Рекомендации круглого стола «О состоянии прав человека в СИЗО и...

Рекомендации круглого стола «О состоянии прав человека в СИЗО и ИК Московского региона»

586

Общественная Палата России,

30 августа  2013 года

Проект по состоянию на 03.09.13 с учетом поправок Гефтера и Сергеева

 

Рекомендации  круглого стола

«О состоянии прав человека в СИЗО и ИК Московского региона».

Участники круглого стола,

- отмечая  несомненное улучшение состояния прав человека в учреждениях УФСИН Москвы и УФСИМ Московской области; 

- высоко оценивая руководства УФСИН г. Москвы по улучшению прав человека в СИЗО г. Москвы;

- давая положительную оценку системе «ФСИН-письмо»;

- отмечая  позитивное сотрудничество   УФСИН Москвы и УФСИН Московской области с ОНК  обоих субъектов федерации и других институтов гражданского общества;

- отмечая положительную роль  Аппаратов Уполномоченных в  Москве и Московской области, а также сотрудников прокуратуры Московской области,  

-негативно оценивая процесс сокращения численности сотрудников УИС;

- считая, что для повышения эффективности ОНК необходимо участие в общественных советах при ФСИН России и его территориальных органах представителей правозащитных организаций;

- полагая, что реализацию предлагаемых мер можно обеспечить только при их заинтересованном обсуждении с представителями ОНК и общественных советов,  последующем совместном контроле за их осуществлением и постоянной корректировкой ситуации на практике,

 

Рекомендуют:

1)   Общественным наблюдательным комиссиям,  органам прокуратуры, УФСИН субъектов федерации:

- Рассматривать, как пытки и бесчеловечное обращение а)  не своевременное  направление  на медицинскую комиссию для решения вопроса  об освобождении по болезни, лиц, страдающих заболеваниями, подпадающими под постановление Правительства России №№ 54 от 2003  года и 3 от 2012 года;  б) отказ в освобождении по болезни лиц, которых медицинская комиссия рекомендовала к освобождению по болезни;

- при посещении камер СИЗО стараться выяснять/обращать внимание на психологический климат и психологическую совместимость сокамерников и указывать это в отчетах и справках для администрации учреждений/управлений ФСИН;

- усилить контроль за реализацией предпринимаемых мер, предавать гласности выявленные факты, обращаться в соответствующие органы власти, осуществляющие контроль и надзор за исполнением законности в местах лишения свободы.

2)   УФСИНу г. Москвы, УФССП по г. Москве, УФМС  по г. Москве  не допускать ситуаций, когда  иностранные граждане,  в выдаче которых отказывают правоохранительным  органам иностранных государств,  при выходе их СИЗО  задерживаются  органами полиции  и ФМС, направляются  в суд, как  не имеющие регистрации  на момент  выхода из СИЗО, после чего  на основании решения суда выдворяются за пределы РФ.

3)   ФСИНу России:

- Изменить технологические условия  изготовления матрасов в целях повышения сроков их эксплуатации в местах лишения свободы. Разработать механизм возврата пришедших в негодность матрасов производителям матрасов.

В порядке эксперимента изменить ленточно – решетчатую конструкцию  кроватей на щитовую из деревянных панелей или высокопрочного жароустойчивого пластика, что улучшит сохранность матрасов и повысит комфортность использования спальных мест в местах лишения свободы:

- при изготовлении  оборудования камер:  а) обеспечить конструкцию 2 –ярусных спальных мест со ступеньками для  того, чтобы те, кто спят на втором ярусе, могли туда попасть;  б)   обеспечить, чтобы столы и скамейки имели удобны столешницы и сиденья без выступающих и мешающих и их использованию конструкций.

- увеличить количество книг, разрешенных для хранения заключенным, которые получают высшее  или среднее профессиональное образование, хранить до 20 книг. 

- изменить конструкцию прогулочных дворов СИЗО г. Москвы с тем, чтобы не менее  2/3 пространства дворика было открыто для солнца и свежего воздуха;

- увеличить штат медицинских работников в СИЗО г. Москвы, в т.ч. стоматологов, а также в Доме ребенка ИК - 5 УФСИН по Московской области. Организовать  осмотр заключенных врачами  - офтальмологами. 

-  увеличить  время прогулки лицам, больных ВИЧ и туберкулезом,  с 1 до 2 часов.

