«Суд онлайн»: на совете Верховного суда были озвучены революционные предложения

«Суд онлайн»: на совете Верховного суда были озвучены революционные предложения

82
https://soldiersmothers.ru/wp-content/uploads/2018/04/KSP_012763_00033_1_t218_213136-720x340.jpg

Имидж российской Фемиды, похоже, может серьезно поменяться в ближайшем будущем. И связано это не только с тем, что место «судьи №1» впервые за всю историю российской судебной системы заняла женщина — Ирина Подносова. Судейское сообщество в целом обозначило свое желание быть более прогрессивным и эффективным, при этом не столько карать, сколько примирять. Но сделать это можно только при условии обновления кадров и снижения нагрузки на людей в мантиях. Обо всем этом говорилось на пленарном заседании Совета судей РФ, который состоялся во вторник, 21 мая.

Обозреватель «МК», член СПЧ проанализировала звучавшие там идеи и составила новый образ российской Фемиды.

Это пленарное заседание смело можно назвать историческим, звучавшие на нем идеи — прогрессивными, а обозначившиеся перспективы — гимном Праву. «Но не будем спешить радоваться, главное — чтобы ничего не ужесточили», — заметил один из экспертов, который там присутствовал.

Попробуем разобрать два главных выступления — председателя Верховного суда Ирины Подносовой и председателя Совета судей РФ Виктора Момонова.

Аресты

Главный судья страны сообщила, что российские суды за последний год стали реже заключать под стражу. Так, в 2023 году суды удовлетворили на 5,9% ходатайств об избрании этой меры пресечения меньше, чем в предыдущем, и на 11% меньше — о продлении арестов.

Тут, правда, надо иметь в виду, что в целом в России люди стали более законопослушны и реже совершают тяжкие преступления. Но количество заключенных в следственных изоляторах, увы, не сильно сократилось. Последние статистические данные ФСИН не приводит (уже полтора года вся статистика на сайте не обновляется), но неофициально речь идет почти о 100 тысячах заключенных. Это значит, что теперь уже каждый третий человек за решеткой находится там до приговора, то есть еще не признанный виновным. И это само по себе нонсенс.

Приговоры

По словам Подносовой, апелляция и кассация в 2023 году отменили 11 тыс. обвинительных приговоров, в отношении еще 18 тыс. человек наказание было смягчено. При этом наказание в виде принудительных работ назначали в 5 раз чаще (все это в сравнении с предыдущим аналогичным периодом).

Тут стоит разве что добавить, что в том числе и благодаря этому тюремное население сократилось.

Поручения президента

Председатель Верховного суда сообщила, что выполнены два поручения президента. Это те самые, которые были даны им по итогам встречи членов СПЧ с главой государства. Они касаются двух тем — государственной политики в сфере борьбы с наркотиками и применения искусственного интеллекта в расследовании уголовных дел. Напомним, что обе темы поднимала автор этих строк.

По словам Подносовой, Верховный суд проанализировал судебные дела по 228-й статье УК и сроки, которые назначали по ним судьи. На их основе подготовлены предложения, в том числе по внесению изменений в Уголовный кодекс, которые повысят эффективность государственной политики в борьбе с наркопреступностью. ВС также проанализировал уголовные дела, где так или иначе есть ссылки на результаты следственной деятельности с использованием искусственного интеллекта. Главный суд страны подготовил свои предложения, которые позволят использовать искусственный интеллект не во вред праву, а наоборот — во благо, для восстановления справедливости. В ближайшее время Верховный суд представит свои предложения в деталях.

Судебная ошибка

Она будет прописана в законе. Там появятся признаки, при наличии которых судебная ошибка может служить основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Итак, в каком случае за ошибку накажут: если она стала результатом либо умышленных действий судьи, либо его легкомысленного и небрежного отношения к своим обязанностям, либо профессиональной некомпетентности, связана с искажением принципов судопроизводства и смысла правосудия, явным пренебрежением нормам права.

Момонов сделал важное уточнение, что нельзя считать судебной ошибкой:

«Еще раз отмечу, что для разработки определения мы учитываем тот факт, что «судейское усмотрение» является важнейшим фактором качественного разрешения дел и в целом поступательного развития российского права… Разногласия между судьями разных инстанций неизбежны, — пояснил глава Совета судей. — Они не могут автоматически привлечь к дисциплинарной ответственности».

