Администрация президента ждет просьбы о помиловании

Администрация президента ждет просьбы о помиловании

1229

В Общественной палате прошел круглый стол «Дело Евгении Чудновец: проблемы законодательного регулирования и особенности правоприменительной практики». Целью, по замыслу организаторов, было показать, что дело осужденной за репост видео сотрудницы детского сада Евгении Чудновец — не единичный случай, а пример системных проблем в правоохранительных органах и судебной системе.

Дело Чудновец стало настолько резонансным, что к ее спасению подключились не только либеральные оппозиционеры, но и влиятельные единороссы, представители силовых структур и многие люди, придерживающиеся «охранительных» взглядов.

Глава холдинга «Правда.Ру» Вадим Горшенин сказал, что, по его оценкам, в деле Чудновец «нарушена причинно-следственная связь»: разместивший видео предприниматель Эрнст Данелян проходил по делу главным свидетелем обвинения, а села перепостившая его видео Чудновец.

«За размещением видео и фото, затрагивающих интересы детей, вообще должен следить Роскомнадзор. Дело о перепосте запутано с правовой точки зрения, потому что нет законодательного четкого разъяснения, что такое лайк, репост — распространение или нет? Ведь в данном случае совершенно точно целью репоста было не стремление увлечь людей содержанием видео, а попытка привлечь внимание», — пояснил Горшенин.

Далее слово взял модератор мероприятия, председатель комиссии Общественной палаты по безопасности Антон Цветков. Он сравнил ситуацию с Чудновец с историей о декриминализации семейных побоев: в случае нанесения побоев арестовать человека невозможно, а предпринимателей по экономическим статьям при этом до суда отправляют за решетку. Цветков предложил подумать о том, чтобы снять существующий сейчас барьер в шесть месяцев лишения свободы для подачи прошения об условно-досрочном освобождении. Евгению приговорили к пяти месяцам лишения свободы, и получается, что она вообще лишена права на УДО.

Адвокат Дмитрий Цуприк подробно рассказал о нарушениях, допущенных следствием в отношении Евгении Чудновец, а также при расследовании дела об изготовлении видео с обнаженным ребенком. По последнему делу осуждены двое вожатых детского лагеря, хотя одного из них, Даниила Безбородова, на видео вообще нет, а сам он заявлял, что во время инцидента находился в другом месте. Это могли бы подтвердить видеозаписи с камер наблюдения в лагере, но их суд исследовать не стал.

«Приговор Чудновец строился на показаниях малолетнего потерпевшего из дела вожатых, при этом следователь Мальцева изначально вообще не была в составе группы, которой было поручено расследовать дело вожатых. Протокол осмотра места происшествия она почему-то сделала на рабочем месте, просто осмотрев карту. Потом она задала ребенку более 300 вопросов за 45 минут, назвала это «свободным рассказом», и на основе этого допроса были составлены обвинение и все приговоры», — рассказал Цуприк.

Среди участников было немало высокопоставленных выходцев из силовых структур, и все они высказывались в пользу Чудновец, при этом соглашаясь, что проблема системна.

Генерал-майор полиции в отставке Владимир Михалевич назвал историю Чудновец «вопиющим случаем» и отметил, что в прошлом такая «работа» заканчивалась делом против сотрудника правоохранительных органов.

«Совершенно непонятно, зачем следствие уничтожило флэш-карту с видео, хотя УПК предписывает хранить материалы. Почему следствие отказало в проведении дополнительной экспертизы, о которой просила обвиняемая? Наконец, Евгения сидит по статье, законодательные изменения в которую на момент «совершения преступления» не были приняты. Люди, расследовавшие это дело, профнепригодны или предвзяты, уж не знаю, что хуже. Наконец, непонятно, почему из дела был выведен разместивший видео предприниматель Эрнст Данелян и почему он вместо обвиняемого стал главным свидетелем? При этом — не могу назвать источник — мне поступило сообщение, что при расследовании этого дела на следственные органы Курганской области было оказано самое жесточайшее давление», — поделился Михалевич.

В ответ Цветков заметил, что проблема заключается еще и в судебной системе, так как, если бы подобные дела разваливались прямо в судах, то половина вопросов к правоохранительным органам была бы снята.

«Мы воспринимаем как аксиому, что большинство сотрудников правоохранительных органов — честные, но ведь есть и случайные люди, и непрофессиональные, и предатели. И наша задача — создать систему, при которой профессионалов будет больше. Но сейчас система устроена так, что если следователь возбудил дело, он сделает всё, чтобы оно дошло до суда, прокуратура сделает всё, чтобы был обвинительный приговор, а судья поддержит позицию обвинения. Есть предложения вернуть прокуратуре какие-то полномочия по надзору за следствием и по закрытию дел, но ведь президент несколько лет назад говорил в послании, что надо полноценно использовать имеющиеся полномочия», — сказал общественник.

Далее по видеосвязи слово дали Екатеринбургу, ведь Чудновец отбывает наказание в свердловской ИК-6 под Нижним Тагилом.

