УПЧ Нина Шалабаева приняла участие в обсуждении вопросов социальной и трудовой реинтеграции...

УПЧ Нина Шалабаева приняла участие в обсуждении вопросов социальной и трудовой реинтеграции лиц, освободившихся из мест лишения свободы

724

Круглый стол по теме: «Ресоциализация и адаптация осуждённых граждан как необходимое условие предупреждения и успешной профилактики рецидивной преступности в Российской Федерации» прошёл 28 апреля под эгидой Фонда помощи заключённым, который представляла его Президент Сюзанна Кирильчук.

Участники круглого стола — сотрудники ГУФСИН и ГУ МВД России по НСО, представители органов исполнительной власти, прокуратуры, члены Общественной палаты, ОНК, некоммерческих и общественных организаций — рассматривали вопросы взаимодействия государственных, некоммерческих и общественных организаций области по обозначенной тематике, делились имеющимся опытом работы.

Сотрудники Фонда помощи заключённым, в свою очередь, выступили с презентацией авторской программы «Новая жизнь», которая содержит методические рекомендации для сотрудников исправительных учреждений ФСИН России и НКО по работе с лицами, готовящимися к освобождению и отбывшими установленный срок наказания. Также вниманию участников был представлен Справочник в помощь осуждённым гражданам, находящимся под стражей и освобождающимся из мест лишения свободы, с указанием контактов реабилитационных центров и НКО, осуществляющих деятельность по ресоциализации и реинтеграции заключённых на территории Российской Федерации.

Как во время своего выступления отметила Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Нина Шалабаева, в нашем регионе вопрос ресоциализации осуждённых граждан является одним из самых проблематичных вопросов в уголовно-исполнительной сфере.

«С освобождением из мест лишения свободы у человека резко изменяется правовой статус, практически в полном объёме восстанавливается правоспособность. Возникает потребность в адаптации к условиям жизни. Необходимо в короткий срок возобновить социальные связи, решить вопрос с регистрацией по месту жительства, трудоустроиться, научиться рационально расходовать заработанные деньги, обеспечить себя питанием, необходимыми вещами. Трудности процесса ресоциализации ведут к конфликту с социальной средой, нарушению норм и правил общества.

Работодатели уклоняются от оформления трудовых отношений с лицами, прибывшими из мест лишения свободы, под различными предлогами: у бывшего заключённого нет должного опыта работы, неподходящая профессия, нет привычки к труду, работа связана с материальной ответственностью и тому подобное.

Ко мне поступают обращения от осуждённых, у которых приближался срок окончания срока отбывания наказания, по вопросам трудоустройства, материальной поддержки, а также социализации. У многих отсутствует жильё, особенно у тех, кто относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Содействие в решении жилищного вопроса — наиболее трудная задача для учреждений исполнения наказаний. Также ко мне поступали обращения от осуждённых, у которых отсутствовал паспорт гражданина Российской Федерации и, как следствие, появлялись проблемы с регистрацией брака, трудоустройством и ряд других. Целый комплекс проблем, связанных с выходом на свободу, приводит к нежеланию у осуждённых вставать на путь исправления.

До настоящего времени вопрос социальной реабилитации осуждённых после отбытия наказания, как на уровне Российской Федерации, так и в Новосибирской области — не урегулирован. Проблема рецидивной преступности — это большая социальная проблема и решением вопросов адаптации освободившихся из мест лишения свободы должны заниматься не общественные организации, не волонтеры — это функция государства.

Полагаю, что в число основных причин рецидивной преступности входят бытовая неустроенность, отсутствие жилья и работы. Необходимо создать для человека социальную среду, направленную на устранение или нейтрализацию негативных процессов, отвергающих криминальную субкультуру.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний России, в тех субъектах, где не ведётся системная работа с бывшими осуждёнными, рецидивная преступность превышает средние показатели по стране и в максимальном значении может составлять более 35% от общего количества преступлений. Создание эффективной системы социальной реабилитации лиц, отбывших наказания в виде лишения свободы, является одной из основных задач предупреждения преступности, в том числе рецидивной.

Особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия территориальных органов ФСИН России с органами исполнительной власти и местного самоуправления по социальной реабилитации лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы. Работа по оказанию помощи в профессиональной ориентации и трудоустройстве лицам, освобождённым из мест лишения свободы, их бытовом устройстве, медицинском обеспечении и решении иных первоочередных задач их интеграции в общество должна осуществляться во взаимодействии всех заинтересованных структур и ведомств.

