А.Бабушкин: Решение заседания ПК-10 СПЧ от 08.02.2021

А.Бабушкин: Решение заседания ПК-10 СПЧ от 08.02.2021

992

Решение заседания ПК-10 СПЧ от 08.02.2021 часть 1

Повестка дня:

  1.  О концепции создания Службы пробации, как эффективного института и инструмента  исполнения наказания без лишения свободы.
  2.  О мерах, направленных на обеспечение соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
  3.  О разработке механизма финансирования деятельности общественных наблюдательных комиссий за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации общественным палатам субъектов Российской Федерации.
  4.  О Российском Суде по правам человека.
  5.  О рекомендациях по содействии депутатов органов местного самоуправления работе Общественных наблюдательных комиссий.
  6.  О туалетных кабинках в камерах ИВС и спецприемников.
  7.  О выполнении плана работы Постоянной Комиссии.
  8.  Об информации ОНК Московской области по арестованным участникам несогласованных акций, направленных для отбытия ареста в учреждения ГУ МВД по Московской области.

Участвовали.

Члены Комиссии

1.Бабушкин А.В.

  1. Меркачева Е.М.
  2. Большакова М.А.
  3. Осокина Г.А.

Эксперты Комиссии.

  1.  Гефтер В.М.
  2.  Леонов С.Б.
  3.  Огольцова О.Н.
  4.  Санников С.Н.

Председатель Комиссии

Бабушкин А.В.

Решение  № 1

О Концепции создания Службы пробации.

Комиссия решила:

  1.  Провести круглый стол по теме создания Службы пробации (февраль-март 2021 года)
  2.  Вынести на обсуждение Концепцию создания Службы пробации, рассмотренную на Комиссии.

Концепция создания службы пробации.

1.Служба пробации (СП) создается в рамках Федеральной  Службы исполнения наказания России на базе уголовно-исполнительной инспекции.

  1. Служба пробации:

2.1. Исполняет наказания в виде:

- лишения свободы условно с испытательным сроком;

- отсрочки отбытия наказания беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем;

- отсрочки отбытия наказания осужденному, проходящему лечение от наркомании;

- ограничения свободы;

- исправительных работ;

- обязательных работ.

2.2. Меры пресечения в виде:

- подписки о невыезде и надлежащем поведении;

- домашнего ареста;

- личного поручительства;

- залога.

2.3. Осуществляет надзор в отношении осужденных, к которым применено условно- досрочное освобождение или замена наказания  более мягким, кроме принудительных работ.

  1. В состав Службы пробации входят:

3.1. Инспекции, работа которых строится по территориальному принципу;

3.2. Центры социальной реабилитации, предназначенные для временного проживания освобожденных по их заявлению;

3.3. Центры реализации исправительных программ.

  1. В составе Службы пробации работают:

- инспектора пробации;

- социальные работники;

- психологи и психотерапевты;

- медицинские работники;

- медиаторы.

  1. Основными методами работы Службы пробации являются:

5.1. Проверка соблюдения ограничений, введенных для лиц, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей;

5.2. Контроль за лицами, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей;

5.3. Изучение личности лиц, в которых избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, его личности, социальных связей, исправительного потенциала, формулирование для данного лица рекомендаций по подготовке к суду, выработка рекомендаций для следствия и суда;

5.4. Проведение с участием указанных лиц медиативных процедур;

5.5. Помощь указанным лицам в трудоустройстве, устройстве на учебу, переводе с одного места учебы или работы на другое, решении семейно-бытовых проблем;

5.6. Пробационное сопровождение освобождающихся;

5.7. Встреча освобождающихся из числа несовершеннолетних, инвалидов, иных лиц, не имеющих навыков самостоятельного решения жизненных проблем;

5.8. Проверка соблюдения ограничений, введенных для лиц, освобожденных условно- досрочно или которым лишение свободы заменено более мягким  видом наказания; внесение предложений об ужесточении или смягчении данных ограничений;

5.9. Помощь в устройстве данных лиц на работу или учебу;

5.10. Помощь данным лицам в розыске родных и близких;

5.11. Помощь данным лицам в розыске документов;

