Бунт зэков: пока не беспощадный

Бунт зэков: пока не беспощадный

808

За последний месяц в разных уголках страны происходили волнения и бунты в учреждениях пенитенциарной системы. Где-то протестовали целые отряды и колонии, где-то — одиночки, а из некоторых мест заключения лишь сыпались многочисленные жалобы.

Пресс-службы региональных управлений ФСИН намекают, что кто-то пытается "раскачивать режим", а заключенные режут себе вены, чтобы "шантажировать". Однако, по мнению регионального координатора организации "Русский вердикт" Оксаны Труфановой, дело обстоит прямо наоборот: начальники колоний начали "закручивать гайки", а протесты осужденных – это попытка сопротивляться наступлению на узкий круг их прав.

Выступление в ИК-3 Иркутской области стало самым резонансным — там содержатся бывшие сотрудники правоохранительных органов. 23 июня осужденные одного из отрядов ИК-3 собрались на плацу учреждения и выдвинули претензии в адрес администрации колонии. Бывшие правоохранители жаловались на плохую пищу и медицинское обслуживание, нарушения в механизмах условно-досрочного освобождения. По данным независимых наблюдателей, эти "нарушения" заключались в поборах и вымогательствах денег с заключенных и их родственников.

На следующий день колонию посетили прокурор, специалисты ФСИН и "официальные" правозащитники. Региональное управление ФСИН заявило, что "ситуация нормализовалась". Но 26 июня сотни людей вновь собрались на плацу, многие из них (цифры называются разные – от нескольких десятков до нескольких сотен) порезали себе вены ("предплечия", как выразилась пресс-служба ГУФСИН).

30 мая бунт осужденных произошел в Свердловской области — в невьянской ИК-46. Два отряда, состоящие из 400 заключенных, не вышли на завтрак и забаррикадировались в комнате. Они вывесили простыни, на которых были прикреплены плакаты с надписями "Готовы на все". Протестующие жаловались на вымогательства и издевательства со стороны "секции дисциплины и порядка" – заключенных-"активистов", сотрудничающих с администрацией колонии.

"По информации от заключенных, в ночь с 29 на 30 мая в 3-м отряде "активистами" были избиты осужденные Сергей Трегубов и Илья Синушин. Они были вынуждены бежать в 7-й отряд, который забаррикадировался, вывесил из окон баннеры", – рассказал корреспонденту "Росбалта" член Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Вячеслав Башков.

Проверка областной прокуратуры выявила в ИК-46 нарушения уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в части обеспечения режима отбывания наказания. Начальнику ГУФСИН по Свердловской области Сергею Худорожкову прокуратура внесла представление.

13 июня волнения произошли в исправительной колонии №8 в Удмуртии. По версии республиканского управления ФСИН, "часть осужденных" препятствовала проведению обыска. "Силами сотрудников учреждения ситуация стабилизирована", – заявили в управлении. Однако по данным, появившимся на правозащитных сайтах, обстановка в колонии резко обострилась. Утверждалось, что после обыска заключенных заставили бежать через "живой коридор" из сотрудников колонии, которые били осужденных и травили их собаками. В ответ заключенные объявили голодовку. Юридическую оценку правомерности действий сотрудников и осужденных пообещали дать прокуратура и органы Следственного комитета.

Поток жалоб из исправительной колонии №1 в Нижегородской области привел к тому, что в этом учреждении 21 июня было проведено выездное заседание Совета при президенте РФ по правам человека. Заседанию предшествовало получение десятков обращений в региональную общественную наблюдательную комиссию. Осужденные рассказывали об обстоятельствах обысков, проведенных сотрудниками колонии вместе со спецназовцами ГУФСИН. Согласно жалобам, зэков раздевали догола, оскорбляли, и, избивая, заставляли кричать различные речевки, в том числе на тему прославления колонии, режима и местного начальства.

В ходе посещений ИК-1 правозащитники зафиксировали у заключенных телесные повреждения, но некоторые осужденные вдруг стали отказываться от своих же показаний. Сотрудники колонии отказались предоставить правозащитникам видеозаписи, которые могли бы подтвердить или опровергнуть версии произошедшего, а в спальное помещение одного из отрядов правозащитников даже не впустил человек, представившийся "дневальным".

По мнению Оксаны Труфановой, тревожный поворот в условиях содержания осужденных произошел после того, как демонстративно безнаказанным осталось руководство исправительной колонии №6 в южноуральском Копейске. В ноябре 2012 года там произошла акция протеста заключенных, требовавших прекращения денежных поборов. В отношении начальника колонии Дениса Механова было возбуждено уголовное дело, но реальных результатов пока нет.

Оксана Труфанова полагает, что после подавления бунта в Копейске начальники ИК сделали неправильные выводы. "Сотрудники колоний начали потихоньку закручивать гайки, откровенно издеваться, унижать заключенных, говорить им: вот видите – в Копейске никому ничего не было, и нам ничего не будет, как платили вы нам – так и будете платить, как мы вас били – так и будем бить", – поясняет правозащитница.

По ее мнению, если федеральное руководство ФСИН не примет меры по исправлению ситуации и не даст установки своим сотрудникам о необходимости работать по закону и сотрудничать с правозащитниками, то ситуация будет ухудшаться — последуют новые бунты и протесты осужденных.

Дмитрий Ремизов
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/federal/2013/06/26/1145670.html