Предлагается расширить перечень заболеваний, препятствующих помещению в СИЗО

Предлагается расширить перечень заболеваний, препятствующих помещению в СИЗО

350
Согласно поправкам Минюста новый перечень будет включать в себя заболевания, требующие оказания паллиативной медицинской помощи, онкологические заболевания, различные виды туберкулеза и др.
Одна из экспертов отметила, что предлагаемый проект – долгожданное и эффективное решение существующей проблемы, способное обеспечить равенство прав подозреваемых и обвиняемых лиц с лицами, уже отбывающими наказание. Другая указала, что несмотря на теоретическую значимость поправок сложно предугадать, будут ли они успешно работать на практике.

25 октября Минюст России вынес на общественное обсуждение проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно поправкам будет утвержден новый перечень тяжелых заболеваний, приведенный в соответствие с Международной классификацией болезней МКБ-10, который будет дополнять и конкретизировать утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений».

В частности, предлагается, что перечень будет включать в себя расширенный список инфекционных болезней, среди которых помимо туберкулеза органов дыхания будут и иные виды туберкулеза. В перечень заболеваний будут входить различные формы злокачественных новообразований, все случаи новообразований, требующие лечения в специализированной медицинской организации (хирургического лечения, лучевой и противоопухолевой лекарственной терапии), которое не может быть проведено в месте содержания под стражей, а также лимфомы и лейкоз.

Планируется расширить список заболеваний крови, эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения и мочеполовой системы. К болезням нервной системы добавятся болезнь Паркинсона, эпилепсия и др. К заболеваниям глаз планируется относить не только полную слепоту, но и выраженное снижение остроты зрения на почве стойких патологических изменений.

Впервые появятся в данном перечне болезни кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы и соединительной ткани, врожденные пороки развития, а также заболевания (состояния), требующие оказания паллиативной медицинской помощи. Согласно изменениям к заболеваниям, препятствующим содержанию под стражей, будут относиться и болезни, связанные с беременностью, родами и послеродовым периодом.

В пояснительной записке отмечается, что проект постановления направлен на гуманизацию законодательства при применении меры пресечения в виде заключения под стражу. «Необходимость корректировки перечня заболеваний обусловлена обращениями граждан и общественных организаций, а также результатами анализа правоприменения законодательства РФ ‎в сфере охраны здоровья лиц, находящихся в местах содержания под стражей, свидетельствующими о несоответствии ряда заболеваний и степени функциональных нарушений тяжести состояния пациента», – указано в пояснительной записке.

Адвокат АП Иркутской области Мария Глухова считает, что предлагаемые изменения – это долгожданное и эффективное решение существующей проблемы. По ее мнению, действующий перечень таких заболеваний не отвечает принципу правовой определенности, поскольку не содержит четких наименований заболеваний и медицинских критериев состояния больного органа, как следствие, это нарушает право подозреваемого или обвиняемого на своевременное освобождение из-под стражи в связи с наличием тяжелого заболевания до наступления тяжких последствий.

Мария Глухова отметила, что новый перечень более конкретизирован, заболевания обозначены в соответствии с Международной классификацией болезней, способен обеспечить равенство прав подозреваемых и обвиняемых лиц с лицами, уже отбывающими наказание. Так, эксперт подчеркнула: к примеру, в отношении отбывающих наказание граждан, у которых наступило психическое расстройство или иная тяжелая болезнь, действует «свой» перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 54 от 6 февраля 2004 г. Такой перечень помимо четкого наименования заболевания содержит код по МКБ, является более ясным и определенным нормативным правовым актом, удобным для понимания и применения, заметила Мария Глухова.

«Права же подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц ущемлены действующим перечнем тяжелых заболеваний ввиду его неоднозначного толкования», – полагает эксперт. По мнению Марии Глуховой, с корректировкой перечня заболеваний процедура освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений станет более прозрачной и понятной, не позволит трактовать состояние здоровья лица по усмотрению врачебной комиссии, исключит субъективный фактор и, возможно, коррупционную составляющую. «Предлагаемые изменения в законодательстве положительным образом повлияют на права лиц, имеющих тяжелые заболевания, в отношении которых применяется заключение под стражу», – резюмировала эксперт.

Юрист Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь Сидящая» (внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. – Прим. ред.) Ева Корнейчик отметила, что в октябре прошлого года уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов направил в Верховный Суд свои предложения по расширению перечня заболеваний, которые препятствуют содержанию подозреваемых и обвиняемых в СИЗО. По мнению эксперта, в проекте постановления Минюста эти требования были частично учтены: в предлагаемом перечне содержатся онкологические заболевания, туберкулез, диабет, ВИЧ и болезни, требующие оказания паллиативной помощи. «Безусловно, такой гуманистический подход со стороны законодателя можно оценивать только положительно. Однако несмотря на теоретическую значимость поправок сложно предугадать, будут ли они так же хорошо работать на практике», – прокомментировала Ева Корнейчик.

Эксперт обратила внимание, что проблема освобождения лиц, даже с тяжелыми заболеваниями из ныне действующего перечня, остро стоит на сегодняшний день – для этого приходится прилагать неимоверные усилия, и зачастую их отпускают лишь в настолько больном состоянии, что они через пару дней погибают дома. Конечно, расширение существующего списка – это хороший шаг, но проблема правоприменительной практики остается, добавила Ева Корнейчик. «Помимо формальных поправок, конечно, необходима и корректировка деятельности правоприменителя – необходимо, чтобы сейчас должным образом исполнялись требования “старых” и менее гуманных законов, чтобы и в будущем суды восприняли обновленный перечень заболеваний как обязательное “руководство к действию”», – заключила эксперт.