Сергей Шимоволос: Применение опыта Германии в реформировании тюремной системы Украины

Сергей Шимоволос: Применение опыта Германии в реформировании тюремной системы Украины

899

Организация тюрем

Федеральное устройство Германии определяет право земель на нормотворчество в уголовно политике и управлении тюрем. Признавая уникальным и самобытным этот принцип, нельзя не отметить практическую пользу в практике планирования, содержания тюремных мест в каждой из Земель (визит в тюрьмы Хайдеринг, 25.11, Вритцен 26.11, встреча с Советом по предупреждению преступности Земли Саксония (г. Дрезден), 23.11.). Таким образом, экономически решается задача оптимизации тюрем, возможности покупки/продажи/обмена тюремных мест среди Земель. Особо важно, что граничные условия (лимит) тюрем для каждой Земли является сообразным фактором, влияющим на практику назначения наказания для судей. Такое устройство способствует размещению осужденных вблизи места проживания, мотивирует прямое участие Земли в их социальной реабилитации. Исключением можно признать осужденных за преступления в других землях, мигрантах и лиц. без гражданства. К ним применяются специальные программы, хотя затратные, и не всегда успешные (Посещение Центра социальной помощи Саксонской Государственной ассоциации социального правосудия. 24.11)

Отчетность

Знакомство с системой оценки работы тюремной системы создает впечатление излишней формализации, затратности и загрузки сотрудников на всех уровнях управления. Вместе с тем, можно выделить полезную практику оценки работы не столько сотрудников и подразделений, сколько отдельных программ. Постоянная оценка эффективности программ в социализации осужденных позволяет выявить наиболее эффективные методы и условия работы с заключенными, быстро внедрять их в практику и распространять по другим тюрьмам. Этому способствует и стимулы для сотрудников в повышении квалификации и в командировках для обмена опытом (Тюрьма Вритцен. 26.11).

Подготовка сотрудников

Система подготовки и переподготовки тюремных сотрудников в учебных центрах представляется продуманной сбалансированной по темам (9 мес. Теория, - 15 мес. – практика). Перспективной новацией для Украины можно признать блок тем для общего развития из общеобразовательных дисциплин. (Встреча с Берндтом Кюнеке/Berndt Künecke, образовательное учреждение при тюрьме в Берлине, 27.11).

Строгая система отбора имеет эффективность только при значительном конкурсе (10 человек на место), как в Германии, но не имеет смысла при отсутствии такового в Украине. К уникальным особенностям Германии можно отнести и систему создания Центров переподготовки для в каждой из Земель. Централизация такой подготовки (как в Белой Церкви и Чернигове) имеют явные экономическую и кадровую целесообразность.

Рациональным для Германии, но не уместным для Украины, следует признать возрастные ограничения для абитуриентов курсов в 35 лет.

Вместе с тем, можно сопоставить задачи двух стран в необходимости «омоложении» персонала. В этой связи может быть интересен уникальный немецкий опыт в «превентивной» подготовке молодых сотрудников на вышестоящую должность при достижении задач масштабной тюремной реформы в Украине…

Селекция осужденных

Экономическая целесообразность в размещении имеет и свои издержки, - строительство и содержание тюрем на удаленных территориях (вне крупных городов), где среди прочих размещаются и подследственные, могут создавать для них сложности в коммуникации с защитниками и родственниками. Представляется спорным размещение подростков в одних учреждениях с высокой возрастной разницей: с 14 до 24 лет.(Тюрьма Вритцен. 26.11.). Также есть проблемы с доступными мерами дисциплинарного наказания. Это способствует передаче навыков тюремных традиций и как следствие – повышению рецидива (свыше 70%). Определенно необходимо более локальное возрастное разделение.

Вместе с тем, вызывает интерес практика размещения осужденных как в одиночных камерах, так и по двое. (Тюрьма Баутцен, Хайдериг, 24-25.11). К сожалению, мы не получили достаточно точных ответов о принципах отбора в такой селекции. Хотя задача всеобщего раздельного содержания признается в Германии приоритетной (встреча в отделе международного сотрудничества Минюста, 26.11)1но в качестве перспективной модели в Украине можно представлять гибкие условия содержания как в одиночных камерах, так и по двое и группами (в зависимости от индивидуальных пожеланий и безопасности).

Раздельное (уединенное) содержание малолетних преступников необходима абсолютно и должно рассматриваться на Украине как задаче приоритетная.

