Процесс 12-ти по «Болотному» делу и нарушения прав обвиняемых

Процесс 12-ти по «Болотному» делу и нарушения прав обвиняемых

725

На общественных слушаниях, сопровождающих процесс по делу участников событий 6 мая 2012 г. на Болотной пл., их участники приняли решение об обращении к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву в связи с нарушением прав подсудимых. Адвокаты и член Общественной Наблюдательной Комиссии (ОНК), журналист Зоя Светова констатировали, что подсудимые лишены полноценного сна, доставка в суд и обратно по пробкам в наручниках в полусогнутом состоянии может занимать до пяти часов ежедневно, также по нескольку часов в день может длиться ожидание судебного заседания в конвойных комнатах. В зале Мосгорсуда, где проходят судебные заседания, нет окон. 10 подсудимых сидят на протяжении всего заседания в очень маленькой стеклянной клетке на скамьях без спинок, им плохо слышно, что говорят участники процесса, очень плохо слышно и что говорят подсудимые, у них нет столов, чтобы работать с документами. Нет полноценного питания – завтрак и ужин они пропускают, обед выдается сухим пайком, в течение всего судебного заседания им не дают пить.

Выступавшие на слушаниях адвокаты – Вадим Клювгант, Дмитрий Айвазян, Сергей Бадамшин, Вячеслав Макаров, — особо отметили, что условия, в которых находятся их подзащитные, исключают полноценное участие в процессе. Сделано все, чтобы усложнить работу защитников: 10 из 12 уже больше года находятся в тюрьме и общение адвокатов с ними ограничено – встретиться с подзащитным можно лишь отстояв 5-6 часовую очередь в тюрьму. На суде общение с ними крайне затруднено – через узкие щели в стеклянных клетках только во время перерывов.

Говоря об обвинительном уклоне процесса, Вадим Клювгант отметил легкость, с которой судья в течение 30-40 минут приняла решение о продлении срока пребывания под стражей всем обвиняемым, находящимся за решеткой. «Под видом ходатайства было произнесено два-три невнятных предложения, даже не были названы имена людей, которых предлагалось еще на полгода оставить в тюрьме, но суду и этого оказалось достаточно. Суд дописал в постановлении то, чего не сказал прокурор, чтобы создать видимость анализа, видимость разбирательства, то есть, суд сделал работу, которую не имеет права выполнять».

Участники слушаний подчеркнули исключительную важность общественного внимания к процессу. «Суд обратил внимание на ходатайства адвокатов о неприемлемости условий, в которых находятся обвиняемые, только после того, как процесс стал открытым, как на процесс пришла публика», — отметил адвокат Сергей Бадамшин.