5.12. Помощь данным лицам в получении медицинской помощи;

5.13. Оказание данным лицам психологической и психотерапевтической помощи;

5.14. Оказание данным лицам материальной и финансовой помощи;

5.15. Помощь указанным лицам в приобретении новых профессий;

5.16. Размещение указанных лиц, не имеющих жилого помещения либо возможности вернуться в него, в Центрах социальной реабилитации, где указанное лицо получает место для ночлега, хранения личных вещей, питания, возможности проведения досуга, прохождения курсов, направленных на рост его социальных возможностей;

5.17. Сотрудничество с общественными и религиозными организациями по оказанию помощи таким лицам.

5.18. Оказание социальной помощи иностранным гражданам из числа освобожденных.

5.19. Прохождение условно осужденными назначенных для них программ, направленных на их исправление, в том числе:

- преодоления алкогольной, наркотической, игровой и иной зависимости;

- снижения агрессии;

- преодоления семейно-бытового насилия.

 

  1. Работа службы пробации строится на принципах:

6.1. Единства правоохранительной деятельности и социальной помощи при приоритете соблюдения прав человека;

6.2. Запрет на ведение в рамках пробационной работы оперативно-розыскной деятельности;

6.3. Ориентации пробации деятельности на снижение преступности,  социальное и нравственное возвышение человека;

6.4. Защиты общественных и государственных интересов;

6.5.  Общественного контроля за пробационной деятельностью.

Решение заседания ПК-10 СПЧ от 08.02.2021 часть 2

    1. О мерах, направленных на обеспечение соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

 

Одним из поручений Президента по итогам встречи с Советом по правам  человека Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Общественной палатой Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поручено принять меры, направленные на обеспечение соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Срок исполнения – до 1 марта 2021 г.
В связи с этим Комиссия предлагает.

 

    1. Предусмотреть, что в условиях пандемии инфекционных заболеваний ограничения посещения Общественных наблюдательных комиссий учреждений уголовно –исполнительной  системы в каждом из регионов может вводить только Главный санитарный врач ФСИН России. В любом случае ограничения для членов ОНК  на посещение учреждений УИС не могут отличаться от таких же условий для прокуроров или адвокатов.

 

    1. Указанные ограничения вводятся на определенный срок и должны быть в течение суток доведены до председателя ОНК.

 

    1. В случае введения таких ограничений руководители территориальных органов УИС и учреждений УИС обеспечивают:
        1. Общение членов ОНК с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в режиме  видеоконференцсвязи;
        1. Общение членов ОНК с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными через перегородку при прибытии членов ОНК  в учреждение;
        1. Телефонные переговоры с членами ОНК при поступлении от подозреваемых, обвиняемых и осужденных соответствующего заявления либо направление обращения через систему «ФСИН-письмо».

 

    1. В случае измерения параметров здоровья (температуры   т.д.) членов ОНК полученные данные должны предоставляться членам ОНК для визуального обзора и фотофиксации.

 

    1. В случае невозможности посещения членами ОНК жилых, производственных, запираемых и иных помещений учреждения УИС, по поручению члена ОНК доверенный сотрудник учреждения или тер органа УИС производит фото или видеофиксацию помещения, запись обращения подозреваемого, обвиняемого или осужденного и направляет их члену ОНК  со своими пояснениями.

 

    1. Если члены ОНК в условиях противоэпидемических ограничений настаивают на покамерном посещении заключенных, то такое посещение им предоставляется на условиях соблюдения разумных мер безопасности.

 

    1. По разрешению территориального органа УИС члены ОНК могут приглашать с собою для посещения специалиста-медика

 

    1. В условиях эпидемиологических ограничений заключенный под стражу имеет право на бесплатный звонок членам ОНК и аппарат УПЧ.

 

Проект принят за основу.
Его доработка в срок до 10.02.21 поручается рабочей группе в составе Гефтера, Меркачевой, Бабушкина.  

