По следам Абрамкинских чтений «Человек в неволе», январь 2024

По следам Абрамкинских чтений «Человек в неволе», январь 2024

943

В конце января правозащитники провели ежегодные Абрамкинские чтения по пенитенциарным вопросам. На этот раз они проводились в связи с годовщиной смерти Валерия Абрамкина (25 декабря 2013 года) и днем рождения Андрея Бабушкина, которому исполнилось бы 60 лет.

Прежде, чем рассказать о самих чтениях, несколько слов о двух этих замечательных людях. Хотя они принадлежали к разным поколениям, обоих отличала принадлежность к редкому племени настоящих правозащитников. В отличие от большинства профессиональных юристов, даже самых честных и добросовестных, им свойственно повышенное чувство справедливости для всех без исключения и сострадание к каждому, кто попал в трудные жизненные условия. Именно поэтому оба они в основном занимались положением человека в неволе, в первую очередь - в СИЗО и колониях. Основной вопрос - как выжить в тюрьме, оставшись при этом человеком, и выйти на свободу неповрежденным душой и телом. О советской тюрьме хорошо, верно написал Абрамкин, который не только словом, но и делом помогал заключенным, сам отсидев там два срока. Продолжая эту работу в наше время, они с Бабушкиным участвовали в создании системы общественного контроля в местах принудительного содержания.  Но и до этого Абрамкин приложил громадные усилия для гуманизации мест заключения в трудное для страны время. После 2008 года Бабушкин стал практически в эпицентре работы с ФСИН по всем направлениям совершенствования пенитенциарной системы. Благодаря его неимоверным усилиям, непрерывным поездкам по колониям и СИЗО, постоянным контактам с заключенными и начальством, численность тюремного населения сократилась более, чем вдвое с максимального уровня в начале века.  Они хорошо понимали и дополняли друг друга, объединяя вокруг себя многих неравнодушных людей.

Поэтому сегодня в непростых условиях участники чтений сосредоточились на обсуждении конкретных ситуаций и проблем, которых становится по крайней мере не меньше по свидетельству самих людей в неволе и их защитников. В слушаниях приняли участие более пятидесяти человек из Москвы. Томска, Калининграда, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Владивостока и др.городов, был сделан акцент на положении женщин – в колониях, СИЗО, психиатрических больницах.

Нынешние и бывшие члены ОНК,  гражданские активисты и бывшие заключенные рассказывали и о проблемах людей в неволе,  и о том, как обычная жизнь встречает освободившихся, как и чем  может помочь им общество. В частности, была представлена газета в помощь женщинам в СИЗО, подготовленная московскими общественницами, опыт посещения женских колоний визажистами и парикмахерами, организация социально-художественного театра в психиатрических больницах Петербурга. Было предложено разработать законопроект, регулирующий отсрочку от исполнения наказания и УДО для женщин с детьми до 4-х лет. Прозвучало также несколько выступлений на общие темы: "Неправовые положения УИК РФ о месте отбывания лишения свободы", «Общественный контроль в современных реалиях», о проблемах взаимодействия с ФСИН из практики Абрамкина и Бабушкина , включая организацию образования в местах принудительного содержания.

Казалось бы, 20 дней назад речь шла в основном о женщинах-заключенных, при этом одна из основных больных тем - это сохранение жизни и здоровья в условиях неволи. И это касается не только женщин, но и всех заключенных.

Помимо непосредственной помощи заключенным лекарствами, налаживания  связи с гражданскими медицинскими специалистами и решения других острых проблем оказания мед.услуг в колониях, необходимо помнить о том, что без присутствия на месте общественного наблюдателя и открытости ФСИН, их решение невозможно. К сожалению, тенденция обратная.

Потому самым насущным считаю максимально прозрачное расследование летальных исходов в колониях и других местах принудительного содержания. Необходимо снова вернуться к обсуждению и регулированию положения заключенных в ШИЗО, ПКТ и других подобных местах дисциплинарных наказаний. Напомню, что правозащитники давно предлагали пересмотреть как нормы, регулирующие вынесение дисциплинарных наказаний администрацией учреждений, так и условия пребывания там осужденных.  Кому как не СПЧ, членами которого были в свое время Абрамкин и Бабушкин, взяться за решение этих проблем, не откладывая и максимально публично. Пример такого подхода показало общественное расследование дела Магнитского, которое инициировали члены ОНК г. Москвы. Оно было доведено до разбора на заседании СПЧ с участием руководства Следственного комитета РФ.

Валентин Гефтер

17 февраля 2024