Не судить, а отпустить

Обнадеживающие цифры Подносова назвала, говоря об уголовных делах. В первом квартале этого года рассмотрено 159 тысяч дел в отношении 160 тысяч лиц. Из них осуждено 127 тысяч, или 79,4%. А в отношении 30 тысяч, или 19,2%, уголовное преследование прекращено.

Миллионы дел

Как оказалось, количество рассмотренных в 2023 году административных дел перевалило отметку в 10 миллионов. А в первом квартале 2024 года выросло в три раза (с 486 тысяч до полутора миллионов).

«Остро стоит вопрос о необходимости исключения избыточных судебных процедур и о расширении сферы применения внесудебного взыскания задолженности при отсутствии между сторонами спора о праве», — заметила глава ВС.

Примирить нельзя отказать

Снизить число рассматриваемых судами дел предложили путем обязательной процедуры примирения по некоторым спорам и увеличением госпошлины за обращения к Фемиде. Эту идею озвучил председатель Совета судей Виктор Момонов. Будет разработан и законодательно закреплен перечень споров, по которым судебное примирение является обязательным. И только в случае недостижения консенсуса спор будет рассматриваться уже в судебном порядке. К таким предлагается отнести вопросы о разделе совместно нажитого имущества, трудовые споры, споры в сфере антимонопольного и таможенного законодательства.

— Спор часто кроме юридического конфликта включает в себя эмоциональный компонент. Устранив его, можно разрешить вопрос через примирение. Такая ситуация часто наблюдается в семейных спорах, а также спорах, связанных с разделом супружеского имущества, определением места жительства ребенка, и других, — заметил Момонов.

Госпошлину повысят

Снизить число дел предлагается через увеличение размера госпошлины. Считается, что правосудие в России сверхдоступно именно из-за цены, которая не поднималась больше 10 лет.

В целом, как отметил Момонов, сегодня человек платит всего 400 (а в случае апелляции — 150) рублей, при этом стоимость так называемого судодня составляет более 25 000 рублей. Но речи о том, чтобы истец или ответчик полностью компенсировали затраты, не идет. Более того, какие-то категории граждан вообще будут освобождены от уплаты госпошлины.

— Изменение подхода в определении размера государственной пошлины не только позволит уменьшить количество так называемых безнадежных и сомнительных исков, предъявляемых в суды недобросовестными участниками гражданского оборота, но и будет способствовать досудебному урегулированию споров, — пояснил председатель Совета судей.

Суд онлайн

Еще немного, и правосудие уйдет в «цифру». На сервисе «Правосудие онлайн» (его запустят с конца 2024 года) можно будет подать документы в суд, уплатить госпошлину, ознакомиться с материалами судебного дела в электронном виде, принять участие в судебном заседании посредством веб-конференции и получить потом судебный акт.

До 2030 года планируется перейти к так называемым электронным судам, с которыми онлайн-взаимодействие будет возможно от этапа подачи иска до самого судебного заседания. Для этого, правда, придется поменять закон.

На заседании напомнили, что в феврале 2024 года на Едином портале государственных услуг введен в эксплуатацию сервис подачи в суды общей юрисдикции процессуальных документов в электронном виде в рамках гражданского и административного процессуального законодательства.

Из адвокатов — в судьи

Новый генеральный директор судебного департамента при Верховном суде (его избрали во вторник на совете) Владислав Иванов рассказал, что будет делать все возможное для повышения престижности судейской работы. Отвечая на вопросы на заседании Совета судей, он заметил, что нужно привлекать кадры извне (сейчас они в основном из аппаратов судов) — работников прокуратуры, налоговой инспекции, следствия и особенно адвокатуры. К сведению, именно об этом много говорят сами адвокаты. Иванов обещал повысить зарплаты судьям, построить для них санатории и отремонтировать залы судебных заседаний.

Верховный суд РФ всегда был проводником гуманных идей. Вот и сейчас он показал, что готов идти еще дальше. Не все эти новации, к сожалению, находят поддержку у силовых структур. Увы, работа «органов» по-прежнему зависит от показателей, и если человека, которого следователь привлекал к ответственности, суд оправдывает, то это считается «браком» системы. До тех пор, пока успешность работы «органов» будут оценивать по «посадкам» (а профилактика и примирение — не засчитываться), Фемида будет загружена миллионами ненужных дел.