Отчет Российской Федерации по исполнению «пилотного» постановления Европейского Суда по правам человека...

Отчет Российской Федерации по исполнению «пилотного» постановления Европейского Суда по правам человека по жалобам «Ананьев и другие против России»

971

 

В отчете, опубликованном 2 апреля 2013 г., признается необходимость в решении проблемы неприемлемых условий содержания в следственных изоляторах.

Текст отчета содержит перечень выполненных и планируемых мер по следующим направлениям:

· Обеспечение более взвешенного подхода к избранию и продлению меры пресечения в виде заключения под стражу и более широкое применение альтернативных мер пресечения.

· Создание новых и совершенствование существующих национальных средств правовой защиты в рассматриваемой области отношений.

· Создание надлежащих, отвечающих международным стандартам условий содержания под стражей.

 

Представление о серьезности отношений России к решению ЕСПЧ создает целый перечень мер, предпринятых ведомствами по контролю его исполнения. Постановление ЕСПЧ, в частности, было направлено в региональные управления правоохранительных и судебных органов. Региональным Управлениям ФСИН России вменено в обязанность информирование судов о фактическом наполняемости СИЗО, с целью повлиять на судебные решения об избрании меры пресечений. До июля 2013 года планируется подготовить программное обеспечение для ежедневного контроля за наполняемостью камер и эффективного распределения этапов.

Российская Федерация утверждает о постепенном улучшении ситуации с переполненностью СИЗО и констатирует, что только в «13 субъектов Российской Федерации (из 81, где имеются СИЗО) норма жилой площади на 1 человека (4 кв.м.) пока не соблюдается». Также сообщается о нормализации условий по освещенности, отоплению и состоянию с санузлами в камерах. Начальникам СИЗО разрешено освобождать из-под стражи заключенных, по которым истекли сроки содержания под стражей, своим решением. «За период 2011 г. – август 2012 г. постановлениями начальников следственных изоляторов освобождено около 800 таких лиц».

Кроме того, к сентябрю 2013 года включить в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» дополнительные средства контроля над переполнением. В частности, в условиях переполненности камер планируется:

- возможность в дневное время размещать подследственных вне камер на территории СИЗО (на спортивных площадках, расположенных на территории следственных изоляторов, в комнатах психологической разгрузки, расположенных в режимном корпусе, помещениях сборных отделений, учебных классов),

- занимать заключенных «на строительных и хозяйственных работах по благоустройству территории СИЗО»;

- в порядке компенсации, - «улучшать материально-бытовые условия».

 

Для женщин, содержащихся в СИЗО, планируется установить норму минимальной санитарной площади в 10 кв. м.;

Также готовятся законодательные поправки по введению выборочной цензуры в переписке подследственных с адвокатом, порядок оперативного информирования администрации СИЗО о назначении адвоката, возможность (в отдельных случаях) предоставления свиданий родственникам без санкции следователя.

 

Необходимо отметить, что задачу в оборудовании камер СИЗО по нормам в 4 кв. м. Правительство РФ считает возможным реализовать только к январю 2017 года.

Европейский суд отмечает, что законодательство России возлагает бремя доказывания факта ненадлежащих условий содержания на заявителя, существует неприемлемая практика затягивания судебных разбирательств и выплат, суды не определяют размер компенсаций соразмерно практике ЕСПЧ.

 

Для обеспечения компенсаций для заключенных Правительственная программа предусматривает, в основном, предложения в сфере законодательства. В числе прочего, к концу 2013 года планируется подготовить ряд законопроектов, которые, по мнению органов власти, могли бы повлиять на ситуацию:

1) Дополнения к главе 25 ГПК РФ, по которым в делах по обжалованию условий содержания должен участвовать прокурор (об участии в делах представителей общественных наблюдательных комиссий предложения не рассматриваются);

2) Возможность представлять исковые требования о компенсации при подаче в суд жалобы по обжалованию действий госорганов;

3) Ввести бюджетные гарантии по средствам на выплаты компенсаций (кроме того, - возможен порядок выплаты компенсаций за счет средств исправительных учреждений).

 

Верховный суд РФ, в свою очередь, планирует включить в сводную статистическую отчетность информацию по судебным решениям по делам об обжаловании условий содержания. Вместе с тем, Верховный суд РФ в отчете сообщает лишь об отдельных примерах выплат значительных компенсаций. Причем, размер максимальных компенсаций на порядок ниже тех, который определяет Европейский суд (менее $1000).

Можно констатировать, что ситуация с практикой компенсаций фактически не меняется, а учитывая законодательные предложения, - вряд ли изменится на ближайшую перспективу.

 

Еще более плачевно обстоит ситуация с практикой заключения под стражу.

Правительство России информирует Комитет Министров Совета Европы об общем снижении численности заключенных в СИЗО (на 1 января 2012 г. содержится 107 тыс. человек), снижения числа жалоб, возрастании практики применения судами альтернативной меры пресечения в виде домашнего ареста (в 1-ом полугодии 2012 г. такая санкция принята в отношении 1338 человек).

Так же утверждается о снижении практики избрания меры пресечения в виде заключения под стражу на 27,7 %.

Между тем, внимательная оценка статистических данных представляет другую картину. В частности:

В 2010 году суды в 89% случаях принимали решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; а в 2011 году, - в 92 %.

В 2010 году суды в 90 % случаях продлевали заключение под стражу, в 2011 – по 91 % дел.

Таким образом, можно констатировать, что ситуация с практикой чрезмерного ареста в России не только не улучшается, но и ухудшается, а система уголовного правосудия в целом не меняет репрессивный характер.

http://tortureprevention.penalreform.org/sites/default/files/resources/russian/%20РФ%20по%20делу%20Ананьева.doc