Решение № 3

3. О разработке механизма финансирования деятельности общественных наблюдательных комиссий за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации общественным палатам субъектов Российской Федерации

Одним из поручений Президента по итогам встречи с Советом по правам человека Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Общественной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации было поручено разработать механизм финансирования деятельности общественных наблюдательных комиссий за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации общественным палатам субъектов Российской Федерации.
В связи с этим Комиссия предлагает.

 

    1. Предусмотреть, что финансированию подлежит:
        1. Ставки:

 

- юриста Комиссии – в размере среднего размера оплаты труда по региону;
- медицинского работника Комиссии – в том же размере;
- делопроизводителя Комиссии – в размере ¾ от среднего размера оплаты труда по региону;
1.2. Оплата проезда члена Комиссии к проверяемому учреждению;
1.3. Командировочные расходы члена Комиссии;
1.4. При затрате более 4 рабочих дней в месяц на осуществление общественного контроля – компенсация затрат рабочего времени;
1.5. Оплата расходных материалов для офиса Комиссии;
1.6. Оплата приобретения и ремонта оргтехники;
1.7. Оплата мобильной связи для членов Комиссии;
1.8. Изготовление полиграфической продукции (грамот ОНК, плакатов, буклетов, памяток, визитных каточек);
1.9. Проведение круглых столов и семинаров.
2. Заявка на финансирование ОНК принимается на общем собрании ОНК не позднее 31 октября предшествующего года, согласуется с Советом Палаты и направляется в представительный орган власти субъекта РФ не позднее 15 ноября.
В случае, если такая заявка подана не была в связи со сменой состава Комиссии, она составляется не позднее одного месяца с момента формирования нового состава Комиссии.
3.Оплата Аппарата Комиссии производится после принятия председателем Комиссии отчета
4. Соответствующие начисления осуществляются бухгалтером Общественной Палаты.

Проект принят за основу.
Его доработка в срок до 10.02.21 поручается рабочей группе в составе Гефтера, Оскиной, Меркачевой, Бабушкина.  

(Меркачева, Осокина, Гефтер, Бабушкин)

Решение заседания ПК-10 СПЧ от 08.02.2021 часть 3

  1. О рекомендациях по содействии депутатов органов местного самоуправления работе Общественных наблюдательных комиссий.

В соответствие с п. 1.1 ст. 9 Федерального закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям.

В соответствие с п. 10 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Вместе с тем сотрудничество ОНК субъектов РФ и органов местного самоуправления до настоящего времени не налажено.

В связи с этим Комиссия РЕКОМЕНДУЕТ:

  1.  Выявить круг депутатов органов местного самоуправления, заинтересованных в контактах с ОНК.
  2.  Направлять в органы местного самоуправления сведения об:

- осужденных, нуждающихся в социально-бытовой помощи после освобождения;

- родных и близких осужденных из числа нетрудоспособных, несовершеннолетних либо находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи органов местного самоуправления;

  1. Направлять в органы местного самоуправления акты и справки о проверке органов внутренних дел для мониторинга органами местного самоуправления рекомендаций ОНК, в том числе и при отчете начальника тер. органа перед органом местного самоуправления.
  2. Привлекать депутатов органов МСУ к проверкам органов внутренних дел.
  3. В случае такой необходимости при невозможности или затрудненности посещения отдела МВД членами ОНК обращаться к депутатам местного самоуправления о посещении отдела МВД в порядке оказания поддержки общественным наблюдательным комиссиям.
  4. МВД России разъяснить территориальным органам МВД России полномочия депутатов органов МСУ, действующих по обращению членов ОНК.
  5. Органам местного самоуправления направлять в ОНК информацию, требующую реагирования со стороны ОНК в части соблюдения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Комиссия решила:

  1.  Принять указанное решение.
  2.  Проработать вопрос о применении ст. 24 УИК РФ о полномочиях депутатов представительных органов при посещении учреждений УИС, в т.ч. путем подготовки предложений о внесении дополнений и изменений в региональные законодательные акты о статусе депутатов (Осокина, Бабушкин, Пантелеев).

Решение № 5

О рекомендации ПК № 10 СПЧ

«Об  высоте перегородок туалетных кабин в камерах ИВС, спецприемников и комнат ЦВСИГ.

