20 октября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «О повышении эффективности деятельности сети организаций, обеспечивающих специальную профилактическую работу с несовершеннолетними, и внедрении современных технологий реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних. Организация профилактической работы в следственных изоляторах, воспитательных колониях и уголовно-исполнительных инспекциях».
Участники мероприятия обсудили вопросы организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, наставничества и внедрения дистанционных способов профилактики, а также поделились передовым опытом по успешной ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов отметил важную роль совместной работы всех профильных структур, в частности ОНК, в вопросе ресоциализации несовершеннолетних преступников.
«Мы считаем важным выработать единую концепцию и направления взаимодействия между различными структурами по вопросу нахождения подростков в воспитательных колониях и других спецучреждениях и профилактики их попадания туда. Отмечу, что, по статистике, количество несовершеннолетних, попадающих в учреждения ФСИН, за последние пять лет существенно сократилось, динамика положительная», — подчеркнул он.
Александр Воронцов также отметил, что необходимо вести активную работу по профилактике повторных преступлений среди несовершеннолетних, получивших в качестве наказания условные сроки.
Начальник управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России Андрей Шмидко в своем докладе акцентировал внимание на том, что исправление несовершеннолетнего — одна из главных целей уголовно-исполнительной системы (УИС).
«Процесс исправления в первую очередь направлен на ресоциализацию подростка и интеграцию его в гражданское общество после освобождения. Вместе с тем в организации общеобразовательного процесса в следственных изоляторах остается ряд проблемных вопросов. Действующее законодательство предоставляет несовершеннолетним осужденным право на получение общего образования только в форме самообразования. Необходимо организовать полноценный образовательный процесс», — отметил он.
Андрей Шмидко также подчеркнул, что, несмотря на значительный объем проводимой учреждениями УИС работы, период после освобождения осужденных из воспитательных колоний остается опасным в силу высокой вероятности совершения подростками повторных преступлений.
Начальник УФСИН России по Московской области Александр Ветров рассказал о действующих в регионе проектах, направленных на исправление несовершеннолетних, а также о вовлечении несовершеннолетних в волонтерскую деятельность.
«Этот процесс является одной из составляющих нравственного воспитания, возрождает в среде несовершеннолетних такие ценности, как гуманность, гражданственность, отзывчивость, милосердие, что, в свою очередь, способствует достижению целей исправления», — отметил он.
Александр Ветров рассказал о том, что в рамках волонтерской деятельности воспитанники Можайской воспитательной колонии посещают Уваровский детский дом-интернат с концертными программами и подарками, сделанными собственными руками, а также оказывают помощь сотрудникам интерната в сборке мебели и благоустройстве территории.
Директор общеобразовательной организации при Ангарской воспитательной колонии Ирина Пескова поделилась успешным опытом реализации проектов, направленных на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных: на базе Ангарской воспитательной колонии реализуются такие проекты, как «Наставники: не рядом, а вместе!», «Мой первый дом. Старт в будущее», «Не повторяй мой путь».
«В 2020 году проект “Мой первый дом. Старт в будущее” стал победителем Всероссийского конкурса ОП РФ в области гражданской активности “Мой проект — моей стране!” и признан лучшим социальным проектом года в номинации “Базовые права и свободы”. Технология “тренировочной квартиры” применялась в уголовно-исполнительной системе России впервые и аналогов не имеет», — рассказала она.
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов отметил, что зачастую складывается ситуация, когда в местах принудительного содержания несовершеннолетних речь идет не о перевоспитании осужденного подростка, а о его воспитании.
«Многие из тех несовершеннолетних, которые попадают в места принудительного содержания, именно там впервые видят постельное белье и зубные щетки. Складывается ситуация, в которой тюрьма делает то, что когда-то должны были сделать родители. В связи с этим следует подумать об изменении законодательства: с наступлением совершеннолетия подросток, находящийся в воспитательной колонии, переводится в исправительную, где зачастую достижения воспитания перечеркиваются», — сказал он.
Александр Холодов обратил внимание на опыт других стран, в которых те, кто впервые попадает в места лишения свободы для несовершеннолетних, полностью отбывают свой срок там, вне зависимости от наступления совершеннолетия, и предложил рассмотреть эту практику.
В завершение мероприятия Александр Воронцов выразил благодарность представителям ФСИН и Министерства просвещения РФ за конструктивный диалог.
«Мы понимаем, что речь идет о подростках, о детях, а это наше будущее. Только вместе мы можем сделать так, чтобы они меньше попадали в места принудительного содержания, а если такое и случилось, то государство и гражданское общество должны сделать все для того, чтобы позаботиться о них и впоследствии обеспечить ресоциализацию», — сказал он.
Руководитель сектора реализации и сопровождения проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Анастасия Ковалева призвала участников круглого стола направить свои предложения по развитию и укреплению эффективного взаимодействия между субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних с целью последующего обсуждения.