Кодекс этики члена ОНК — авторский проект Николая Щура

Кодекс этики члена ОНК — авторский проект Николая Щура

1377

1. Общие положения

1.1.Настоящий Кодекс устанавливает этические принципы, которыми должен руководствоваться и которым должен соответствовать член ОНК – вне зависимости от своих политических, религиозных ипрочих иных убеждений.

1.2. Данный Кодекс не может служить основанием никакой государственной структуре для принятия решений об ограничении, приостановлении деятельности члена ОНК, либо его исключении из состава комиссии.

1.3.Гражданин, давший согласие на представление его кандидатуры на получение мандата члена ОНК, должен ознакомиться с данным Кодексом и дать письменное заверение, что он будет придерживаться означенных в Кодексе принципов в случае утверждения его кандидатуры в должности члена ОНК.

1.4. Выявившееся несоответствие деятельности и поведения члена ОНК принципам, изложенным в данном Кодексе, даёт основание организации, рекомендовавшей этого гражданина в члены ОНК, выступить с предложением к Общественной палате РФ об аннулировании мандата этого гражданина.

2. Правила для кандидата в члены ОНК

2.1. Гражданин, предполагающий согласиться с представлением своей кандидатуры на получение мандата члена ОНК, должен отдавать себе отчёт в том, что в случае получения им этого мандата, он будет обязан не менее двух раз в месяц посвящать свой полный рабочий день инспектированию мест принудительного содержания граждан. Кроме этого, ещё не менее двух полных рабочих дней в месяц у него будет затрачиваться на работу в заседаниях ОНК, рассмотрение жалоб граждан, проведение личного приёма и прочую работу.

Если кандидат в члены ОНК по каким-либо причинам не может выделить столько времени на описанную выше работу, он должен отказаться от представления своей кандидатуры в состав ОНК.

2.2. Кандидат в члены ОНК должен понимать, что инспектирование мест принудительного содержания граждан является не экскурсией, а кропотливой и, чаще всего, неблагодарной работой.

Если он не готов к такой деятельности, он должен отказаться от выдвижения своей кандидатуры.

2.3. Кандидат в члены ОНК должен понимать, что ему придётся пройти курс ознакомления с достаточно большим количеством документов, регламентирующих права граждан, поэтому, если он не хочет этого делать, он должен снять свою кандидатуру с рассмотрения.

2.4. Кандидат в члены ОНК должен понимать, что работа в ОНК потребует от него не только личного времени, но и личных средств.

Если он не готов жертвовать тем или другим, он должен отказаться от представления своей кандидатуры в члены ОНК.

2.5. Кандидат в члены ОНК должен понимать, что во время его деятельности в ОНК на него будет оказываться давление с различных сторон: администрации инспектируемых учреждений, представителей общественности, средств массовой информации, родственников заключённых, криминальных структур и проч.

Если он не готов противостоять этому давлению, он должен отказаться от выдвижения своей кандидатуры.

3. Правила для членов ОНК

3.1. Свою деятельность по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания граждан член ОНК должен проводить беспристрастно как по отношению к заключённым, так и по отношению к персоналу инспектируемых учреждений.

3.2. Во время инспектирования член ОНК, прежде всего, должен обращать внимание на соблюдение персоналом учреждения положений основополагающих документов, регламентирующих права человека (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Конституция РФ), не допуская перевод инспектирования в плоскость проверки соблюдения персоналом учреждения своих ведомственных инструкций и приказов.

Член ОНК должен сам определять структуру и глубину своей проверки, не допуская к руководству ею как персонал учреждения, так и содержащихся в нём заключённых.

3.3. В своей деятельности член ОНК должен руководствоваться общепринятыми человеческими ценностями и нравственными принципами гражданского, светского общества, а не нормами морали, сложившимися в профессиональной среде сотрудников проверяемых ведомств или социальной группе заключённых.

3.4. Во время работы в ОНК гражданин должен осознавать свою ответственность перед всем обществом, понимать, что он представляет всё российское общество, а не какую-то часть его, потому онне руководствоваться правилами или нормы поведения исключительно той социальной группы, в которую он входит в повседневной своей жизни.

3.5. Член ОНК, если он является приверженцем какой-либо религии, во время работы в ОНК, должен заниматься контролем соблюдения прав всех заключённых, на всей территории своего региона, а не только заключённых – членов своей религиозной конфессии или своего прихода.

3.6. Член ОНК должен избегать любой зависимости от родственников либо друзей заключённых, отказываться от любого вознаграждения с их стороны за те или иные услуги, которые они могут предложить ему оказать.

3.7. Член ОНК не должен поддаваться на предложения администрации учреждений скрыть то или иное нарушение прав человека, обнаруженное им во время инспектирования взамен на ту или иную услугу со стороны администрации учреждения.

3.8. Член ОНК должен быть открытым для общения со всеми членами общества: заключёнными, их родственниками, администрацией учреждений,руководством проверяемых ведомств, средствами массовой информации.

3.9. Член ОНК не должен избегать критических высказываний как в адрес инспектируемых ведомств, так и в адрес своих коллег по комиссии, если считает, что без придания гласности тех фактов, которые вызывают у него несогласие, ситуация с нарушением прав человека, ставшая ему известной, не изменится.

3.10. Член ОНК должен контролировать положение и состояние конкретных заключённых в дальнейшем, если он посчитает, что администрация учреждения может принять репрессивные меры к этим заключённым после его беседы с ними.

3.11. Член ОНК не реже одного раза в год должен отчитываться перед обществом за свою деятельность в ОНК.

4. Правила для руководителей ОНК

4.1. Руководителями ОНК являются председатель ОНК и его заместители.

4.2. Руководители ОНК должны осознавать, что у них нет административных полномочий по отношению к членам ОНК.

Если руководитель с этим не согласен, он должен покинуть свой пост.

4.3. Руководители ОНК должны понимать, что, выдвигаясь на свой пост, они обрекают себя на больший объём работы по сравнению с остальными членами комиссии, поскольку, кроме обычной и в полном объёме, работы по инспектированию, на них ложатся дополнительные обязанности по организации деятельности других членов ОНК, ведение документации ОНК, написание отчётов, переговоры с ведомствами и т.д.

Если член ОНК не готов к этой деятельности, он должен взять самоотвод при назначении на должность, либо подать в отставку, если он на должность уже назначен.

4.4. Руководители ОНК не могут выступать от имени ОНК, если вопрос, который они освещают, не был рассмотрен на заседании ОНК и решение по нему не было поддержано большинством членов ОНК.

Если вопрос на заседании не обсуждался или решение по нему не было принято, руководители ОНК комментируют его только от своего личного имени.

4.5. Руководители ОНК обязаны неукоснительно выполнять решения ОНК, принятые на её заседаниях.

Невыполнение этих решений должно вести к незамедлительному освобождению от руководящей должности.

Кодекс составлен членом Челябинской ОНК Щуром Николаем Алексеевичем

8-351-7910522