Обращение с осужденными

Кратко можно отметить следующую практику:

- систему комиссионного принятия решений с вовлечением муниципальных служб на местах) при принятии решения об отпуске осужденного. От нарушений это не спасает, но снимает ответственность с администрации, что в свою очередь, - не мотивирует администрацию прекращать практику отпусков (тюрьма Баутцен);

- систему учета и финансовой ответственности при пользовании библиотекой (тюрьма Хайдеринг)

- «воспитательный патронаж» каждого сотрудника над 2-мя несовершеннолетники осужденными (тюрьма Вритцен).

Трудовая занятость

Система заказов на производство тюремное производства в Германии ориентировано на занятость осужденных. В качестве стимулов для привлечения заказов (как государственных, так и частных) у тюремной администрации имеется отдельное бюджетное финансирование зарплаты для осужденных (в среднем 250 евро/мес.), возможность одностороннего снижения накладных расходов по амортизации цехов (за счет дотаций), и льготы в лизинге оборудования. Такой подход позволяет обеспечить работой до 75% заключенных (фактически, всех желающих). Тюремная администрация периодически (2 раза в мес.) получает список актуальных специальностей. (тюрьма Хайдеринг)

Вместе с тем, сама система труда не ориентирована на задачу получения полезных навыков и профессий для осужденных. Так, например, в тюрьме Хайзенг знают о том, что в Берлине наибольший спрос имеет рабочая профессия «чистильщик зданий», но подготовить осужденных к такой работе не могут.

Отдельно следует изучить систему контроля за заказами, включая дублированный учет финансовых операций и постоянный мониторинг прибыли контрагентов (тюрьма Баутцен).

Можно назвать систему организации труда и обучения в Германии недостаточно развитой. Исходя из факта, что на работающих осужденных бюджет тратит больше средств, чем на не работающих, - представить в качестве модели такую систему для Украины затруднительно...

Медицинская помощь

Роль тюремных врачей имеет органическую необходимость и сопровождается их высоким статусом в администрации тюрьмы. Система отдельного подчинения медицинскому управлению Земли позволяет обеспечивать необходимую независимость в принятии решений. Тюремная больница имеет хорошее оборудование, условия содержания (в т.ч. в психиатрическом отделении) больных, хорошее. Очевидная проблема, - высокая стоимость такого медицинского обслуживания (не менее чем в 2 раза), связанная с локализацией мед. обеспечения. Так, для 3000 заключенных Берлина многофункциональная больница не имеет равномерной загрузки по видам диагностики и лечения. Очевидно, существует проблема оптимизации, актуальная и для Украины. (Встреча с доктором Марком Леманном/Dr. Marc Lehmann, главным врачом тюремной больницы г. Берлина. 27.11.). В том, что тюремная система должна быть ориентирована на первичную и актуальную мед. помощь (вкл. туберкулез и ВИЧ). Но сложную и затратную помощь, (вкл. хирургию) необходимо отнести к гражданским учреждениям. Система тюремного мед. обслуживания Германии не совмещается и не связана с приемлемыми нормами и принципами медицинского страхования. Как позитивный пример для Украины не приемлем.

Программы реабилитации

Программы реабилитации для освобождающих неразрывно связаны с комплексными программами социальной помощи на уровне местного самоуправления и регионов. Такая система имеет выгодную гибкость и широкий спектр услуг (обучения, трудоустройства, помощи жилья), доступных для освобожденных с различными потребностями. Программы (в частности, - по обеспечению жильем) содержат подход «прогрессивного» снижения поддержки, стимулирующего действия с граничными сроками на 1 год. Недостатком можно признать «ночлежное» расселение нуждающихся, не способствующей социальной адаптации. (Центр социальной помощи Саксонской Государственной ассоциации социального правосудия. 24.11, г. Бауцен).

Профилактика

Земля Саксония имеет более благополучный уровень преступности и по признанию сотрудников (Совета по предупреждению преступности Земли Саксония (г. Дрезден), 23.11., не имеют большого опыта работы. Традиционным можно признать вовлечению в работу по профилактики представителей как различных ведомств, так и НКО. Можно отметить, что формы работы чрезмерно формализованы (значительно ориентированы на мониторинг и консультации), а используемые материалы – не креативны для молодежной аудитории. Не представлен опыт работы в криминогенно-опасных группах. Особо интересным можно признать подход к финансированию программ и 7 рабочих групп, где обсуждении и принятие решений проходит с участием социальных НПО. В этом случае НПО имеют не только доступ к финансированию, но и участвуют в оценке и принятии решений. Как текущие, так и новые программы профилактики постоянно сопровождаются системой оценки эффективности, что позволяет взвешенно оценивать распределение средств.

1 На 43 тыс. заключенных, содержащихся в одиночных камерах приходится 17,180 тыс., размещаемых по двое