Абрамкинские чтения -2018
21 мая 2018 года
«Оптимальная модель обеспечения учреждений ФСИН
правовой информацией»
РЕЗОЛЮЦИЯ
проект
Заслушав доклады представителей более 30 государственных и общественных организаций из 13 регионов, обсудив поднятые в них проблемы информационно-правового обеспечения и оказания правовой поддержки подследственных и осужденных, содержащихся в учреждениях ФСИН России,
отмечая сложность практической реализации данных задач, связанные с требованиями режима, особенностями содержания в разных типах закрытых учреждений (СИЗО/ИК/КП); морально и физически устаревшей и часто недостаточной материально-технической базой при высоких лимитах наполнения и фактической наполняемости многих учреждений; недостаточной обеспеченности финансовыми ресурсами и кадрами, предназначенными для создания и обеспечения работы современных информационных систем внутри учреждений (в т.ч. библиотек); отсутствия помещений и технических возможностей для ознакомления и копирования информационных материалов правового характера; неблагоприятного географического расположения многих учреждений ввиду их удаленности от районных и областных центров,
ознакомившись с положительным опытом ФСИН, УПЧ, НКО, ОНК по организации правового просвещения и оказанию информационной и правовой поддержки осужденных,
признавая своевременность постановки данных вопросов и неотложность их решения на данном этапе развития уголовно-исполнительной системы,
учитывая первостепенное значение наличия доступной и актуальной правовой информации:
- для повышения уровня правосознания подследственных и осужденных,
- для поддержания правопорядка в местах принудительного содержания (МПС),
- для решения задач по воспитанию и исправлению осужденных, а также
- для обеспечения возможностей человеку, находящемуся в местах принудительного содержания, обжаловать приговор, исправить свою участь и восстановить свое доброе имя и свободу,
участники Абрамкинских пенитенциарных чтений-2018 считают необходимым предложить следующие
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Министерству юстиции и Министерству внутренних дел РФ -
- Разработать и внедрить Стандарты обеспечения подведомственных учреждений юридической литературой и правовой информацией с использованием современных и традиционных (бумажных) носителей.
- Стандарты должны содержать требования к содержанию и объему обязательной и рекомендуемой информации (документы и материалы нормативного и разъяснительного характера), в т.ч. нормативы по их номенклатуре и регулярности обновления, по наличию необходимой для предоставления информации оргтехники в зависимости от вида и наполняемости учреждений ФСИН и МВД РФ.
- Стандарты должны содержать требования к наличию электронных баз правовых данных Консультант-Плюс и Гарант, к их регулярному обновлению.
- Стандарты должны устанавливать правила доступа лиц, находящихся в местах принудительного содержания, к различным носителям правовой информации, указанным в п. 1.2. и 1.3., обеспечивающие доступ к ней независимо от усмотрения администрации учреждения.
- Создать для подготовки Стандартов рабочие группы, включив в них представителей профильных общественных организаций и представителей Уполномоченного по правам человека в РФ.
- Уполномоченному по правам человека в РФ/уполномоченным по правам человека в субъектах РФ (вместе с ОНК и профильными НКО):
- Провести мониторинг обеспеченности учреждений ФСИН и МВД РФ, доступа подследственных и осужденных к правовой информации – до конца 2018 года.
- Провести мониторинг законодательства и практики допуска законных представителей осуждённых для оказания им юридической помощи, членов ОНК – для консультаций по правовым вопросам.
- Результаты мониторинга и разработанные с участием независимых экспертов рекомендации включать в ежегодные или специальные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в регионах РФ.
- Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК:
- Изучить доступность подследственных и осужденных к правовой информации и правовому консультированию с привлечением ОНК регионов.
- Подготовить рекомендации всем заинтересованным сторонам, направленные на создание современной системы информационно-правового обеспечения и юридической поддержки лиц, содержащихся в местах принудительного содержания ФСИН и МВД РФ.
- Провести общественные слушания для обсуждения подготовленных рекомендаций на данную тему с участием представителей органов законодательной и исполнительной власти, ОНК и профильных НКО, занимающихся проблемами пенитенциарной системы.
- Направить рекомендации органам и организациям, заинтересованным в совершенствовании обеспечения мест принудительного содержания необходимой правовой информацией и доступа содержащихся в них лиц к получению правовой поддержки.
- Членам ОНК субъектов Российской Федерации:
- Постоянно отслеживать ситуацию с доступом к правовой информации и консультированию в местах принудительного содержания ФСИН и МВД РФ на основе прилагаемого примерного плана проведения мониторинга.
- Установить возможности ресурсных центров правовой информации по их участию в информационно-правовом обеспечении мест принудительного содержания в регионах РФ.
- Подготовить и представить рекомендации по улучшению доступа к правовой информации заключенных и осужденных администрациям мест принудительного содержания, в территориальные органы ФСИН и МВД РФ и общественные советы при них, в Комиссию по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ.
- Территориальным органам ФСИН РФ:
- Заключить трехсторонние соглашения с УПЧ и ОНК в субъектах РФ, содержащие обязательства сторон в отношении того, как:
- координировать меры по обеспечению учреждений (Г)УФСИН юридической литературой и правовой информацией, доступа к ней заключенных и осужденных;
- разрабатывать наиболее эффективные механизмы информационно-правового обеспечения и поддержки, повышения юридической грамотности сотрудников уголовно-исполнительной системы;
- обеспечивать условия проведения мониторинга доступа юристов, оказывающих правовую поддержку и юридическую помощь лицам, содержащимся в учреждениях (Г)УФСИН.
- Совместно с сотрудниками аппаратов региональных УПЧ и представителями общественных организаций с опытом работы по информационно-правовому обеспечению мест принудительного содержания методами визуальной и содержательной доступности, подготовить предложения по разработке ведомственных Стандартов обеспечения юридической литературой и правовой информацией.
- При подготовке указанных предложений учитывать минимальные требования, которым должны отвечать Стандарты, в том числе:
- потребность сотрудников учреждений и содержащихся в них лиц в информационно-правовом обеспечении;
- соответствие нормативным правовым актам, регулирующим право на доступ к информации, в т.ч. ФЗ №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти и органов местного самоуправления»;
- использование различных форматов предоставления информации, включая схемы, таблицы, иллюстративные материалы;
- размещение информационных материалов на стендах внутри учреждений по схеме пошагового представления информации на территории учреждения (штаб, учебные классы, социально-бытовые и хозяйственные помещения);
- регулярное и своевременное обновление правовой информации, способы ее актуализации;
- ответственность должностных лиц за непредставление информации, отнесенной к их служебным обязанностям, за необоснованное ограничение доступа и объема информации, за нарушения требования системности предоставления информации.
- Заключить трехсторонние соглашения с УПЧ и ОНК в субъектах РФ, содержащие обязательства сторон в отношении того, как:
- Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
- Провести совместное заседание Совета, Министерства юстиции, ФСИН и МВД РО по вопросам реализации права лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, на доступ к правовой информации и помощи, а также ситуацию с информационно-правовым обеспечением закрытых учреждений - до конца 2018 года.