О гражданской принадлежности Олега Сенцова и Александра Кольченко

О гражданской принадлежности Олега Сенцова и Александра Кольченко

1101

Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации неоднократно принимались меры по защите прав осужденных Олега Сенцова и Александра Кольченко. Так, в результате действий Уполномоченного, предпринятых по их жалобам, была устранена правовая неопределенность их гражданской принадлежности.

По собственной инициативе Уполномоченный в ходе посещения О. Сенцова и А. Кольченко предложил им написать заявления в свой адрес с просьбой о содействии в подтверждении гражданства Украины. В результате, в июле 2014 года по поступившим заявлениям О. Сенцова и А. Кольченко, а также по обращениям их адвокатов и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Уполномоченным был предпринят ряд мер, а также сформирована правовая позиция, которая изложена ниже, по вопросу принадлежности названных граждан к гражданству Украины.

О. Сенцов и А. Кольченко, проживавшие до ареста на территории Крыма, просили считать их только украинскими гражданами. В то же время в соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 они были признаны гражданами Российской Федерации, поскольку в установленный Договором месячный срок официально не заявили об отказе от российского гражданства. При этом они отказались воспользоваться данной возможностью, не обращались с заявлением на оформление российских паспортов и, соответственно, данных паспортов не получали.

Уполномоченный в переписке с компетентными российскими органами, вовлеченными в дело названных граждан, настаивал, что они остаются гражданами Украины вне зависимости от наличия у них гражданства России, гипотетически приобретенного на основании названного договора. Позиция Уполномоченного полностью совпадает с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 № 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов». В соответствии с ним упомянутая статья 5 Договора             «…не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не принуждает к отказу от имеющегося на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства и гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия».

На основании вышеизложенного, наличие украинского гражданства О.Сенцова и А.Кольченко официально подтверждено и ни у кого не вызывает сомнения.

Вместе с тем сохраняется расхождение во мнениях об их двойном гражданстве, поскольку пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный ежегодно направляет руководителям высших органов государственной, законодательной и судебной власти доклад о своей деятельности, который помимо информации о годовых итогах работы Уполномоченного содержит его персональную оценку проблем, связанных с соблюдением прав человека. В связи с этим мнение Уполномоченного в ряде случаев расходится как с консолидированной позицией всех ветвей власти Российской Федерации, так и с позицией отдельных государственных ведомств, что и произошло в данной ситуации.

ИСТОЧНИК http://ombudsmanrf.org/news/v_rossii/view/o_grazhdanskoj_prinadlezhnosti_olega_sencova_i_aleksandra_kolchenko