ОНК РО — ГУ МВД РФ по РО: начало конструктивного взаимодействия?

ОНК РО — ГУ МВД РФ по РО: начало конструктивного взаимодействия?

855

3 декабря 2013 года в зд­ании УМВД РФ по Ростову-на-Дону про­шло совме­стное совещание по реал­изации положений законод­ательства об общественном контроле между ОНК РО и ГУ МВД РФ по РО.

Помимо руков­одства и сотрудн­иков ГУ МВД по РО и членов ОНК РО насове­щании присут­ствовали:
- Нача­льник орган­изационно-правов­ого отдела при УПЧ РО Мисюра Галина Петровна,
- Главный специал­ист упр­авления по национальным вопросам и работе с общес­твенными объединениями министер­ства внутренней и информа­ционной политики Ростовской области Алексеев Владимир Алексеевич,
- Помощник начальника ГУФСИН РФ по РО по правам человека майор внутренней службы Анжелика Николае­вна Кузьменко.

Примечательно, что Прокуратура Ростовской области традиционно воздержалась от участия в совместном совещании - на приглашение никто не откликнулся...
 

Открыл и вел совещание заместитель начальника. ГУ МВД РФ по РО полковник полиции Вячеслав Нагоша. В своем выступлении он, в частности, отметил единство целей ОНК РО и сотрудников ГУ МВД по РО, отметив, что и для последних защита прав человека является приоритетной задачей. В то же время, как бы противопоставляя друг другу, напомнил, что основной задачей ОВД является все-таки обеспечение правопорядка, а в местах, контролируемых членами ОНК РО содержатся лица, совершившие преступления или административные правонарушения.
Озабоченность заместителя начальника ГУ МВД по РО вызывает значительное количество посещений, уведомление о которых поступает непосредственно в день посещения. Такая "внезапность", по мнению Вячестава Анатольевича, затрудняет обеспечение безопасности членов ОНК РО. Упомянул так же о том, что болезненное для ОВД сокращение штатов в совокупности со сложной оперативной обстановкой приводит к большой нагрузке на сотрудников ОВД, особенно из-за большого количества внезапных проверок, отметив, что за день подразделение внезапно может проверить и областное управление, и городское управление, и прокуратура. В этой связи высказал пожелание, чтобы хотя бы ОНК осуществляла свои проверки планово, так как отвлечение сотрудников на такие проверки чрезмерно. Вячеслав Анатольевич особо отметил, что данное пожелание не связано с желанием спрятать недостатки, дело только в обеспечении безопасности членов ОНК РО, а также в разумном распределении нагрузки на сотрудников контролируемых подразделений. Кроме того, такие внеплановые проверки вызывают непонимание.
Выступающий затронул и болезненный для обеих сторон общественного контроля вопрос о предоставлении иных, не упомянутых в п. 4.2
 Приказа МВД РФ от 06.03.2009 №196, документов (документацию о проведении медицинских осмотров содержащихся лиц при их поступлении в место принудительного содержания и убытии из него, а также документацию, касающуюся обеспечения их прав в части предоставления им трехразового питания, первой медицинской помощи и проведения санитарной обработки). По его мнению, Приказ четко обозначил те сведения, которые должны предоставляться членам ОНК при посещении, а запрашиваемые сверх того  КУДЛ и КУСП не содержат информации, затрагивающей права и свободы задержанных. Кроме того, они имеют гриф ограничительного распространения "Для служебного пользования".

0NWAvT7B18wВ своем ответном выступ­лении председатель ОНК РО Леонид Петрашис обратил внимание, что члены ОНК РО не имеют целей обеспечить более льгот­ное положение возможных преступников по сравнению с тем, которое прописано в законодательстве. Цель ОНК РО - обеспечить соблюдение законов со стороны сотрудников ОВД. Понимая, что такая же задача стоит и перед руководством донских ОВД, члены ОНК могли бы рассматриваться в качестве добровольных бесплатных помощников.
Отреагировал Л. Петрашис и на пожелание планом­ерности посещений, и на запрашиваемую документацию. В частности, председатель ОНК РО привел слова Презид­ента РФ, сказанные на встрече Совета по правам человека с Президентом:  " ... смысл правозащитной работы в значительной мере снижается, если не получить даже первичных материалов, хотя бы по поводу задержанных.  Это ерунда. Не понимаю, что здесь секретного. Это просто желание что-то скрыть. А, наоборот, прозрачность работы - это один из необходимых критериев и способов уйти от чванства, уйти от беззакония...".

