москве, где он проживал после выхода на пенсию вместе с семьей. На следующий день Мещанский райсуд столицы удовлетворил ходатайство Четвертого следственного управления СКР и взял под арест Трифонова на 30 суток. Ему предъявили обвинение по части 6 статьи 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»).

По версии следствия, генерал-майор через посредников получил от бывшего заместителя председателя правления ООО «Коммерческий банк „Кольцо Урала“» Олега Коноплева 7,5 млн рублей за оказание содействия в возбуждении уголовного дела о мошенничестве в отношении должника этого кредитного учреждения.

Как ранее сообщал Znak.com, основанием для возбуждения дела на Трифонова послужили показания, которые дал в 2019 году бывший начальник ОЭБиПК УМВД по Екатеринбургу Эдуард Воронин. В заявлении последнего на имя замгенпрокурора РФ Юрия Гулягина говорилось, что в 2015 году Воронин передал Трифонову взятку за помощь в возбуждении дела по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Речь шла о махинациях с деньгами банка «Кольцо Урала», выданными в виде кредита под поручительство дочерних структур и лиц, связанных с группой «Форэс».

Посредником в передаче денег якобы выступил бывший сотрудник службы безопасности банка «Кольцо Урала» Александр Куба. Сейчас он отбывает срок за вымогательство в тагильской ИК-13 «Красная утка» для бывших сотрудников силовых структур.

В пресс-службе «Кольца Урала» ранее заявили, что отрицают какое-либо свое участие в истории с передачей взятки Трифонову. В пресс-службе группы «Форэс» отмечали, что были втянуты в кредитную сделку «обманным путем». В обеих структурах подчеркивают, что все их действия всегда соответствовали действующему в РФ законодательству.

Обновление от 26 октября. В пресс-службе ГУФСИН по Свердловской области прокомментировали заявления Игоря Трифонова.

Источник: znak.com