Общественная Палата России,
30 августа 2013 года
Проект по состоянию на 03.09.13 с учетом поправок Гефтера и Сергеева
Рекомендации круглого стола
«О состоянии прав человека в СИЗО и ИК Московского региона».
Участники круглого стола,
- отмечая несомненное улучшение состояния прав человека в учреждениях УФСИН Москвы и УФСИМ Московской области;
- высоко оценивая руководства УФСИН г. Москвы по улучшению прав человека в СИЗО г. Москвы;
- давая положительную оценку системе «ФСИН-письмо»;
- отмечая позитивное сотрудничество УФСИН Москвы и УФСИН Московской области с ОНК обоих субъектов федерации и других институтов гражданского общества;
- отмечая положительную роль Аппаратов Уполномоченных в Москве и Московской области, а также сотрудников прокуратуры Московской области,
-негативно оценивая процесс сокращения численности сотрудников УИС;
- считая, что для повышения эффективности ОНК необходимо участие в общественных советах при ФСИН России и его территориальных органах представителей правозащитных организаций;
- полагая, что реализацию предлагаемых мер можно обеспечить только при их заинтересованном обсуждении с представителями ОНК и общественных советов, последующем совместном контроле за их осуществлением и постоянной корректировкой ситуации на практике,
Рекомендуют:
1) Общественным наблюдательным комиссиям, органам прокуратуры, УФСИН субъектов федерации:
- Рассматривать, как пытки и бесчеловечное обращение а) не своевременное направление на медицинскую комиссию для решения вопроса об освобождении по болезни, лиц, страдающих заболеваниями, подпадающими под постановление Правительства России №№ 54 от 2003 года и 3 от 2012 года; б) отказ в освобождении по болезни лиц, которых медицинская комиссия рекомендовала к освобождению по болезни;
- при посещении камер СИЗО стараться выяснять/обращать внимание на психологический климат и психологическую совместимость сокамерников и указывать это в отчетах и справках для администрации учреждений/управлений ФСИН;
- усилить контроль за реализацией предпринимаемых мер, предавать гласности выявленные факты, обращаться в соответствующие органы власти, осуществляющие контроль и надзор за исполнением законности в местах лишения свободы.
2) УФСИНу г. Москвы, УФССП по г. Москве, УФМС по г. Москве не допускать ситуаций, когда иностранные граждане, в выдаче которых отказывают правоохранительным органам иностранных государств, при выходе их СИЗО задерживаются органами полиции и ФМС, направляются в суд, как не имеющие регистрации на момент выхода из СИЗО, после чего на основании решения суда выдворяются за пределы РФ.
3) ФСИНу России:
- Изменить технологические условия изготовления матрасов в целях повышения сроков их эксплуатации в местах лишения свободы. Разработать механизм возврата пришедших в негодность матрасов производителям матрасов.
В порядке эксперимента изменить ленточно – решетчатую конструкцию кроватей на щитовую из деревянных панелей или высокопрочного жароустойчивого пластика, что улучшит сохранность матрасов и повысит комфортность использования спальных мест в местах лишения свободы:
- при изготовлении оборудования камер: а) обеспечить конструкцию 2 –ярусных спальных мест со ступеньками для того, чтобы те, кто спят на втором ярусе, могли туда попасть; б) обеспечить, чтобы столы и скамейки имели удобны столешницы и сиденья без выступающих и мешающих и их использованию конструкций.
- увеличить количество книг, разрешенных для хранения заключенным, которые получают высшее или среднее профессиональное образование, хранить до 20 книг.
- изменить конструкцию прогулочных дворов СИЗО г. Москвы с тем, чтобы не менее 2/3 пространства дворика было открыто для солнца и свежего воздуха;
- увеличить штат медицинских работников в СИЗО г. Москвы, в т.ч. стоматологов, а также в Доме ребенка ИК - 5 УФСИН по Московской области. Организовать осмотр заключенных врачами - офтальмологами.
- увеличить время прогулки лицам, больных ВИЧ и туберкулезом, с 1 до 2 часов.