Зампредседателя региональной Общественной палаты, юрист Владимир Винницкий отметил, что вызывает недоумение сам повод для возбуждения дела, тем более что в российском законодательстве понятие «порнографии» размыто: «Тогда можно и за фотографию статуи писающего мальчика привлечь к ответственности». Он добавил, что главная составляющая таких преступлений — это намерения сексуального характера, которых у Чудновец не было.

Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова рассказала об условиях, в которых сейчас содержится Чудновец. По ее словам, общественность всей области переживает за Чудновец, старается помочь ей и поддержать ее. Она заявила, что губернатор Евгений Куйвашев и администрация президента ждут прошения Чудновец о помиловании, которое готовы рассмотреть в кратчайшие сроки.

«Она работает в библиотеке, мы постоянно на связи с руководством колонии. Прокуратура Свердловской области в курсе материалов ее дела и в курсе, что руководство Шадринского СИЗО-2 Курганской области, откуда она прибыла в наш регион, на нее наложило взыскание в виде помещения в карцер на 15 суток. По этому поводу наша прокуратура общается с Курганской. К сожалению, единственный вариант помочь ей на нашей территории — это содействовать в ее помиловании. Я консультировалась по этому поводу и с членами комиссии по помилованию в области, и с губернатором, и с администрацией президента. Губернатор сказал, что он считает ее достойной помилования, члены комиссии согласны, в администрации президента ждут ее прошения и готовы его оперативно рассмотреть», — рассказала Мерзлякова.

Гражданский муж Евгении Чудновец Андрей Мясников находился там же, рядом с Винницким и Мерзляковой. В своем обращении к участникам «круглого стола» он сказал, что вообще нельзя признавать репост распространением информации.

Представители Следственного комитета и прокуратуры с ним оказались категорически не согласны. Их короткие выступления сводились к тезису, что не надо репостить, надо обращаться в правоохранительные органы, и все будет хорошо.

«Чудновец надо было просто обратиться в полицию и ничего не размещать нигде», — заявил представитель московского Следственного комитета Олег Лозовский.

Представитель детского омбудсмена Анны Кузнецовой Дмитрий Никоркин и вовсе сказал, что всем, в том числе детям, надо просто внимательно читать пользовательские соглашения при регистрации аккаунта в соцсетях.

Цветков же отнесся к мысли супруга Чудновец сочувственно, рассказав, что, к примеру, его собственный пост об уходе из жизни московского ветерана, героя Советского Союза, набрал несколько месяцев назад много «лайков».

«Человек ставит «лайк» к посту об уходе из жизни ветерана. Но это же не значит, что ему нравится, что человек ушел из жизни!» — пояснил Цветков.

Московский детский омбудсмен Евгений Бунимович затронул сложную проблему. В последние годы к преступлениям против детей привлекается особое внимание. К сожалению, иногда взрослые пользуются «детским фактором» при решении своих взрослых проблем. А у Эрнста Данеляна с Чудновец был личный конфликт.

«В этом деле был прямой шантаж детьми, когда маленького ребенка Чудновец чуть не отдали в детский дом, хотя у него есть и отец, и бабушка. Но мне вообще непонятна логика этого дела, и я хотел бы, чтобы хоть кто-то «с той стороны» мне ее объяснил», — сказал Бунимович. Он добавил, что нужно объяснять детям и подросткам правила поведения в соцсетях, так как даже взрослые люди не понимают, что делают, когда воспроизводят картинку, и какие страшные могут наступить последствия. По его словам, проблема в том, что после вступления решения суда в силу в России исправить даже вопиющую несправедливость трудно и что это — одна из важных системных проблем.

Другие участники круглого стола соглашались с Бунимовичем: идет вал жалоб на явно неправосудные приговоры, при этом суды освобождены от любой ответственности за них, а люди становятся жертвами неформальной круговой поруки правоохранительных органов и судебной системы.

Адвокат и бывший начальник управления следственного департамента МВД Павел Лапшов также говорил о безнаказанности следователей, дознавателей, прокуроров и судей.

«Это можно назвать «страусиной тактикой», и это — бич правоохранительной системы, — сказал он. — Никто не хочет брать на себя ответственность за прекращение преследования невиновного. Мы собрались, чтобы констатировать факт, что надо что-то менять в правоохранительной системе. Например, какую ответственность несут представители правоохранительных органов и судов, когда их ошибки исправляют в кассационной инстанции? Почти никакой. А вот когда судьи начнут лишаться полномочий, прокуроры и следователи будут нести ответственность за явно неправосудные дела — тогда что-то изменится», — резюмировал Лапшов.

В заключение Цветков сказал, что по материалам круглого стола будут составлены предложения, которые он озвучит на встрече с генеральным прокурором Юрием Чайкой.

ИСТОЧНИКhttps://www.znak.com/2017-02-10/delo_chudnovec_vskrylo_sistemnye_problemy_v_pravoohranitelnyh_organah_i_sudebnoy_sisteme