FUYws_2fTGU (1)
Представитель аппарата Уполномоченного по правам чело­века в Рост­овской области - Галина Мисюра, отметила разительные перемены к лучшему за последние пять-шесть лет в материально-бытовом и санитарном обеспечении граждан, содержащихся в местах принудительного содержания ОВД Ростов­ской области. В завершении Галина Петровна напомнила о презумпции невиновности и отметила, что граждане, содержащиеся в МПС ОВД не являются преступниками, пока их вина не доказана вступившим в законную силу приговором суда, и они являются полноправными гражданами без ограничения их прав.

.

89Y45_jl2RYС докла­дами выступили также заместитель начальника Оперативного отдела полк­овник полиции Евгений Дейнега  и начальник ООО и КСП УООП подполковник полиции Дмитрий Дятлов.

Помощник начальника ГУФСИН по Ростовской области - Анжелика Кузьменко рассказала о способах и формах взаимодействия между ГУФСИН РФ по РО и ОНК РО, отметив, что в результате конструктивных переговоров достигнуты определенные прогрессивные договоренности. Так, члены ОНК РО при посещениях могут знакомиться с документацией, в том числе и с той, что находится под грифом "Для служебного пользования", использовать фото и видео технику, регистрировать и забирать с собой поступившие обращения даже после окончания рабочего дня и в выходные дни, достигнуто также соглашение о порядке размещения в СМИ непроверенной информации о недостатках в деятельности учреждений ГУФСИН РФ по РО.

Начальник УМВД РФ по Ростову-на-Дону полковник полиции Юрий Кравченкопризвал не видеть в друг друге противников, предложил снять напряженность с лиц и улыбнуться друг другу. Также Юрий Иванович отметил, что ОНК РО могла бы оказать помощь полиции в обращениях к органам местного самоуправления  о выделении финансирования, необходимого для приведения мест принудительного содержания в соответствие с предъявляемыми требованиями.

От автора:
В целом, характеризуя выступления сотрудников полиции и царящую атмосферу, у меня сложилось впечатление дежавю. Ощущение недоверия к членам ОНК, отторжение контроля над собой, особенно со стороны общественности, попытка указать на подчиненное, по сравнению с полицией, положения, непонимание мотивации деятельности членов ОНК и, как следствие, попытка найти самые простые ответы на эти вопросы - все это ОНК РО уже проходило во взаимоотношениях с ГУФСИН. Все то же самое, только более утонченно, более дипломатично, более завуалированно. Но суть - та же. В этой связи не удержался от предложения выступить и я - Юрий Блохин. В своем выступлении я постарался отреагировать на несколько прозвучавших принципиальных моментов:

v6clNOWpWFQ1. В ходе совещания я заметил противопоставление обеспечения правопорядка и правозащитной деятельности. Следует отметить, что такое противопоставление при­суще большинству насе­ления, и я это четко отслеживаю. Справедливости ради отмечу, что лет 10 назад, может меньше, я сам так считал. Но причина этого - только отсутствие информации о сути правозащитной деятельности, питание стереотипами. Я еще раз подчеркну слова председателя - мы не противостоим борьбе с преступностью, а при­званы обеспе­чивать ее закон­ный порядок.
Как справе­дливо отметил Вячеслав Нагоша, основной задачей ОВД является обес­печение правопорядка и закон­ности. Но не следует забывать, что законность должна быть и в деятельности полиции. Сегодня обстановка располагает к применению архаичных, брутальных мер по борьбе с преступностью. Однако, в противодействии преступности ни в коем случае нельзя переходить грань, очерченную законом. И это - не только требование законодательства, в том числе международные обязательства России.
Исследования показывают, что насилие от имени государства, как законное, так и незаконное, формирует у определенной части населения протестные настроения. В стратегических задачах контроля над преступностью не следует этого забывать. Кто-нибудь из здесь присутствующих готов признать, что законодательство о борьбе с преступностью неэффективно и для качественной борьбы следует прибегать к способам наведения порядка, запрещенным законодательством? Вряд ли. Законодательство предусматривает широкий арсенал средств воздействия на преступность и на преступников. Правозащитники призваны следить за тем, чтобы в борьбе с преступностью соблюдался закон, ни больше, ни меньше. Борьба с преступностью непреступными методами - гарантия решения стратегических задач обеспечение правопорядка.
Для преодоления обозначенного стереотипа и популяризации среди сотрудников полиции правозащитной деятельности, при желании руководства, я или кто-то из моих коллег с удовольствием готовы провести занятия.

