ИК-7 УФСИН РФ по Республики Мордовия: часть заключенных отказывается от пищи

ИК-7 УФСИН РФ по Республики Мордовия: часть заключенных отказывается от пищи

1073

Эксперты ООД «За права человека» Марьин С.Т. и Фефилова Л.А. прибыли в учреждение для выяснения причин акции.

Начальник колонии подполковник Башков Александр Михайлович подписал заявление о предоставлении свидания с 12 осужденными. По факту удалось встретиться с девятью заключенными. В 14:45, сославшись, что в учреждении массовое мероприятие съем с работы, оперативные работники отказалась привести для встречи с оставшихся заключенных, и мы были вынуждены покинуть учреждение. По итогам общения с заключенными были выявлены системные нарушения, не только со стороны сотрудников ИК-7, но и УФСИН по Республике Мордовия в целом.

Так еще в августе 2012 года поднимался вопрос о том, что во время проведения сборным отрядом УФСИН России по РМ обыскных мероприятий полный обыск заключенных проводят прямо в коридоре задания ШИЗО ПКТ. При этом заключенных заставляют раздеваться до гола, к тем, кто отказывается снимать трусы применяют физическую силу. Ситуация ни в чем не изменилась. Данное поведение сотрудников напрямую нарушает право заключенных на уважение, заключенные подвергаются унижающему человеческое достоинство обращению, т.к. проводится в неприемлемых для личного обыска условиях. В соответствии в с п. 99 «Наставлений по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средствах» личный обыск заключенных проводится в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям жилых помещений.

В п.148 ПВР ИУ утв. Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 осужденным запрещается брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены (для женщин), выписанных ими журналов и газет, а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Никаких ограничений по размеру, структуре и форме полотенца вышеуказанным нормативным актом не установлено. О том, что введен запрет на право иметь при себе в камере ШИЗО личное полотенце, свидетельствовали не только заключенные, но и подтвердил сам начальник учреждения. А.М.Башков настаивает на том, что заключенным выдаются, в соответствии с материально–бытовым обеспечением, полотенца «вафельные», только такие полотенца могут брать с собой в ШИЗО водворяемые. Считаем данное поведение начальника учреждения превышением своих должностных полномочий, нарушающим норму закона.

Почти все заключенные говорили о том, что узнавали о написании рапорта по факту правонарушения только на дисциплинарной комиссии. Тем самым нарушена ст. 117 УИК РФ которая предусматривает, что возбуждению дисциплинарного производства предшествуют обнаружение и фиксация нарушения режима составом дежурной смены, а также любым представителем администрации исправительного учреждения. По факту нарушения составляется рапорт или акт (если нарушение выявлено несколькими лицами). На основании указанных документов начальником исправительного учреждения принимается решение о возбуждении дисциплинарного производства и назначении дисциплинарного расследования. В ходе дисциплинарного расследования изучаются обстоятельства совершения нарушения (устанавливаются очевидцы, мотив проступка, характер наступивших последствий и т.п.). В ходе беседы с нарушителем в соответствии с ч. 1 статьи 117 у осужденного отбирается письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией. Как следует из п. 36.3 Европейских пенитенциарных правил, заключенный может быть подвергнут наказанию при условии, что ему заранее сообщено о вменяемом ему правонарушении и предоставлена возможность выступить в свою защиту. Однако вопреки законодательству в ИК-7 дисциплинарного производство происходит с грубейшим нарушением прав заключенных. Заключенные, настаивают на том, что количество содержащихся в ОСУОН значительно больше наличия фактических мест в отряде, этот фактор влияет на то, что заключенные, содержащие в ОСУОН под вымышленными предлогами водворяются в ШИЗО. Тем самым решается вопрос со спальными местами в ОСУОН. Многие заключенные жалуются на длительное содержание в ШИЗО.

Все опрошенные заключенные заявляли о том, что качество пищи непригодно для употребления. Первое и второе блюда готовятся преимущественно из кислой капусты, в супе плавают куски свиной кожи с щетиной. Сотрудники администрации говорили о том, что ассортиментный перечень продуктов утверждает УФСИН России по Республике Мордовия, и что действительно свежей капусты сейчас весной не найти, соответственно блюда готовятся из квашенной капусты. Кроме того, во время беседы начальник учреждения А.М.Башков подтвердил, что во время посещения заключенных, они показали ему кусок шкурки с салом в супе, но щетины там никакой не было, а мясо, по словам сотрудника, они просто уже съели. Тем самым сам факт наличия свиной кожи в супе никто из сотрудников не отрицал.

