Дискриминация в местах лишения свободы: Пермский край

Дискриминация в местах лишения свободы: Пермский край

1085

Выводы

Дискриминация в исправительных учреждениях является неотъемлемым элементом функционирования учреждений, это вытекает из допускаемого деления на группы осужденных и фактической кастовости отношений в учреждениях. Администрация учреждений при работе с группами, умышленно или без умысла, в целях использования для усиления своего влияния, обеспечения порядка в быту, недопущения конфликтов как внутри групп, так и между ними, выстраивает/допускает особое отношение к каждой из них в отдельности, улучшая или ухудшая положения других. Данное отношение и приводит к неравенству и нарушению прав человека в ИУ.

Судя по признакам системности и сетевого эффекта, устойчивости неравного объема прав, обязанностей и юридической ответственности, основным представляется утверждение о доминировании в ИУ форм преднамеренной дискриминации. Прямая экстраполяция, сложившихся на ограниченной и контролируемой территории исправительного учреждения отношений, на обычные, лишенные принудительности, отношения граждан, сопряжена с повышенным риском эксцессов со стороны бывших осужденных.

Созидательная воспитательная стратегия, основанная на восприятии гражданских ценностей, с нашей точки зрения, невозможна. ИУ чаще всего не предполагает иных кардинальных задач, кроме сдерживания и поддержания порядка.

Уровень знаний в области дискриминации у сотрудников ИУ очень низкий, соответственно это накладывает свой отпечаток на всю работу, которая проводится с осужденными. Повышению профессионального восприятия проблемы не способствует ни уголовно-исполнительное законодательство РФ, ни ведомственные акты. Такого рода вакуум приводит к выстраиванию сотрудниками учреждения работы с осужденными в соответствии с традициями и принятыми методиками, которые не могут удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к правоприменительным органам и целям пенитенциарной политики в области соблюдения прав и интересов человека.

Практика работы с осужденными не учитывает социальных изменений,  не ориентирована на современную модель общественных отношений, не замечает новых предоставленных возможностей.

Запрет дискриминации должен найти отражение уголовно-исполнительном законодательстве, подзаконных актах, методических рекомендациях по организации служебной деятельности.

Названная тема должна быть одной из основных при профессиональной и кадровой подготовке персонала учреждений.

Желательна специализация кадрового работника ИУ на вопросах равноправия.

Должны быть изучены особые потребности групп меньшинств, созданы возможности для трансляции этих потребностей представителями групп, в воспитательные программы ИУ.

Должна быть разработана программа, предлагающая практические мероприятия для изменений реальных отношений в ИУ на недискриминационной основе. Полагаем, что частью этой программы должна стать пропагандистская борьба с предрассудками; минимизация мест, обслуживание которых может истолковываться унизительно, их автоматизация, материальное стимулирование этих работ, выделение специальных средств защиты; разработка методических рекомендаций по воспитательной работе, формированию воспитательной среды в ИУ, поощрению участия в мероприятиях учреждения осужденных с пониженной самооценкой и т.п.