У ОНК Москвы возникли разногласия с тюремным ведомством

У ОНК Москвы возникли разногласия с тюремным ведомством

807

№ 29/Ф-2013
от 12 августа 2013

Директору ФСИН России       КОРНИЕНКО Г. А.
 

Уважаемый Геннадий Александрович!

В последнее время при посещении СИЗО «Лефортово»,  с которым всегда у нас были конструктивные взаимоотношения, возникли разногласия в понимании некоторых статей ФЗ-76 «Об общественном контроле  за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания».
Во-первых, об уведомлении. Это одна из принципиальных позиций закона. Когда готовился законопроект, а я тогда, будучи депутатом Государственной думы,  возглавлял рабочую группу по подготовке закона «Об общественном контроле», там не было позиции, что ОНК должны уведомлять. Но член рабочей группы – начальник правового управления  ГУИН Филимонов О. В. просил включить эту позицию, мотивируя тем, что благодаря этому к проверке могут подключиться руководители ведомства. Я согласился с ним, но принципиально в законе не были указаны ни форма уведомления (она может быть любая: телефонный звонок, письмо, факс), ни время посещения (уведомление могло быть за 5 минут до посещения). С этим все согласились.
Эта процедура в основном действует как при посещении учреждений  УИС, так и при посещении УВД. Однако в последнее время представители администрации СИЗО федерального подчинения разных регионов настаивают на том, чтобы посылался факс как во ФСИН, так и в территориальные управления. Это требование не соответствует ни закону, ни Положению о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы, где сказано: «О планируемых посещениях учреждений УИС комиссия уведомляет соответствующий территориальный орган уголовно-исполнительной системы, указывая намеченные к посещению учреждения УИС, даты и время посещения. Эти сведения сообщаются начальнику территориального органа уголовно-исполнительной системы или его заместителям. В случае отсутствия руководителей территориального органа уголовно-исполнительной системы данную информацию принимает оперативный дежурный по территориальному органу уголовно-исполнительной системы, который, в свою очередь, незамедлительно ставит в известность указанных выше руководителей». (П.4 II. Порядок уведомления территориальных органов уголовно-исполнительной системы о посещении учреждений УИС членами общественных наблюдательных комиссий). Эта формулировка соответствует положениям закона. Надо отметить, что ОНК – это общественная организация, не имеющая государственного финансирования и далеко не все и не всегда имеют возможность отправить факс. И закон к этому не обязывает. Мы надеемся , что сотрудникам следственных изоляторов будет объяснено, что никаких обязательных требований к форме уведомления (факс и т.п.) и срокам уведомления они выдвигать не должны, поскольку это не соответствует закону и может быть расценено как воспрепятствование осуществлению общественного контроля.
Во-вторых, в законе действительно говорится, что в компетенцию членов комиссии не входят вопросы уголовно-процессуального характера (виновен-не виновен, справедливо-несправедливо выносится обвинение и так далее).  Но вопросы нарушения прав человека, касающиеся подозреваемого и обвиняемого, такие как  давление на него, осуществление насилия, пыток, похищений, угроз в отношение него, нарушений его прав на беспрепятственную встречу с адвокатом и другие права человека, не касающиеся сути дела, - закон прямо говорит, что это входит  в компетенцию комиссии. Просьба разъяснить сотрудникам СИЗО суть закона относительно этих вопросов.
И в третьих, 3 августа сего года, члены комиссии Каретникова А.Г. и Альперн Л.И. при посещении частично парализованного заключенного Элихаджиева Д.С, который был доставлен на суд из Белгородской ИК-7 ( Валуйки), ему  задали вопрос о  причине его заболевания. Он сообщил, что тяжело заболел в колонии, но длительное время не получал адекватной медпомощи, что привело к заражению крови и дальнейшему ухудшению здоровья.
Члены ОНК, однако, были остановлены сопровождающими их заместителем начальника СИЗО Шкариным Виктором Антоновичем и еще одним сотрудником, который не представился, запретившими задавать вопросы о положении с правами человека в местах принудительного содержания, расположенных вне г. Москвы.
По их мнению, вопросы можно задавать только по текущему содержанию в данном месте принудительного содержания. На возражение членов ОНК о том, что это обычный вопрос о состоянии здоровья, который необходимо задать в данной ситуации, был получен ответ, что администрация СИЗО именно так трактует ФЗ-76.
Понятно, что никакая администрация никакого следственного изолятора не имеет права по-своему трактовать закон. А данный закон никаких ограничений в вопросах относительно мест нарушений прав человека подозреваемого или осужденного не содержит.
Таким образом, в СИЗО возникло ошибочное мнение, что задача ОНК решать проблемы отдельных учреждений, а не содействовать защите прав человека. При этом следует учесть, что ФСИН – структура федерального статуса и заключенных перемещают по всей России. Как проследить положение заключенных, чтобы составить общую картину нарушения (или соблюдения) их прав, если не делать таких опросов?
Таким образом, высказанные замечания сотрудниками СИЗО «Лефортово» могут квалифицироваться в соответствии со статьей 27 Закона как воспрепятствование осуществлению общественного контроля. Просим Вас способствовать лучшему пониманию положений закона сотрудниками ФСИН.
Выражаем надежду, что в дальнейшем продолжится конструктивное взаимодействие членов ОНК города Москвы и следственных изоляторов ФСИН.

Председатель ОНК                                                      В.В. БОРЩЕВ