ОНК станут сильнее без силовиков?

ОНК станут сильнее без силовиков?

698

Правозащитники предлагают установить квоты на участие бывших силовиков в общественных наблюдательных комиссиях. «Трибуна Общественной палаты» обсудила это предложение с экспертами.

Как передает газета «Известия», члены правозащитной сети «Гулагу.нет», а также представители саратовской, рязанской, башкирской, московской, санкт-петербургской общественных наблюдательных комиссий обратились к уполномоченному по правам человекаЭлле Панфиловой с просьбой законодательно установить квоты на участие бывших силовиков в общественных наблюдательных комиссиях. Свое предложение руководитель «Гулагу.нет» Владимир Осечкин объяснил тем, что одна из задач Эллы Панфиловой – совершенствование законодательства о правах человека и гражданина,  именно по этой причине обращение было адресовано ей.

Напомним, в 2008 году Дмитрий Медведев, который занимал тогда пост президента России, подписал указ о создании ОНК. Решение было продиктовано тем, что на сотрудников колоний поступали многочисленные жалобы. Общественным наблюдательным комиссиям было поручено заниматься борьбой за права человека в местах лишения свободы. Стоит отметить, что правозащитники имеют беспрепятственный доступ в любые следственные изоляторы временного содержания и исправительные колонии. Для того чтобы посетить какое-либо исправительное учреждение  представители ОНК не должны получать разрешение от руководства, но их визиты носят уведомительный характер – общественники обычно сообщают руководству о своем  намерении посетить место принудительного содержания за день, а иногда и за час до прибытия.

Защитники прав заключенных также могут фиксировать все происходящее с помощью видеокамер и фотоаппаратов. Согласно статистике, после появления наблюдательных комиссий количество жалоб на правонарушения в колониях и других местах лишения свободы снизилось вдвое. Как сообщается на сайте Общественных наблюдательных комиссий, «особенность проекта» - это открытость и прозрачность деятельности ОНК, качественно новый подход с акцентом на активное взаимодействие с родственниками заключённых и СМИ. Проект осуществляется без финансовой поддержки со стороны иностранных фондов и без привлечения бюджетных средств.

По мнению лидера «Гулагу.нет» Владимира Осечкина ключевая проблема правозащитников – «это засилье силовиков в рядах ОНК и организаций, занимающихся защитой прав заключенных». Осечкин считает, что силовики входят в состав правозащитников для того, чтобы покрывать своих друзей. «Самый яркий пример — это генерал Валерий Базунов из аппарата уполномоченного по правам человека. Он был принят туда предыдущим омбудсменом Владимиром Лукиным. Он прямо заявлял нашим представителям, что, поскольку он сам бывший генерал, то не будет помогать в расследованиях против силовиков», - цитирует правозащитника издание«Известия».

«Трибуна Общественной палаты» узнала у экспертов, насколько целесообразно предложение правозащитной сети «Гулагу.нет». Член ОП РФ, председатель Общественной  наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Республики Северная Осетия-Алания Александр Кучер уверяет, что не все силовики – плохие люди.

«Дело в том, что всё зависит от человека. Бывает, что бывшие силовики, знающие эту систему, являются – хорошими, порядочными, образованными людьми, которые могут принести больше пользы, чем люди, которые вообще не сталкивались с этой областью. Силовики могут знать нюансы и слабые места правозащитной деятельности в местах лишения свободы. Правозащитники хотят сказать, что нет порядочных силовиков? Тогда вообще жить не хочется. Силовики – это сотрудники МВД, УФСИН и т.д. Получается, что мы живем и не доверяем этим людям? Как жить тогда?

С другой стороны, квоты можно ввести для того, чтобы как-то установить равномерное распределение людей в ОНК. Не хочется, чтобы в одной комиссии были только, к примеру, бывшие сотрудники МВД. Хотелось бы, чтобы там были и соцработники, представители духовенства. Мы реально видим, что если заключенный уверовал в бога, то жизнь его меняется. Статистика показывает, что люди, которые поверили в бога в колониях, не совершают повторные преступления. Кроме того, комиссиям нужны врачи. Бывшие силовики также нужны, но в разумной достаточности», - считает эксперт.

Ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталья Евдокимова полностью поддерживает предложение организации «Гулагу.нет».

«Я полностью согласна с предложением ввести квоты для бывших силовиков. Если эти люди будут состоять в общественных наблюдательных комиссиях, то они будут покрывать тех, кем они когда-то сами работали. Это мы и наблюдаем в регионах Российской Федерации. Происходит подмена правозащитников бывшими силовиками, которые вступают в сговор с теми, кого нужно проверять и фактически ОНК перестают работать», - заявила правозащитница.

По мнению члена Правозащитного совета Санкт-Петербурга Леонида Романкова,  инициатива ввести квоты для силовиков имеет смысл.

«Я считаю, что это правильное предложение. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что если судьями являются бывшие прокуроры или представители силовых структур, к примеру, из ФСБ, то часто наблюдается смычка между испольной властью и такими судьями или правозащитниками. Зачастую наблюдается такая профессиональная корпоративная смычка. Я считаю, что нужно ввести  квоты не только для общественных наблюдательных комиссий, но и для судебных органов»,- озвучил свои мысли  защитник прав человека.

Член ОП РФ, председатель Совета Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных Сил Вячеслав Михайлов уверен, что нужно делать выводы о человеке по его моральным качествам, а не по его принадлежности к какой-либо силовой структуре.

«Я бы сказал, что не нужно делать выводы о человеке, принимая в расчет только его профессию. Бывших силовиков много, и среди них есть, как порядочные люди, так и непорядочные. Мне кажется, что не нужно ставить вопрос таким образом. Присутствие в каких-либо силовых структурах ничего не говорит о личностных качествах человека. Я считаю, что представителя общественной наблюдательной комиссии необходимо выбирать исходя из его нравственных качеств. Это дело тонкое. Кроме того, могу сказать, что бывшие силовики, скорее всего, лучше знают проблемы, с которыми люди сталкиваются в местах лишения свободы. Я сторонник того, чтобы при выборе правозащитника нужно обращать особое внимание на деловые и моральные качества кандидата», - отметил член Общественной палаты.