Основные проблемы взаимодействия ОНК и силовых ведомств

Основные проблемы взаимодействия ОНК и силовых ведомств

1438

1. При возникновении институтов общественного контроля в России у будущих общественных инспекторов было 3 основных опасения:

- в состав Комиссий войдут в основном люди, лояльные ведомствам;

- представители ведомств в массовом порядке начнут совершать провокации в отношении членов ОНК;  

- ведомства будут игнорировать рекомендации ОНК.

 

Сегодня мы можем оценить, в какой степени эти риски реализовались.

2.       Этапы взаимодействия субъектов общественного контроля:
- адаптационный; в течение этого периода ведомства и члены ОНК присматривались друг к другу;
- период накопления и вызревания противоречий;
- период консолидации и конкуренции.
В настоящее время мы находимся внутри третьего периода развития общественного контроля. Четвертым может стать период противостояния и конфликта либо период сотрудничества.
Условия формирования отношений сотрудничества:
- принятие субъектами ОК той важной роли, которую подконтрольные учреждения играют в жизни общества и государства;
- приоритет прав человека в ценностной системе ведомств.
 

3. Основными проблемами взаимоотношения со ФСИН России является:
- пронос и использование в учреждениях УИС фото и видео техники;
- доступ к личным делам;
- доступ к покамерным карточкам;
-не информирование ОНК о чрезвычайных происшествиях (самоубийства, факты смерти, голодовки, применение спецсредств и т.д.);
- случаи преследования, обратившихся за помощью в ОНК, отсутствие механизмов их защиты.
Несмотря на то, что закон разрешает контролировать конвойный транспорт, опыт такого инспектирования очень скромный.                                                                                              
 

4.       Основными проблемами взаимодействия с МВД РФ является:
- стремление ограничить доступ к документам (Книги учета доставленных, Книги учета сообщений о происшествиях, протоколы об административных правонарушениях, постановления о задержании);
- отсутствие информации о том, в какой отдел направлены задержанные;
- не допуск членов ОНК в те помещения, куда временно помещены задержанные;
- не допуск в конвойные помещения судов;
- реагирование на обращения ОНК;
- встречи первых лиц территориальных органов с членам ОНК.
Следует отметить, что с разными Департаментами МВД сотрудничество складывается по разному. Так, если с учреждениями Департамента охраны общественного порядка (ИВС, спецприемники), проблем не возникает, то при проверке дежурных частей в 2012-13 возникли существенные проблемы.                                                                            
И для МВД, и для ФСИН характера еще одна проблема – сложности выстраивания отношений ОНК с Общественными Советами при ведомствах. Мы видим, что с каждым новым составом общественных советов при этих ведомствах в составе советов все меньше представителей ОНК.
 

5.      При беседах с лицами, находящимися в ИВС и СИЗО членами ОНК были выявлены не предусмотренные законом места принудительного содержания в органах ФСКН и Следственного Комитета России, которые до настоящего времени не являются объектами обществ.

Андрей Бабушкин, Тезисы выступления на международной конференции 5 декабря 2013 года.