От Общественных наблюдательных комиссий поступают многочисленные обращения о том, какова должна быть высота перегородок туалетных кабинок в камерах изоляторов временного содержания, спецприемников для административно арестованных, комнатах Центра временного содержания для иностранных граждан.

В соответствие с п.  17.16  СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенных 1995-07-01, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла. В медицинских изоляторах для больных необходимо предусматривать закрытую камеру санузла размером 1,1х1,6 м при открывании дверей наружу. При санузле необходимо предусматривать шлюз с умывальником.

Однако после этого состоялось Постановление ЕСПЧ по делу “Шафрански против Польши” (Szafrański v. Poland, жалоба N 17249/12) от 15 декабря 2015 года, в котором говорится «38. Суд многократно признавал нарушение статьи 3 Конвенции неудовлетворительными условиями содержания под стражей, когда недостаточное отделение санузла от остальной части камеры представляло собой лишь одно из таких условий <…>. Таким образом, из практики Суда следует, что на национальных властях лежит позитивное обязательство предоставить доступ к санузлу, который был бы отделен от остальной части камеры таким образом, чтобы обеспечить заключенным [необходимый] минимум уединения. Суд повторяет, что в соответствии с позицией Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) санузел, который лишь частично отделен, неприемлем, когда в камере содержится более одного заключенного (CPT/Inf (2012) 13, § 78 и 2nd General Report [CPT/Inf (92) 3], § 49). Внутрикамерные туалеты должны быть оборудованы полными перегородками, т.е. до потолка (CPT/Inf (2015) 12, § 74). 39. Суд отмечает, что в период между 31 марта 2010 года и 06 декабря 2011 года заявитель размещался в 10 камерах, в 7 из которых санузел не был полностью отделен. В этих камерах он был вынужден пользоваться туалетом в присутствии других заключенных и в своей повседневной жизни был лишен минимально необходимой приватности. 40. Принимая во внимание вышеизложенное, Суд приходит к выводу, что имело место  3нарушение статьи 8 Конвенции… 43. Суд на основе принципа справедливости присуждает заявителю 1800 евро в возмещение морального вреда [причиненного указанным выше нарушением статьи 8 Конвенции].

Ограждение туалет от жилой части камеры имеет важное значение, так как:

- позволяет человеку, который  находится в туалете, не находиться в поле обзора иных лиц, испытывая стеснение и неудобство, а чувствовать себя в уединении;

- защищает людей, находящихся а жилой части камеры от запахов и звуков из туалетной кабины;

-способствует предотвращению психологического напряжения и конфликтов в камере;

- позволяет обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

С учетом изложенного Комиссия считает, что:

  1.  Туалетная кабина должна быть полностью изолирована от жилой части камеры ИВС и спецприемника (комнаты ЦВСИГ), обеспечивая полную приватность, отсутствие возможности звуков и запахов.
  2.  До обеспечения такой изоляции необходимо обеспечить высоту перегородок камеры не менее 180 см.

Решение № 6

  1.  О Российском Суде по правам человека.

Комиссия решила:

1.1.    Членам СПЧ Осокиной и Бабушкину, эксперту Огольцовой О.Н.  подготовить предложения по возможному созданию Российского суда по правам человека.

1.2.    СПЧ запросить Институт сравнительного правоведения при Правительстве РФ о том, имеется ли опыт существования в таких странах.

Решение № 7

О положительном опыте ГУ МВД по Московской области по работе с административно-арестованными, поступившими из Москвы.

Комиссия решила:

Отметить положительный опыт Московской области:

- прием передач до последнего посетителя;

- оформление 1 поступившего в спецприемник в течение 7 минут;

- прикомандирование к учреждениям ГУ МВД по Московской области дополнительного штата сотрудников на период поступления

Решение № 8

О работе волонтеров по оказанию помощи административно арестованным.

Комиссия решила:

  1.  Выразить благодарность волонтерам, оказывающим помощь административно арестованным.
  2.  Отметить, что продолжение работы волонтеров со спецприемниками после освобождения оттуда общественных активистов отвечало бы общественным интересам.

Источник: https://an-babushkin.livejournal.com/