В Петрозаводске продолжается суд по делу о пытках

В Петрозаводске продолжается суд по делу о пытках

307

22 апреля в Петрозаводском городском суде продолжилось рассмотрение дела о превышении полномочий бывшим начальником ИК-9 Петрозаводска Иваном Савельевым и его экс-заместителем Иваном Ковалевым. На суде выступили двое свидетелей из числа сотрудников «девятки» — по рассказам осужденных, они также причастны к преступлениям в колонии.

Первым в суде выступил Cергей Ступов, работающий начальником отдела безопасности в ИК-9. Он сказал, что не узнает на видео сотрудников, которые избивают осужденного. Помещение, в котором все происходит, он тоже не узнал.

— Сколько я в колониях был — они все единообразны: кушетка, сейф, решетка, — размышлял Ступов в зале заседаний. — Похоже на медицинскую часть, но... видео в очень плохом состоянии.

Подсудимый Иван Савельев, так как всегда сам задает вопросы свидетелям, первым делом спросил Ступова, являлся ли тот свидетелем применения силы к осужденным в колонии. «Нет», — угрюмо ответил Ступов. При этом фамилия Ступова в суде звучала и раньше, правда, от других свидетелей. Так, бывший осужденный Михаил Шашков называл Ступова одним из тех сотрудников колонии, которые пытали его лично:

— Включается очень громко музыка — чтобы криков не было слышно другим осужденным, по очереди камеры смотрят. [Осужденные] выбегают все на коридор… и все они [сотрудники колонии] уже смотрят, кого просто осмотреть, а кого оставить и начать бить, — рассказал Шашков в октябре 2021 года. — Сотрудники периодически менялись, но в основном одни и те же: Савельев, Ковалев, Ступов и еще другие опера, но мне их фамилии уже не вспомнить. <...> «Благодаря» Савельеву я заработал паховую грыжу: год с лишним я мучился — сделали операцию [в тюремной больнице Медвежьегорска], но всё равно периодически у меня эти боли проскакивают, операцию нехорошо сделали. Они заставляли… физические нагрузки… у них наказание такое было. Вы представляете бордюр себе такой тяжелый? Его надо было поднимать и с одного места в другое место нести. Там одно издевательство. <...> Это каторга настоящая. Я считаю, что это несправедливо, что администрация избивает. Им никто не давал на это право. Если человека посадили, это не значит, что к нему надо как к животному относиться. Он такой же человек, как и все остальные люди.

За месяц до этого, в сентябре, анонимный свидетель в суде также называл Ступова в числе нарушающих закон фсиновцев:

— Выводили осужденных, они принимали позу обысковую, — рассказал тогда свидетель «Максим». — Осужденного Стрижака вывели, он стал в позу: руки на стену, ноги на ширину плеч. Савельев и Ковалев стали бить его по ногам, чтобы он как можно ниже опустился и сел на шпагат. У него появились ссадины и гематомы <...> Также в ШИЗО был привезен осужденный Белозеров. Его выводили в прогулочный дворик, включали громко музыку. Там же находились [сотрудники колонии] Ступов, Юнолайнен, Шангин. И затем Белозерова привели обратно: у него были ссадины на лице, рваная одежда. Савельев сказал дневальному ШИЗО, чтобы тот принес теплой воды и чистую робу, чтобы Белозеров переоделся.

Свидетель Ступов рассказал в суде, что прокуратура с проверкой приходит в ИК-9 «постоянно, раз в неделю», а видеорегистраторы у сотрудников колонии работают всегда, и их не выключают.

Второй свидетель, выступивший сегодня в суде — бывший сотрудник колонии Александр Антонюк. В 2014 году он работал инспектором, но на каком именно посту — не помнит. Но зато помнит, что в его присутствии бывший начальник Иван Савельев никогда никого не оскорблял, не ругался матом и не применял физическую силу к осужденным. Адвокат Михаил Шогин попросил свидетеля охарактеризовать его подзащитного:

— Строгий начальник, требовательный, — сказал Антонюк.

— Можно ли назвать его человеком слова? — попросил уточнить Шогин. — Человеком, которому можно доверять?

— Я думаю, что да, — сказал Антонюк. — Ну, я, конечно, не помню некоторых вещей... но да... вполне.

Еще в  2019 года несколько СМИ опубликовали большой материал про петрозаводскую исправительную колонию № 9. Осужденные, которые там содержались, массово жаловались на пытки и заявляли, что в учреждении скрывают преступления сотрудников.

После этого СМИ со ссылкой на замдиректора ФСИН России Валерия Максименко сообщили о возможном увольнении начальника петрозаводской колонии ИК-9 Ивана Савельева, а Следком возбудил уголовное дело по признакам превышения должностных полномочий с применением насилия.

Однако обвинение обоим сотрудникам УФСИН Карелии предъявили только спустя полгода, в апреле 2020 года. Сначала Петрозаводский городской суд выбрал в качестве меры пресечения для Савельева заключение под стражу, а для Ковалева — домашний арест. Савельев спустя две недели оспорил данное решение в Верховном суде Карелии — меру пресечения в его отношении заменили на запрет определенных действий (запрет на посещение колонии, общение со свидетелями по делу и получение письменной корреспонденции). Ковалеву спустя несколько месяцев также сменили домашний арест на запрет определенных действий.

Источник: gubdaily.ru