Решение заседания ПК-10 СПЧ от 08.02.2021 часть 1
Повестка дня:
- О концепции создания Службы пробации, как эффективного института и инструмента исполнения наказания без лишения свободы.
- О мерах, направленных на обеспечение соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
- О разработке механизма финансирования деятельности общественных наблюдательных комиссий за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации общественным палатам субъектов Российской Федерации.
- О Российском Суде по правам человека.
- О рекомендациях по содействии депутатов органов местного самоуправления работе Общественных наблюдательных комиссий.
- О туалетных кабинках в камерах ИВС и спецприемников.
- О выполнении плана работы Постоянной Комиссии.
- Об информации ОНК Московской области по арестованным участникам несогласованных акций, направленных для отбытия ареста в учреждения ГУ МВД по Московской области.
Участвовали.
Члены Комиссии
1.Бабушкин А.В.
- Меркачева Е.М.
- Большакова М.А.
- Осокина Г.А.
Эксперты Комиссии.
- Гефтер В.М.
- Леонов С.Б.
- Огольцова О.Н.
- Санников С.Н.
Председатель Комиссии
Бабушкин А.В.
Решение № 1
О Концепции создания Службы пробации.
Комиссия решила:
- Провести круглый стол по теме создания Службы пробации (февраль-март 2021 года)
- Вынести на обсуждение Концепцию создания Службы пробации, рассмотренную на Комиссии.
Концепция создания службы пробации.
1.Служба пробации (СП) создается в рамках Федеральной Службы исполнения наказания России на базе уголовно-исполнительной инспекции.
- Служба пробации:
2.1. Исполняет наказания в виде:
- лишения свободы условно с испытательным сроком;
- отсрочки отбытия наказания беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем;
- отсрочки отбытия наказания осужденному, проходящему лечение от наркомании;
- ограничения свободы;
- исправительных работ;
- обязательных работ.
2.2. Меры пресечения в виде:
- подписки о невыезде и надлежащем поведении;
- домашнего ареста;
- личного поручительства;
- залога.
2.3. Осуществляет надзор в отношении осужденных, к которым применено условно- досрочное освобождение или замена наказания более мягким, кроме принудительных работ.
- В состав Службы пробации входят:
3.1. Инспекции, работа которых строится по территориальному принципу;
3.2. Центры социальной реабилитации, предназначенные для временного проживания освобожденных по их заявлению;
3.3. Центры реализации исправительных программ.
- В составе Службы пробации работают:
- инспектора пробации;
- социальные работники;
- психологи и психотерапевты;
- медицинские работники;
- медиаторы.
- Основными методами работы Службы пробации являются:
5.1. Проверка соблюдения ограничений, введенных для лиц, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей;
5.2. Контроль за лицами, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей;
5.3. Изучение личности лиц, в которых избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, его личности, социальных связей, исправительного потенциала, формулирование для данного лица рекомендаций по подготовке к суду, выработка рекомендаций для следствия и суда;
5.4. Проведение с участием указанных лиц медиативных процедур;
5.5. Помощь указанным лицам в трудоустройстве, устройстве на учебу, переводе с одного места учебы или работы на другое, решении семейно-бытовых проблем;
5.6. Пробационное сопровождение освобождающихся;
5.7. Встреча освобождающихся из числа несовершеннолетних, инвалидов, иных лиц, не имеющих навыков самостоятельного решения жизненных проблем;
5.8. Проверка соблюдения ограничений, введенных для лиц, освобожденных условно- досрочно или которым лишение свободы заменено более мягким видом наказания; внесение предложений об ужесточении или смягчении данных ограничений;
5.9. Помощь в устройстве данных лиц на работу или учебу;
5.10. Помощь данным лицам в розыске родных и близких;
5.11. Помощь данным лицам в розыске документов;
5.12. Помощь данным лицам в получении медицинской помощи;
5.13. Оказание данным лицам психологической и психотерапевтической помощи;
5.14. Оказание данным лицам материальной и финансовой помощи;
5.15. Помощь указанным лицам в приобретении новых профессий;
5.16. Размещение указанных лиц, не имеющих жилого помещения либо возможности вернуться в него, в Центрах социальной реабилитации, где указанное лицо получает место для ночлега, хранения личных вещей, питания, возможности проведения досуга, прохождения курсов, направленных на рост его социальных возможностей;
5.17. Сотрудничество с общественными и религиозными организациями по оказанию помощи таким лицам.