- предусмотреть возможность родственников больных заключенных под стражу получать оперативную информацию о состоянии здоровья в удобной форме. Отметить, что отсутствие врачей препятствует выписке необходимых лекарств для их передаче родственникам;
- предусмотреть ежедневный замер уровня кислорода и углекислого газа в камерах и регулярную проверку вентиляционного оборудования в них под личную ответственность руководителей учреждений;
- создать в системе ФСИН России лаборатории;
- изменить порядок приема лекарств от родственников, введя отказной порядок, при котором при отказе в приеме лекарств;
- запретить размещение женщин в камерах более 20 человек;
- нормативно закрепить обязанность сотрудников СИЗО информировать осужденных при выводе из камер о том, куда их выводят из камер.
4) Минюсту России и Генеральной прокуратуре России совестным приказом в связи с тем, что в конце 2012 года в Москве и Московской области вновь возникла позабытая проблема переполнения СИЗО установить что:
- СИЗО не вправе принимать подозреваемых и обвиняемых больше лимита, установленного для данного учреждения;
- прием таких лиц возможен только с санкции прокурора субъекта РФ в исключительных случаях, когда лицо обвиняется в особо тяжком преступлении и нет возможности размещения указанных лиц в ближайших пенитенциарных учреждениях независимо от их территориальной принадлежности.
7) Администрации СИЗО Москвы и Московской области:
- направлять в адрес ОНК информацию по лицам, которые: а) стали жертвами нарушения принципа рассмотрения дела в разумный срок; б) впервые привлекаются к уголовной ответственности и при этом находятся в СИЗО по делам небольшой или средней степени тяжести; в) нуждаются в медицинской помощи, которая не может быть оказана в условиях СИЗО.
- не допускать подъема лиц, вывозимых в суды из СИЗО г. Москвы, раньше 6.00, а также их доставки в камеру в 22.00; - вместе с руководством конвойного полка ГУ МВД по г Москве разработать схему вывоза подсудимых в суды и на следственные мероприятия, при которой подъем их в СИЗО г. Москвы производится не ранее 6.00, а доставка в камеры не позже 22.00;
- при покамерном размещении обратить особое внимание на психологическую совместимость сокамерников;
- предусмотреть беспрепятственный прием витаминов и биологически активных добавок для заключенных под стражу.
- в комнате приема передач каждого СИЗО и ИК во взаимодействии с соответствующими ОНК оформить стенд об обращении в ОНК Москвы и Московской области.
- демонстрировать заключенным под стражу направление обзора видеокамер с тем, чтобы они могли убедиться, что видеокамера на туалет не направлена.
- при переводе из СИЗО в другое учреждение производить санобработку.
- обеспечить безусловное выполнение сотрудниками бюро приема передач на требований вежливого и культурного обращения с посетителями;
- исключить обращение к содержащимся под стражей на «ты»;
8) Отменить негативную практику цензурирования или отказа в приеме передач в СИЗО № 2, когда не пропускаются почтовые отправления и передачи, не содержащие подлежащей запрету информации.
9) УФСИН Московской области:
- оптимизировать закрепление СИЗО УФСИН Московской области за городами и районами Московской области с тем, чтобы снизить переполнение и уменьшить расстояние перевозки
- заключить договора с УФСИН Владимирской, Смоленской, Тульской областей о приеме в СИЗО указанных областей заключенных из переполненных СИЗО и Московской области.
- при этапировании из СИЗО Московской области в СИЗО № 4 г. Москвы для участия в Мособлсуде перевозить заключенных под стражу не железнодорожным, а автомобильным транспортом.
10) ОНК Московской области обратить особое внимание на СИЗО № 10, откуда особенно часто поступают жалобы на нарушение прав человека.
11) Государственной Думе России:
- установить, что добросовестное отношение больных к лечению от туберкулеза и других социально опасных заболеваний должно быть отдельным основанием для досрочного освобождения из-под стражи.
12) В СИЗО № 2 ФСИН России:
- обеспечить приватность отхожих мест;
- горячую воду в камерах.
13) Членам ОНК:
- проводить семинары по правам человека для сотрудников учреждений УИС.
14) Правительству РФ:
- вернуть СИЗО в организационно – правовую форму бюджетных учреждений, восстановить в СИЗО подсобные хозяйства.
15) Судам:
- прекратить дискриминацию иностранных граждан при решении вопросов условно – досрочного освобождения.
16) Правительству России в целях исключения дискриминации граждан иностранных государств, ходатайствующих об условно-досрочном освобождении, ускорить заключение договоров между Россией и другими государствами, позволяющих реализовать ст. 6 УК РФ.
Исп. Бабушкин 979-62-40