Качество питьевой воды составляет желать лучшего, но начальник учреждения заверил, что питьевая вода поступает из одного источника, что в колонию, что жителям поселка Сосновый, в котором расположена колония. Это всеобщая проблема, т.к. система водоснабжения давно устарела и требует реконструкции, но это проблема администрации поселка и ни коем образом может решиться одними усилиями администрации колонии.

Из рассказов заключенных следует, что бытовые условия камер ШИЗО не соответствуют санитарным нормам: сырость, холод и наличие грибка на стенах приводит к ухудшению здоровья заключенных и провоцирует возникновение туберкулеза. Этот факт подтвердили сотрудники администрации колони, у отбывающих в камерах ШИЗО заключенных обнаруживается заболевание открытой формы туберкулеза. Данный случай имеет место в 2013 году. По словам заключенных, в 2012 году открытой формой туберкулеза заболели двое заключенных. С учетом того, что при поступлении в учреждение заключенные проходят обследование на туберкулез, остается предполагать, что ненадлежащие условия содержания в камерах приводят к образованию социально опасного заболевания. Понятно, что одним косметическим ремонтом в таких помещениях обходится нельзя, во избежание повторных вспышек туберкулеза среди заключенных.

Кроме того, хотелось отметить, что в соответствии с совместным Приказом № 640/190 от 17.10.2005 года «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» выявленные лица, контактирующие с больными активной формой туберкулеза подлежат профилактическому лечению. В соответствии с п. 354 вышеуказанного Приказа, лицам, получающим профилактическое лечение назначается диетические нормы питания, однако по сообщениям заключенных, получающих тубазид в целях профилактики никакая диета не назначается, они получают обычное питание.

Заключенные рассказывали о том, что у них регулярно исчезают вещи из сумок и из камер после обыскных мероприятий. Сотрудники администрации изымают вещи без составления актов об изъятии, тем самым нарушая гл. XI ПВР ИУ «Правила изъятия у осужденных запрещенных к использованию в ИУ вещей».

Большое опасение вызывает и такая проблема как не выход жалоб за пределы учреждения. Неоднократно сообщалось заключенными о том, что они писали жалобы в различные инстанции, но ответа так и не поступило. Сообщили заключенные о том, что и в этот раз отправляли в адрес прокуратуры многочисленные жалобы, но исходящих номеров им не предоставили, а сотрудники прокуратуры так и не приехали с проверкой по заявленным фактам. Именно поэтому, через родственников и близких заключенным пришлось обратится к правозащитникам, чтобы были услышаны проблемы, которые необходимо разрешать.

Во время приема заключенных, экспертом ООД «За права человека» Марьиным С.Т. были оставлены образцы доверенностей на представление интересов доверителя в различных инстанциях. Те кто получили данные бланки заверили нас, что они обязательно ближайшее время обратятся к начальнику учреждения с просьбой об удовлетворении доверенностей на Марьина С.Т. Надо отметить при этом, что летом 2012 года Фефилова Л.А. также оставляла бланки доверенностей заключенным, но начальник ФКУ ИК-7 УФСИН России по РМ в нарушении прав заключенных и Законодательства отказался удостоверять доверенности. Надеемся, что в этот раз руководство администрации учреждения не пойдет в разрез с Законом, а удостоверит доверенности желающим надлежащим образом, для реализации права заключенных иметь представителя.

Считаем нарушением прав заключенных на свободу вероисповедания, что нарушает ст. 14 УИК РФ тем, что запрещают пользоваться ковриками для молитвы мусульманам в ШИЗО. Как рассказали заключенные, ранее пользоваться ковриками позволено, но последнее время стали отбирать. Не взирая даже на то, что заключенные готовы идти на компромисс и не требуют коврики в камеры для постоянного нахождения, а готовы, чтобы коврики выдавали только на момент молитвы, сотрудники отказываются предоставлять необходимый атрибут, ничем не аргументируя свои отказ.

Большую озабоченность вызывает оказание не надлежащей медицинской помощи. Надо отметить, что большинство жалоб было на ФКУ ЛПУ - 21 УФСИН России по РМ. Заключенные жаловались на то, что очень сложно добиться направления на полноге обследование и установление диагноза по своим заболеваниям уже длительное время. По прибытии же в ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по РМ заключенные в лучшем случае пробыв 10 дней без назначения обследования и лечения в больнице, отправляются. В большинстве же случаев, заключенные по приезду в больницу водворяются в ШИЗО и отбыв взыскание возвращаются обратно в колонию. Не оказывается надлежащее диспансерное обследование и лечение в соответствии с российскими стандартами ВИЧ-инфицированным и заключенным с заболеванием гепатит.