К пытке приравняют бездействие правоохранителей при умышленном насилии

К пытке приравняют бездействие правоохранителей при умышленном насилии

316

Профильный комитет Госдумы одобрил поправки к законопроекту о пытках. Среди них — уточнение понятия пытки, ужесточение наказания за нее, если она повлекла смерть, а также выделение групповых пыток и насилия к несовершеннолетним

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в конце прошлой недели одобрил 14 поправок к законопроекту об ужесточении наказания за пытки. Во втором чтении он может быть рассмотрен на заседании 21 июня. Свои поправки предложили все думские фракции, за исключением ЛДПР. При этом пытки так и не были выделены в отдельную статью УК — вместо этого статья о превышении должностных полномочий была дополнена пунктом «с применением пыток». Правозащитники ранее указывали, что это подразумевает подход к пытке не как к самостоятельному преступлению, а как к крайней степени превышения полномочий.

Что изменилось ко второму чтению

Среди изменений, которые внесены в законопроект по результатам рассмотрения поправок, — определение самого понятия пытки. Если в первоначальной версии документа к ней приравнивали действие, которым «умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное», то теперь к пытке предлагается отнести также бездействие с теми же целями и последствиями.

Соавтор законопроекта Павел Крашенинников и депутат от «Единой России» Ирина Панькина также предложили добавить новые обстоятельства превышения полномочий (ст. 286 УК) — они расширены преступлениями, совершенными группой лиц в отношении несовершеннолетнего или из корыстной заинтересованности. Ранее правозащитники указывали, что законопроект не предполагает возможности учитывать групповой характер пытки или ее совершение по предварительному сговору, хотя чаще всего в случаях пыток «преступники действуют в группе, очень согласованно, методично, распределяя между собой роли».

Несмотря на выделение в отдельный подпункт, групповое преступление с применением пытки, согласно поправкам, будет наказываться так же, как и индивидуальное, — от четырех до 12 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на срок до десяти лет. Ужесточить наказание за групповой характер пыток (от семи до 15 лет) предлагали, в частности, «Новые люди», однако эта поправка была отклонена. Партия также указывала на другие условия, которые требуют более сурового наказания: если пытки были совершены в отношении двух и более лиц, беременной женщины, по мотивам политической, идеологической, расовой и другой вражды. Депутат от «Справедливой России — За правду» Яна Лантратова к этому перечню предлагала добавить лиц старше 60 лет. Перечисленные поправки не были одобрены комитетом.

Среди утвержденных изменений — ужесточение наказания за пытки, если в результате был причинен тяжкий вред здоровью или смерть по неосторожности. Если изначально максимальный срок составлял 12 лет, то поправками предлагается лишать свободы на срок от восьми до 15 лет с лишением права занимать определенные должности до 20 лет.

Частично комитет одобрил поправки сенатора Людмилы Нарусовой (ранее она сообщала о том, что разрабатывает собственный законопроект о борьбе с пытками, среди соавторов нынешней версии ее нет). В частности, по ее предложению к пытке теперь относится не только действие должностных лиц, приводящее к страданию, но и совершенное «по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия».

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/20/06/2022/62ae568e9a79473bc6392d06