В отчете, опубликованном 2 апреля 2013 г., признается необходимость в решении проблемы неприемлемых условий содержания в следственных изоляторах.
Текст отчета содержит перечень выполненных и планируемых мер по следующим направлениям:
· Обеспечение более взвешенного подхода к избранию и продлению меры пресечения в виде заключения под стражу и более широкое применение альтернативных мер пресечения.
· Создание новых и совершенствование существующих национальных средств правовой защиты в рассматриваемой области отношений.
· Создание надлежащих, отвечающих международным стандартам условий содержания под стражей.
Представление о серьезности отношений России к решению ЕСПЧ создает целый перечень мер, предпринятых ведомствами по контролю его исполнения. Постановление ЕСПЧ, в частности, было направлено в региональные управления правоохранительных и судебных органов. Региональным Управлениям ФСИН России вменено в обязанность информирование судов о фактическом наполняемости СИЗО, с целью повлиять на судебные решения об избрании меры пресечений. До июля 2013 года планируется подготовить программное обеспечение для ежедневного контроля за наполняемостью камер и эффективного распределения этапов.
Российская Федерация утверждает о постепенном улучшении ситуации с переполненностью СИЗО и констатирует, что только в «13 субъектов Российской Федерации (из 81, где имеются СИЗО) норма жилой площади на 1 человека (4 кв.м.) пока не соблюдается». Также сообщается о нормализации условий по освещенности, отоплению и состоянию с санузлами в камерах. Начальникам СИЗО разрешено освобождать из-под стражи заключенных, по которым истекли сроки содержания под стражей, своим решением. «За период 2011 г. – август 2012 г. постановлениями начальников следственных изоляторов освобождено около 800 таких лиц».
Кроме того, к сентябрю 2013 года включить в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» дополнительные средства контроля над переполнением. В частности, в условиях переполненности камер планируется:
- возможность в дневное время размещать подследственных вне камер на территории СИЗО (на спортивных площадках, расположенных на территории следственных изоляторов, в комнатах психологической разгрузки, расположенных в режимном корпусе, помещениях сборных отделений, учебных классов),
- занимать заключенных «на строительных и хозяйственных работах по благоустройству территории СИЗО»;
- в порядке компенсации, - «улучшать материально-бытовые условия».
Для женщин, содержащихся в СИЗО, планируется установить норму минимальной санитарной площади в 10 кв. м.;
Также готовятся законодательные поправки по введению выборочной цензуры в переписке подследственных с адвокатом, порядок оперативного информирования администрации СИЗО о назначении адвоката, возможность (в отдельных случаях) предоставления свиданий родственникам без санкции следователя.
Необходимо отметить, что задачу в оборудовании камер СИЗО по нормам в 4 кв. м. Правительство РФ считает возможным реализовать только к январю 2017 года.
Европейский суд отмечает, что законодательство России возлагает бремя доказывания факта ненадлежащих условий содержания на заявителя, существует неприемлемая практика затягивания судебных разбирательств и выплат, суды не определяют размер компенсаций соразмерно практике ЕСПЧ.
Для обеспечения компенсаций для заключенных Правительственная программа предусматривает, в основном, предложения в сфере законодательства. В числе прочего, к концу 2013 года планируется подготовить ряд законопроектов, которые, по мнению органов власти, могли бы повлиять на ситуацию:
1) Дополнения к главе 25 ГПК РФ, по которым в делах по обжалованию условий содержания должен участвовать прокурор (об участии в делах представителей общественных наблюдательных комиссий предложения не рассматриваются);
2) Возможность представлять исковые требования о компенсации при подаче в суд жалобы по обжалованию действий госорганов;
3) Ввести бюджетные гарантии по средствам на выплаты компенсаций (кроме того, - возможен порядок выплаты компенсаций за счет средств исправительных учреждений).
Верховный суд РФ, в свою очередь, планирует включить в сводную статистическую отчетность информацию по судебным решениям по делам об обжаловании условий содержания. Вместе с тем, Верховный суд РФ в отчете сообщает лишь об отдельных примерах выплат значительных компенсаций. Причем, размер максимальных компенсаций на порядок ниже тех, который определяет Европейский суд (менее $1000).
Можно констатировать, что ситуация с практикой компенсаций фактически не меняется, а учитывая законодательные предложения, - вряд ли изменится на ближайшую перспективу.
Еще более плачевно обстоит ситуация с практикой заключения под стражу.
Правительство России информирует Комитет Министров Совета Европы об общем снижении численности заключенных в СИЗО (на 1 января 2012 г. содержится 107 тыс. человек), снижения числа жалоб, возрастании практики применения судами альтернативной меры пресечения в виде домашнего ареста (в 1-ом полугодии 2012 г. такая санкция принята в отношении 1338 человек).
Так же утверждается о снижении практики избрания меры пресечения в виде заключения под стражу на 27,7 %.
Между тем, внимательная оценка статистических данных представляет другую картину. В частности:
В 2010 году суды в 89% случаях принимали решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; а в 2011 году, - в 92 %.
В 2010 году суды в 90 % случаях продлевали заключение под стражу, в 2011 – по 91 % дел.
Таким образом, можно констатировать, что ситуация с практикой чрезмерного ареста в России не только не улучшается, но и ухудшается, а система уголовного правосудия в целом не меняет репрессивный характер.