5.18. Оказание социальной помощи иностранным гражданам из числа освобожденных.
5.19. Прохождение условно осужденными назначенных для них программ, направленных на их исправление, в том числе:
- преодоления алкогольной, наркотической, игровой и иной зависимости;
- снижения агрессии;
- преодоления семейно-бытового насилия.
- Работа службы пробации строится на принципах:
6.1. Единства правоохранительной деятельности и социальной помощи при приоритете соблюдения прав человека;
6.2. Запрет на ведение в рамках пробационной работы оперативно-розыскной деятельности;
6.3. Ориентации пробации деятельности на снижение преступности, социальное и нравственное возвышение человека;
6.4. Защиты общественных и государственных интересов;
6.5. Общественного контроля за пробационной деятельностью.
Решение заседания ПК-10 СПЧ от 08.02.2021 часть 2
-
- О мерах, направленных на обеспечение соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Одним из поручений Президента по итогам встречи с Советом по правам человека Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Общественной палатой Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поручено принять меры, направленные на обеспечение соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Срок исполнения – до 1 марта 2021 г.
В связи с этим Комиссия предлагает.
-
- Предусмотреть, что в условиях пандемии инфекционных заболеваний ограничения посещения Общественных наблюдательных комиссий учреждений уголовно –исполнительной системы в каждом из регионов может вводить только Главный санитарный врач ФСИН России. В любом случае ограничения для членов ОНК на посещение учреждений УИС не могут отличаться от таких же условий для прокуроров или адвокатов.
-
- Указанные ограничения вводятся на определенный срок и должны быть в течение суток доведены до председателя ОНК.
-
- В случае введения таких ограничений руководители территориальных органов УИС и учреждений УИС обеспечивают:
-
- Общение членов ОНК с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в режиме видеоконференцсвязи;
-
- Общение членов ОНК с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными через перегородку при прибытии членов ОНК в учреждение;
-
- Телефонные переговоры с членами ОНК при поступлении от подозреваемых, обвиняемых и осужденных соответствующего заявления либо направление обращения через систему «ФСИН-письмо».
-
- В случае введения таких ограничений руководители территориальных органов УИС и учреждений УИС обеспечивают:
-
- В случае измерения параметров здоровья (температуры т.д.) членов ОНК полученные данные должны предоставляться членам ОНК для визуального обзора и фотофиксации.
-
- В случае невозможности посещения членами ОНК жилых, производственных, запираемых и иных помещений учреждения УИС, по поручению члена ОНК доверенный сотрудник учреждения или тер органа УИС производит фото или видеофиксацию помещения, запись обращения подозреваемого, обвиняемого или осужденного и направляет их члену ОНК со своими пояснениями.
-
- Если члены ОНК в условиях противоэпидемических ограничений настаивают на покамерном посещении заключенных, то такое посещение им предоставляется на условиях соблюдения разумных мер безопасности.
-
- По разрешению территориального органа УИС члены ОНК могут приглашать с собою для посещения специалиста-медика
-
- В условиях эпидемиологических ограничений заключенный под стражу имеет право на бесплатный звонок членам ОНК и аппарат УПЧ.
Проект принят за основу.
Его доработка в срок до 10.02.21 поручается рабочей группе в составе Гефтера, Меркачевой, Бабушкина.
Решение № 3
3. О разработке механизма финансирования деятельности общественных наблюдательных комиссий за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации общественным палатам субъектов Российской Федерации
Одним из поручений Президента по итогам встречи с Советом по правам человека Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Общественной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации было поручено разработать механизм финансирования деятельности общественных наблюдательных комиссий за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации общественным палатам субъектов Российской Федерации.