Слабое представление о сути, содержании, целях и задачах деятельности по комплексной социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, приводит к тому, что данная деятельность видится только в рамках деятельности какой-либо существующей структуры: комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений, комиссии по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительной инспекции, службы участковых уполномоченных полиции, органов соцзащиты и так далее. Но работа в данном направлении требует более детального и всестороннего подхода.

За период моей деятельности в должности Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области я неоднократно принимала участие и организовала различные мероприятия, на которых обсуждались проблемы лиц, подвергшимся уголовному преследованию и отбывшим наказание в виде лишения свободы. В 2019 году мной и сотрудниками аппарата был подготовлен и издан специальный доклад на тему: „Реализация прав лиц, утративших социальные связи, недееспособных граждан, актуальные вопросы ресоциализации осуждённых“, в котором были выработаны и направлены рекомендации для государственных органов власти Новосибирской области.

В ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области в течение 2020 года проводилась реализация пилотного проекта „Путь домой“, организованного членами Общественно-наблюдательной комиссии Новосибирской области. Проект „Путь домой“ направлен на социализацию и ресоциализацию осуждённых женщин, готовящихся к освобождению из исправительной колонии № 9. Для них проводились мастер-классы и учебные программы по освоению популярных профессий. Запланированные мероприятия связанны с организацией самозанятости граждан по освоенным профессиям после освобождения, с разъяснением порядка организации малого и среднего предпринимательства, а также с культурным просвещением осуждённых женщин и доведением до них информации о системе здравоохранения. В рамках проекта общественные организации г. Новосибирска и индивидуальные предприниматели на добровольной основе проводили с осуждёнными уроки по профориентации, мастер-классы, обучали профессиям парикмахера, мастера маникюра и педикюра. Аналогичные два проекта запланировано запустить на базе ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области в 2021 году.

Полагаю необходимым рассмотреть вопрос создания центра социальной адаптации бывших осуждённых и лиц, утративших социальные связи, на территории Новосибирской области. Польза от такой службы ещё и в том, что для потенциальных работодателей она становится неким гарантом благонадёжности будущего работника.

Концентрация освободившихся лиц в Центре социальной реабилитации даст большие возможности не только для адаптации бывших заключённых, но и для контроля правоохранительными органами поведения этой категории граждан. Все это повысит эффективность профилактики правонарушений и сократит повторную преступность.

Кроме того, трудоустройство осуждённых в местах лишения свободы является основным аспектом для исправления и дальнейшей ресоциализации осуждённых граждан. Трудоустройство должно касаться не только физически здоровых граждан, но и граждан с ограниченными возможностями здоровья, с установленной группой инвалидности. Привлечение осуждённых к работам позитивно сказывается на их социальном и профессиональном статусе при выходе на свободу. Создание рабочих мест для указанной категории осуждённых увеличит общее число занятых осуждённых в местах лишения свободы Новосибирской области.

Полагаю необходимым рассмотреть вопрос о разработке и принятии целевой областной программы по социальной адаптации бывших осуждённых, определяющей организационные, материальные и финансовые основы для реализации мероприятий по предупреждению рецидивной преступности.

Особое внимание необходимо обратить нормативным правовым актам, регулирующим профилактику рецидива преступлений, так как зачастую принимаемые в данной сфере правовые акты носят декларативный и неконкретный характер, не всегда подкрепляются необходимым финансированием.

Следует провести анализ нормативных правовых актов Новосибирской области, регламентирующих организацию деятельности по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, принять меры по их доработке.

Во взаимодействии с правоохранительными структурами, органами исполнительной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления проанализировать эффективность оперативно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня рецидивной преступности, а также мероприятий по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Взаимосвязь между рецидивной преступностью и мерами социальной реабилитации прямая и очевидная. Многие освобождающиеся из мест лишения свободы остаются ни с чем, они озлоблены на общество и государство. У них разрушены социальные связи, поэтому они пополняют ряды преступников и создают колоссальный пласт латентной преступности.

Стремление социализировать тех, кто прошёл через места лишения свободы, — это не благотворительность и не альтруизм, это меры, направленные на обеспечение безопасной жизни населения», — подчеркнула омбудсмен.

Источник:https://ombudsmanrf.org