2. Что касается непредоставления КУДЛ и КУСП. Здесь прозвучал аргумент, что в этих журналах нет информации, касающейся защиты прав содержащихся. Мы с ходу можем привести семь аргументов, доказывающих обратное. Однако, это не тот путь, которым следует идти - доказывать необходимость изучения документации. И вот почему. Действительно, в Приказе МВД №196 есть пункт 4.2, обязывающий предоставлять определенные документы. В то же время, есть и п.п. 5 п. 1 ст. 16 Закона "Об общественном контроле...", предоставляющий право членам ОНК при осуществлении своих полномочий получать документы, необходимые для осуществления общественного контроля. В силу этого, усилия ОВД надо прилагать не в направлении, чтобы обосновывать, что эти документы не нужны для общественного контроля, а постараться аргументировать, ПОЧЕМУ ИХ ИЗУЧЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО и/или способно причинить вред охраняемым законом ценностям. И если этот вред существует или окажется больше, чем возможная польза, только на этом основании уместно запрещать знакомиться с дополнительной документацией.
В этом направлении гораздо прогрессивнее выглядит ответ зам.министра внутренних дел на запрос Андрея Бабушкина [подробнее тут], который аргументировал запрет на предоставление КУД и КУСП тем, что в них содержатся персональные данные, охраняемые от распространения. Логика, вроде бы, понятная. Однако, министр в своем приказе разрешил все-таки знакомиться с документацией о проведении медицинских осмотров. А она содержит не только защищаемые персональные данные, но и не менее защищаемую врачебную тайну. Таким образом, ссылка на охрану персональных данных с точки зрения формальной логики выглядит непоследовательной и не выдерживает критики.

3.Относительно использования фотоаппаратов - запрет, в частности, обосновывается тем, что это "режимный объект". Однако, во-первых, п.п. 9.1-9.3 Приказа МВД №196 описывает условия, при которых можно производить съемку содержащихся на территории "режимных объектов" лиц. Во-вторых, не существует такого правового режима "режимный объект", запрещающего производство фото- и видеосъемок.

4. Относительно "внезапных проверок" - напомню, что члены ОНК осуществляют общественный контроль в свободное от основной работы время. Зачастую планы работы выглядят так: "Посещение МПС ОВД - по мере поступления жалоб". То есть, мы могли бы внести в план конкретную дату посещения, но от этого внеплановые посещения никуда не денутся.
Если забота руководства касается обеспечения безопасности членов ОНК, то в качестве примера можно привести посещение ими колоний. Стоит ли говорить, что угрозы безопасности в учреждениях ГУФСИН там куда как больше, чем в дежурных частях ОВД или ИВС? Однако, мы  посещаем их и в выходные дни, и после окончания рабочего дня и сотрудники ГУФСИН справляются с обеспечением нашей безопасности безупречно.
Если же руководство озабочено тем, что внеплановые проверки отвлекают сотрудников от несения службы, то, отмечу, руководство почему-то не  идет путем сокращения своих собственных ведомственных внезапных проверок, а предлагает именно ОНК сократить их число.

5. Юрий Кравченко предложил одну из форм взаимодействия с ОНК, которую мы часто предлагаем, но которая не получила еще должного использования - обращения от имени ОНК в органы власти с просьбой о помощи в решении тех или иных проблем подразделений полиции. И ОНК к этому готова. С вашей стороны пожелаю большей инициативности в использовании этой формы взаимодействия с ОНК для обеспечения условий содержания, предусмотренных действующим законодательством...

Примечательно, что после этого выступления В.А. Нагоша призвал обходиться без замечаний, высказал мнение о нецелесообразности критики заместителя министра и попросил не давать рекомендации, как осуществлять свои проверки нижестоящих подразделений.
В целом же, как уже было сказано, этот тернистый путь мы уже прошли во взаимоотношениях с ГУФСИН. Отрадно то, что начало этого пути во взаимодействиях с ГУ МВД по Ростовской области положено. Стороны выразили надежду, что совместные усилия благотворно скажутся на обеспечении правопорядка на донской земле!


1ubs34_7p-w

9bcnUQQyJ3o

89Y45_jl2RY

C7mAKuPg9ko

-D0HWXTLrGA

dWLT8AdIuhM

evAX2pjmmb8

eXTVuq2EDy8

YxPelO0n8Sk

F6M2XYqN24Y

F7e3n-hvqN0

FnySdtvmGMM

FUYws_2fTGU

HsecGU-c8fY

hz63yd7CEEw (1)

I7zlyi8q9Bg

KedqR58Rrzw

ocgwzOZqba0

oY-le_X_tQE

PlFcONsWT-I

Rt67tGAZ_64

V2jIAojrl2U

v6clNOWpWFQ

YoePaYykmIg

P.S. ОНК РО выражает благодарность Асе Микаелян https://vk.com/id11539624за предоставленные фотографии

ИСТОЧНИК:http://prison-yrfin.livejournal.com