В связи с этим Комиссия предлагает.
-
- Предусмотреть, что финансированию подлежит:
-
- Ставки:
-
- Предусмотреть, что финансированию подлежит:
- юриста Комиссии – в размере среднего размера оплаты труда по региону;
- медицинского работника Комиссии – в том же размере;
- делопроизводителя Комиссии – в размере ¾ от среднего размера оплаты труда по региону;
1.2. Оплата проезда члена Комиссии к проверяемому учреждению;
1.3. Командировочные расходы члена Комиссии;
1.4. При затрате более 4 рабочих дней в месяц на осуществление общественного контроля – компенсация затрат рабочего времени;
1.5. Оплата расходных материалов для офиса Комиссии;
1.6. Оплата приобретения и ремонта оргтехники;
1.7. Оплата мобильной связи для членов Комиссии;
1.8. Изготовление полиграфической продукции (грамот ОНК, плакатов, буклетов, памяток, визитных каточек);
1.9. Проведение круглых столов и семинаров.
2. Заявка на финансирование ОНК принимается на общем собрании ОНК не позднее 31 октября предшествующего года, согласуется с Советом Палаты и направляется в представительный орган власти субъекта РФ не позднее 15 ноября.
В случае, если такая заявка подана не была в связи со сменой состава Комиссии, она составляется не позднее одного месяца с момента формирования нового состава Комиссии.
3.Оплата Аппарата Комиссии производится после принятия председателем Комиссии отчета
4. Соответствующие начисления осуществляются бухгалтером Общественной Палаты.
Проект принят за основу.
Его доработка в срок до 10.02.21 поручается рабочей группе в составе Гефтера, Оскиной, Меркачевой, Бабушкина.
(Меркачева, Осокина, Гефтер, Бабушкин)
Решение заседания ПК-10 СПЧ от 08.02.2021 часть 3
- О рекомендациях по содействии депутатов органов местного самоуправления работе Общественных наблюдательных комиссий.
В соответствие с п. 1.1 ст. 9 Федерального закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям.
В соответствие с п. 10 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
Вместе с тем сотрудничество ОНК субъектов РФ и органов местного самоуправления до настоящего времени не налажено.
В связи с этим Комиссия РЕКОМЕНДУЕТ:
- Выявить круг депутатов органов местного самоуправления, заинтересованных в контактах с ОНК.
- Направлять в органы местного самоуправления сведения об:
- осужденных, нуждающихся в социально-бытовой помощи после освобождения;
- родных и близких осужденных из числа нетрудоспособных, несовершеннолетних либо находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи органов местного самоуправления;
- Направлять в органы местного самоуправления акты и справки о проверке органов внутренних дел для мониторинга органами местного самоуправления рекомендаций ОНК, в том числе и при отчете начальника тер. органа перед органом местного самоуправления.
- Привлекать депутатов органов МСУ к проверкам органов внутренних дел.
- В случае такой необходимости при невозможности или затрудненности посещения отдела МВД членами ОНК обращаться к депутатам местного самоуправления о посещении отдела МВД в порядке оказания поддержки общественным наблюдательным комиссиям.
- МВД России разъяснить территориальным органам МВД России полномочия депутатов органов МСУ, действующих по обращению членов ОНК.
- Органам местного самоуправления направлять в ОНК информацию, требующую реагирования со стороны ОНК в части соблюдения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Комиссия решила:
- Принять указанное решение.
- Проработать вопрос о применении ст. 24 УИК РФ о полномочиях депутатов представительных органов при посещении учреждений УИС, в т.ч. путем подготовки предложений о внесении дополнений и изменений в региональные законодательные акты о статусе депутатов (Осокина, Бабушкин, Пантелеев).
Решение № 5
О рекомендации ПК № 10 СПЧ
«Об высоте перегородок туалетных кабин в камерах ИВС, спецприемников и комнат ЦВСИГ.
