Осенью 2012 г. правозащитная коалиция Rainbow PUSH, американская протестантская Объединенная Церковь Христа и члены семей заключенных американских тюрем подали в Федеральную комиссию по связи США (FCC) петицию, которую подписали более 40 тыс. человек, с требованием пересмотреть расценки на междугородние телефонные звонки домой для заключенных американских тюрем. Подписанты жаловались на слишком высокие тарифы, установленные коммерческими телекоммуникационными компаниями, которые обеспечивают тюрьмы телефонной связью. 15-минутный телефонный звонок из тюрьмы, расположенной в соседнем штате, семья заключенного платит 17 дол., что в 24 раза выше обычной цены (заключенный имеет право на два телефонных звонка в месяц общей продолжительностью 30 минут). Телеком-операторы мотивируют такие цены повышенными затратами на обеспечение мер безопасности, соблюдения которых требует администрация тюрем.
Однако многие бедные семьи не могут позволить себе такие расходы, а отрыв заключенного от семьи мало способствует его социализации после выхода из заключения и соответственно провоцирует новые преступления, да и для детей из таких семей отсутствие общения с одним из родителей не проходит бесследно (а таких детей в США более 2,7 млн). Тогда со специальным заявлением выступил председатель FCC Джулиус Геначовски, который признал непомерно завышенные цены на тюремную связь большой проблемой для всего общества и заявил о том, что для ее решения будут предприняты определенные меры.
В мае 2013 г. председатель FCC сменился (этот пост заняла Миньон Клайберн), но былые заявления не были забыты. На днях FCC объявила о том, какие именно меры будут предприняты в этом направлении: на некий переходный период установлена максимальная цена одной минуты телефонного разговора в размере 21 цента (и 25 центов для звонка за счет вызываемого абонента), что снизит цену 15-минутного разговора как минимум до 3,75 дол., а со временем должны быть установлены еще более низкие расценки, которые признаны вполне разумными и экономически обоснованными - 12 центов за минуту (тогда 15-минутный звоном обойдется в 1,8 дол.). Причем в эту цену уже должны быть включены все затраты на безопасность, к которым относятся блокировка телефонных звонков заключенных пострадавшим от их преступлений, свидетелям, следователям, прокурорам, судьям и другим запрещенным для них собеседникам, а также средства биометрической идентификации абонента, системы записи переговоров, системы предотвращения переадресации вызовов и другие средства защиты. Никаких "комиссий" к этим расценкам операторы не имеют права добавлять. И за пользование специальными сервисами для слабослышащих абонентов и абонентов, имеющих проблемы с речью, тоже никаких дополнительных денег не должны взимать. В общем, все довольно жестко, только не указан срок переходного периода.
А какова же ситуация с телефонной связью в российских местах не столь отдаленных? В соответствии со ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, заключенные имеют право на телефонные разговоры без ограничения их количества, но "при отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год". Каждый звонок не должен превышать 15 минут и эти разговоры могут контролироваться персоналом исправительных учреждений. Оплачиваются они осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. О расценках в УИК РФ ничего не говорится, но, например, на сайте компании «Объединенная сервисная служба Тулы», работающей под торговой маркой Zonatelecom в "учреждениях закрытого типа, независимо от их месторасположения", говорится об "очень "дружественных" тарифах" (купить карту оплаты можно только в ларьке на зоне, а пополнить ее можно на сайте провайдера или в платежных терминалах, в том числе "Киви"), а на сайте "Родной связи", присутствующей в "более чем 100" исправительных учреждений России (а всего колоний в стране около 750) указана цена - 1,5 руб./мин независимо от расстояния при звонке на "вольный" компьютер, зарегистрированный на сайте данного сервиса. Вот только есть большие сомнения, что администрации колоний не злоупотребляют "отсутствием технических возможностей".
Подготовила Е. Волынкина