МХГ о необходимости радикального изменения в концепции исправительной системы страны

МХГ о необходимости радикального изменения в концепции исправительной системы страны

624

Шокирующие кадры из архива ФСИН, появившиеся в СМИ, высвечивают ужасающую практику системных пыток и издевательств. В видеоархиве, оказавшемся в распоряжении правозащитников, тысячи свидетельств, дополняющих ранее опубликованные показания. Невозможно отрицать, что это обычная ситуация для системы, несмотря на полный и безоговорочный запрет пыток как российской Конституцией (статья 21), так и международным правом.

Сложившаяся практика не только незаконна и не только несёт серьезную угрозу правам и достоинству личности, но и свидетельствует о деградации и полном искажении целей системы исполнения наказания, которая должна исправлять и реабилитировать, а не калечить и издеваться, вовлекая в насилие и ожесточая и заключенных, и сотрудников.

На наш взгляд, борьба с позорным явлением пыток должна стать одним из главных приоритетов государственной политики и точкой объединения усилий общества и государства.

Все факты применения незаконного насилия в местах лишения свободы должны быть тщательно и беспристрастно расследованы, причастные к применению незаконного насилия сотрудники правоохранительных органов и пенитенциарной системы должны быть незамедлительно отстранены от исполнения своих обязанностей, а все, чья вина установлена и доказана судом, должны понести адекватную своим преступлениям ответственность.

Очевидно, что наряду с улучшением материально-технической базы и совершенствованием внутриведомственных нормативных документов и процедур необходимо радикальное изменение всей концепции пенитенциарной системы страны, в том числе пересмотр ее целей и задач, места в системе государственных органов, полная демилитаризация, гуманизация отношения в обществе к заключенным.

У правозащитного сообщества накоплен целый ряд рекомендаций, основанных на российском опыте и международной практике противодействия пыткам. Опираясь на них, мы призываем к важным и срочным мерам, направленным на независимый внешний контроль за закрытыми системами, поощряющими и игнорирующими практику пыток. Такие меры могут включать:

  • Действия по восстановлению независимости системы общественного контроля за соблюдением прав человека в пенитенциарной системе. Общественная палата должна формировать общественные наблюдательные комиссии из правозащитников, а не из случайных людей, которые не обладают никакими навыками общественного контроля, и тем более не из бывших сотрудников правоохранительных органов. Процедура формирования общественных наблюдательных комиссий должна быть прозрачной и объективной.
  • Прокурорский надзор, который сегодня носит декоративный характер, и который должен стать реальным эффективным механизмом предотвращения пыток и издевательств в правоохранительной и уголовно-исполнительной системе. Прокуратура должна выполнять свои прямые надзорные функции за соблюдением прав человека в отношении именно подобных случаев, а не по поводу нарушения малозначительных норм законодательства, игнорируя системные проблемы.
  • Создание в Следственном комитете Российской Федерации отдельного подразделения по борьбе с пытками и предотвращению незаконного насилия в правоохранительных органах и уголовно-исполнительной системе.
  • Внесение в Уголовный кодекс нового состава должностного преступления "пытки".
  • Разработка чёткого алгоритма работы с видеозаписями, в том числе с записями с видеорегистраторов сотрудников.
  • Установление прямой связи между правозащитниками и руководством ФСИН, в том числе на местах. ФСИН необходимо перестать закрываться от общественного воздействия и контактов, в т.ч. под предлогом коронавируса.

Это лишь некоторые шаги, но даже они маловероятны, если общество будет отворачиваться от шокирующих фактов, воспринимать проблему насилия в закрытых учреждениях как что-то, что не касается большинства, присоединяться к стигматизации заключенных, задаваясь вопросом, а не заслужили ли они такое обращение.

Наряду с регулярной поддержкой экспертных правозащитных организаций, занимающихся поддержкой жертв пыток, привлечением к ответственности виновных и созданием системы противодействия пыткам должно возникнуть и широкое общественное движение против пыток, формирующее постоянное общественное давление на ответственных сотрудников разных ведомств и представителей власти всех уровней.

Совет Московской Хельсинкской группы

Источник: https://mhg.ru/