От Общественных наблюдательных комиссий поступают многочисленные обращения о том, какова должна быть высота перегородок туалетных кабинок в камерах изоляторов временного содержания, спецприемников для административно арестованных, комнатах Центра временного содержания для иностранных граждан.
В соответствие с п. 17.16 СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенных 1995-07-01, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла. В медицинских изоляторах для больных необходимо предусматривать закрытую камеру санузла размером 1,1х1,6 м при открывании дверей наружу. При санузле необходимо предусматривать шлюз с умывальником.
Однако после этого состоялось Постановление ЕСПЧ по делу “Шафрански против Польши” (Szafrański v. Poland, жалоба N 17249/12) от 15 декабря 2015 года, в котором говорится «38. Суд многократно признавал нарушение статьи 3 Конвенции неудовлетворительными условиями содержания под стражей, когда недостаточное отделение санузла от остальной части камеры представляло собой лишь одно из таких условий <…>. Таким образом, из практики Суда следует, что на национальных властях лежит позитивное обязательство предоставить доступ к санузлу, который был бы отделен от остальной части камеры таким образом, чтобы обеспечить заключенным [необходимый] минимум уединения. Суд повторяет, что в соответствии с позицией Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) санузел, который лишь частично отделен, неприемлем, когда в камере содержится более одного заключенного (CPT/Inf (2012) 13, § 78 и 2nd General Report [CPT/Inf (92) 3], § 49). Внутрикамерные туалеты должны быть оборудованы полными перегородками, т.е. до потолка (CPT/Inf (2015) 12, § 74). 39. Суд отмечает, что в период между 31 марта 2010 года и 06 декабря 2011 года заявитель размещался в 10 камерах, в 7 из которых санузел не был полностью отделен. В этих камерах он был вынужден пользоваться туалетом в присутствии других заключенных и в своей повседневной жизни был лишен минимально необходимой приватности. 40. Принимая во внимание вышеизложенное, Суд приходит к выводу, что имело место 3нарушение статьи 8 Конвенции… 43. Суд на основе принципа справедливости присуждает заявителю 1800 евро в возмещение морального вреда [причиненного указанным выше нарушением статьи 8 Конвенции].
Ограждение туалет от жилой части камеры имеет важное значение, так как:
- позволяет человеку, который находится в туалете, не находиться в поле обзора иных лиц, испытывая стеснение и неудобство, а чувствовать себя в уединении;
- защищает людей, находящихся а жилой части камеры от запахов и звуков из туалетной кабины;
-способствует предотвращению психологического напряжения и конфликтов в камере;
- позволяет обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.
С учетом изложенного Комиссия считает, что:
- Туалетная кабина должна быть полностью изолирована от жилой части камеры ИВС и спецприемника (комнаты ЦВСИГ), обеспечивая полную приватность, отсутствие возможности звуков и запахов.
- До обеспечения такой изоляции необходимо обеспечить высоту перегородок камеры не менее 180 см.
Решение № 6
- О Российском Суде по правам человека.
Комиссия решила:
1.1. Членам СПЧ Осокиной и Бабушкину, эксперту Огольцовой О.Н. подготовить предложения по возможному созданию Российского суда по правам человека.
1.2. СПЧ запросить Институт сравнительного правоведения при Правительстве РФ о том, имеется ли опыт существования в таких странах.
Решение № 7
О положительном опыте ГУ МВД по Московской области по работе с административно-арестованными, поступившими из Москвы.
Комиссия решила:
Отметить положительный опыт Московской области:
- прием передач до последнего посетителя;
- оформление 1 поступившего в спецприемник в течение 7 минут;
- прикомандирование к учреждениям ГУ МВД по Московской области дополнительного штата сотрудников на период поступления
Решение № 8
О работе волонтеров по оказанию помощи административно арестованным.
Комиссия решила:
- Выразить благодарность волонтерам, оказывающим помощь административно арестованным.
- Отметить, что продолжение работы волонтеров со спецприемниками после освобождения оттуда общественных активистов отвечало бы общественным интересам.