- предусмотреть возможность родственников  больных заключенных под стражу получать оперативную информацию о состоянии здоровья  в удобной форме. Отметить, что отсутствие врачей препятствует выписке  необходимых лекарств для их передаче родственникам; 

- предусмотреть ежедневный замер уровня кислорода и углекислого газа в камерах и регулярную проверку вентиляционного оборудования в них под личную ответственность руководителей учреждений;

- создать в системе ФСИН России лаборатории;

- изменить порядок приема лекарств от родственников, введя отказной порядок, при котором при  отказе в приеме лекарств;

- запретить  размещение женщин в камерах более 20 человек;

- нормативно закрепить обязанность сотрудников СИЗО информировать осужденных при  выводе из камер о том, куда  их  выводят из камер. 

 

4)   Минюсту России и Генеральной прокуратуре России совестным  приказом  в  связи с тем, что  в конце 2012 года в Москве и Московской области вновь  возникла позабытая проблема переполнения СИЗО установить что:

- СИЗО не вправе принимать подозреваемых и обвиняемых больше лимита, установленного для данного учреждения;

- прием таких лиц возможен только с санкции прокурора субъекта РФ в исключительных случаях, когда лицо обвиняется в особо тяжком преступлении и нет возможности размещения указанных лиц в ближайших пенитенциарных учреждениях независимо от их территориальной принадлежности.

7) Администрации СИЗО Москвы и Московской области:

-  направлять в адрес ОНК информацию по лицам, которые: а) стали жертвами  нарушения принципа рассмотрения дела в разумный срок;  б)  впервые привлекаются к уголовной ответственности и при этом находятся в СИЗО по делам небольшой или средней степени тяжести;  в)  нуждаются в медицинской помощи, которая не может быть оказана в условиях СИЗО.

-  не допускать подъема лиц, вывозимых в суды  из СИЗО г. Москвы, раньше 6.00, а также их доставки в камеру в 22.00; - вместе с руководством конвойного полка ГУ МВД по г Москве разработать схему вывоза подсудимых в суды и на следственные мероприятия, при которой  подъем их в СИЗО г. Москвы производится не ранее 6.00, а доставка в камеры не позже 22.00;

- при покамерном размещении обратить особое внимание на психологическую совместимость сокамерников;

- предусмотреть беспрепятственный прием витаминов и биологически активных добавок для заключенных под стражу.

- в комнате  приема передач каждого СИЗО и ИК во взаимодействии с соответствующими ОНК оформить стенд об обращении в ОНК Москвы и Московской области.

- демонстрировать заключенным под стражу направление обзора видеокамер с тем, чтобы они могли убедиться, что видеокамера на туалет не направлена.

- при переводе из СИЗО в другое учреждение производить санобработку. 

- обеспечить безусловное выполнение сотрудниками бюро приема передач на требований вежливого и культурного обращения с посетителями;

- исключить обращение к содержащимся под стражей на «ты»;

8) Отменить негативную практику цензурирования или отказа в приеме передач в СИЗО № 2, когда не пропускаются почтовые отправления и передачи, не содержащие подлежащей запрету информации.

9) УФСИН Московской области:

- оптимизировать закрепление СИЗО УФСИН Московской области за  городами и районами  Московской области с тем, чтобы снизить переполнение и уменьшить расстояние перевозки

- заключить договора с УФСИН Владимирской, Смоленской, Тульской областей о приеме в СИЗО указанных областей заключенных из переполненных СИЗО и Московской области.

- при этапировании из СИЗО Московской области в СИЗО № 4 г. Москвы для участия в Мособлсуде перевозить заключенных под стражу не железнодорожным, а автомобильным транспортом.

10) ОНК Московской области обратить особое внимание на СИЗО № 10, откуда особенно часто поступают жалобы на нарушение прав человека.

11) Государственной Думе России: 

- установить, что  добросовестное отношение больных к лечению от туберкулеза и других социально опасных заболеваний должно быть отдельным основанием для досрочного освобождения из-под стражи.

12)  В СИЗО № 2 ФСИН России:

- обеспечить приватность отхожих мест;

- горячую воду в камерах.

13) Членам  ОНК:

-  проводить семинары по правам человека для сотрудников учреждений УИС.  

14) Правительству РФ:

- вернуть СИЗО в организационно – правовую форму бюджетных учреждений, восстановить в СИЗО подсобные хозяйства.   

15) Судам:

-  прекратить дискриминацию иностранных граждан при  решении вопросов условно – досрочного освобождения.    

16) Правительству России в целях исключения дискриминации граждан иностранных государств, ходатайствующих об условно-досрочном освобождении, ускорить заключение договоров между Россией и другими государствами, позволяющих реализовать ст. 6 УК РФ.

 

Исп. Бабушкин 979-62-40