В связи с обращением ко мне членов ОНК Иркутской области считаю необходимым разъяснить следующее.
1. В связи с тем, что Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» не определяет форму и способ уведомления территориального органа, в ведении которого находится место принудительного содержания, Комиссия вправе уведомить территориальный орган в любой форме, в которой информация дойдет своевременно и поступит к надлежащему должностному лиц. Формами такого уведомления могут быть письменные заявления, факсограммы, телеграммы, телефонограммы, сообщения по телефону, а по согласованию с руководством тер. органа - электронное письмо, смс-сообщение и т.д. В большинстве субъектов РФ, например в г. Москве, для такого уведомления используется телефонный звонок в дежурную часть тер органа субъекта РФ.
2. Законом не установлен минимальный интервал между временем уведомления тер органа и посещении и началом посещения места принудительного содержания членом ОНК. Такой интервал:
- должен быть достаточен для того, чтобы лицо, получившее уведомление, могло проинформировать о посещении членами ОНК само учреждение; с учетом современных средств связи с большинстве мест этот интервал не превышает 5 минут;
- зависит от цели посещения; так, если посещение является плановым и не носит экстренного характера этично направить такое уведомление за 12 – 3 дня, чтобы учреждение смогло выделить сотрудника для сопровождения; если же посещение связано с необходимости внезапной проверки или внезапного реагирования на жалобу, то интервал может быть, сколь угодно кратким, вплоть до одной минуты . При этом следует иметь в виду того, что права человека имеют явный приоритет над ведомственными интересами.
3. Границы ознакомления членов ОНК с документацией мест принудительного содержания определяется нормами статьи 4 Федерального Закона 76-ФЗ, в соответствие с которым общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов приоритета прав человека, а при осуществлении общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях. Таким образом, все документы, которые необходимы для обеспечения, восстановления и защиты прав человека, и ознакомление с которыми при этом не будет вмешательством в указанные выше виды деятельности.
4. В связи с тем, что в действиях Ангарского прокурора по надзору В.В. Кравцов я усматриваю признаки деяний, которые могут быть оценены, как действия «оборотня в мундире»,
- мною в адрес этого человека в ближайшее время будет направлено общественное предостережение о превышении им своих полномочий и несовместимости его деятельности со статусом прокурора ;
- призываю членов ОНК тщательно изучить работу этого труженика прокуратуры, включая: а) регулярность посещения им МПС; б) качества его реагирования на жалобы заключенных; в) роль в события в Ангарской ВК; г) качество реагирования на обращения ОНК.
Информацию прошу направить в мой адрес.
5. В связи с тем, что члены СПЧ планируют посетить в августе 2015 года Иркутскую область, прошу передать Ангарскому прокурору по надзору за ИУ нашу рекомендацию тщательно готовится к встрече с членами СПЧ.
А. Бабушкин